Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. | Какую тему вы изучили на предыдущем уроке? (Что такое деньги?) - Какие способы обмена товаров и услуг существует? (бартер и купля-продажа) - Дайте определение слову «деньги». (Деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги) Какие денежные единицы вы знаете? (Россия – рубль, США – доллар, евро) Для чего нужны сбережения? (человек использует их тогда, когда необходимо) Решим кроссворд.(слайд 1) На доске: 1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная... Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата. -Какое ключевое слово получилось? (бюджет) Как вы думаете, какова тема нашего урока?(государственный бюджет, бюджет страны. -Какую цель урока мы поставим? | Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Словесный: чтение и повторение правил | - Итак, что такое бюджет? Откройте учебник на стр 71, и найдите определение. Кто нашел сигнал. Прочитаем. (Бюджет – это план доходов и расходов). (слайд 2) - Как вы думаете, у кого может быть бюджет? ( у семьи, у предприятий, у государства) Вы правильно рассуждаете. И очень верно было сказано, что государство тоже имеет свой бюджет. И такой бюджет называется государственным. - Зачем нужен бюджет государству? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр 72 первый абзац.( чтобы заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить.) -Кто скажет, что такое доходы? Найдите в тексте.(слайд 3) -А откуда государство получает доходы? (из налога граждан, организаций). Совершенно верно ребята. Большую часть доходов составляют налоги, ведь если у человека есть земельный участок, дом, свое предприятие, то он должен платить государству налоги. Например, ваши мамы и папы, получив зарплату, должны часть этого дохода заплатить государству. -Ребята, скажите пожалуйста, что такое налоги? (слайд 4) -Как вы думаете, налоги-это добровольные взносы или принудительные? Итак, налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, квартиры, с продажи полезных ископаемых, с тех денег, которые заработали предприятия. Налоги платят все и раньше люди тоже платили налоги. -Кто помнит, как раньше называли налоги? (Дань) - В виде чего народ платил государству дань? ( Люди отдавали часть своего хозяйства, урожая, ценные шкуры животных, масло, молоко). - Почему они платили такими товарами? (потому, что тогда еще не существовали деньги). Но мы с вами сказали, что бюджет это план доходов и РАСХОДОВ. -А что такое расходы? (слайд 5) -Откуда у людей берутся деньги? (получают зарплату, пенсию, пособия) Правильно. - А кто оплачивает труд рабочих? (государство). Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов. -на образование - на здравоохранение - на содержание армии и полиции - на науку и культуру - на охрану природы -на выплату пенсий и пособий. Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее. | Слушать учителя. Участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Читать отрывки. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание | -А теперь давайте выполним задание 1. Посмотрите на слайд. Вам нужно продолжить предложение.(слайд 6) А) план доходов и расходов – бюджет Б) Деньги, которые поступают в бюджет – доходы В) Деньги, которые тратятся из бюджета – расходы Г) Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству – налоги. - Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему? «Доход» = «Расход» «Доход» «Расход» «Доход» (В современном мире доходы должны превышать расходы, так как у государства в любое время могут возникнуть незапланированные расходы) - Ребята, давайте разделимся на 2 команды. 1-й ряд и 2-ой ряд 1-го варианта будут командой под названием «доходы», а 2-ой ряд 2-го варианта и 3-ий ряд будут 2-ой командой под название «расходы». Я буду называть вам расходы или доходы, а вы будете поднимать сигнальные карточки, если это относится к вам. Все это рассматривается для человека. - Зарплата человека? (доход) - Ремонт автомобиля? (расход) - Покупка лекарств? (расход) - Стипендия? (доход) - Пенсия? (Доход) - Посещение музея? (Расход) - Покупка продуктов? (Расход) Молодцы, ребята! Все поднимали карточки верно. - А сейчас выполним задание 2.Посмотрите на слайд. (слайд7) Прочитаем задание вслух. Итак, вам надо написать профессии людей, которые получают зарплату из бюджета. -Кто мне скажет профессии людей в образовании? (воспитатели, учителя, директора) Правильно. Запишите ребята. - На здравоохранение? (врачи, медсестры) - На содержание милиции и армии? (военные, солдаты) - На науку и культуру? (ученые, писатели и художники) - На охрану природы? (охранники водоемов, лесов) (слайд 8) - Ребята, а теперь давайте решим такую математическую задачу: В казну пришло 7 тысяч долларов, 3тысячи ушли в ремонт школ, позже дали ещё 10 тысяч, из всего этого еще 6 тысяч ушло на фермерское дело. Сколько осталось денег в казне? (7-3+10)-6=8 тысяч долларов осталось в казне. Задача 2. (слайд 9) В Америке, в штате Калифорния, установлен штраф в 500 долларов за каждый камень, брошенный в бабочек – монархов. Какую сумму придется заплатить в государственный бюджет за три камня, брошенных в этих бабочек? Задача 3. (слайд 10) Одна монета государства Купляндия равна 10 лесным денежкам. Одна монета страны Обмении – 5 лесным денежкам. Сколько монет страны Обмении нужно потратить, чтобы купить 1 монету государства Купляндии, если представить себе, что она продается только за лесные денежки? | Отвечать на вопросы. Анализировать текст. Актуализировать знания. Доказывать свою точку зрения. Работать в группах. | Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | -Какова была цель сегодняшнего урока? -Достигли ли мы? -Давайте еще раз повторим: Что такое бюджет? (план доходов и расходов) Зачем нужен государственный бюджет? (чтобы государство могло заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить). Откуда государство получает доходы? (доходы государство в основном получает от сбора налогов) Что вы узнали нового? (что такое государственный бюджет, доходы, расходы, налоги) Что показалось трудным? | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |