СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.

Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел « Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет», строится новое знание «семейный бюджет».

Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Семейный бюджет"»

Проект урока

Окружающего мира


Тема: «Семейный бюджет»

3 класс

Номинация: «Современные инновационые образовательные технологии»

Технология: «Триз»












Выполнила:

Барановская Галина Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «ООШ с. Курджиново»

Урупского района
















Пояснительная записка.


Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.

Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел « Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет», строится новое знание «семейный бюджет».

Урок состоит из нескольких частей: актуализации знаний, самоопределение к деятельности, конкретная работа по теме урока, выполнение проекта и рефлексия. После повторения составляющих частей государственного бюджета, учащиеся самостоятельно определяют тему и цели данного урока. В основной его части обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет" и выясняют составляющие семейного бюджета.

 Для выработки первичных умений планировать свой бюджет учащиеся выполняют проект, который проходит в виде групповой работы. Где учащиеся разбиваются на 4 группы и распределяют бюджет своей семьи, из предложенного списка расходов. Учащиеся выясняют наилучшую формулу распределения расходной и доходной частей бюджета и какие товары или услуги являются обязательными для оплаты. Проверка выполнения проекта проходит мобильно, затем проходит обсуждение,  на чём можно сэкономить, если в бюджете образовался дефицит. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают продуктивность своей работы.

Тема: Семейный бюджет.

Цели урока:

1. Дать общее представление о семейном бюджете

2. Создать условия для развития УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации, обучение умению анализировать представленный материал.


3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях с помощью приемов и методов ТРИЗ.


Ожидаемые результаты:


Предметные результаты

  • Иметь представление о понятии «семейный бюджет»; знать составные части семейных доходов и расходов;

  • Метапредметные результаты

  • Характеризовать составные части семейных доходов и расходов; определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

  • Личностные результаты

  • Осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности

Тип урока. Урок получения новых знаний.

Используемые технологии. На уроке использованы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся ( приемы и методы технологии ТРИЗ ,проблемное обучение, проектные технологии).

Время, отведенное на все этапы урока, использовала рационально. Все связи между этапами логичны.




Оборудование:

Интерактивная доска, маршрутные листы, карточки, схемы, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса,


План:

  1. Орг.момент – 1 мин.

  2. Актуализация знаний – 3 мин.

  3. Постановка проблемы – 3мин.

  4. Целеполагание – 2 мин.

  5. Открытие нового знания. Проект «Семейный бюджет» – 15 мин.

  6. Физкультминутка – 1 мин.

  7. Представление своих проектов – 10 мин.

  8. Составление рекомендаций – 5 мин.

  9. Подведение итогов – 3 мин.

  10. Рефлексия – 2 мин.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой.

Ребята , вселюди на планете одна большая семья. Давайте все вместе возмемся за руки и пожелаем друг- другу…..

-Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Помашите им ручкой .

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его всем вам.

Улыбнитесь. Это просто.

Лучик солнца этот вам.

Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Сядьте удобно, прямо, красиво. Внимательно слушайте то, что я буду говорить. А вы будете мне отвечать на вопросы простыми ответами да,нет. Хорошо?

Вы все готовы к началу урока?

Может кто то что то забыл?

Ваши глазки на меня внимательно смотрят и все все видят?

Ушки внимательно слушают?

- Сегодня на уроке вы сделаете небольшое, но очень важное открытие?

Для этого нам нужны будут ваши знания, внимание, поддержка и помощь?

Отвлекаться не будете? Молодцы!

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем. Отгадайте тему нашего урока.

Долго составлял экономист

План расходов и доходов,

В чернилах весь его манжет.

Зато готов для всех… (бюджет).

Итак. Внимание сегодня на уроке вас всех приветствует

– семья Лебедевых.

– семья Муравьёвых..

- семья Жуковых.

- семья Журавлевых.

-Кто же из вас догадался какова сегодня тема нашего урока? (Семейный бюджет)

СЛАЙД 1

Чем же мы сегодня с вами будем заниматься?

Мы с вами узнаем, что такое семейный бюджет. А главное мы

познакомиться с распределением денег в семейном бюджете.



III Проверка домашнего задания.

- Мне интересно знать, дорогие семьи, что вы уже знаете о деньгах, и мне необходимо провести небольшой опрос, За правильный ответ каждая семья будет получать бонусы.

-Вы знаете, что это такое? У вас на столах лежат рабочие листы .Найдите в них словарь урока. Прочитайте и скажите что такое бонус. ( Это – премия, вознаграждение).

- Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)

- Что означает денежная сумка?     ( Бюджет.)

- Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)

-Что такое бартер? (прямой обмен одних товаров на другие)

-Что использовалось раньше в качестве денег? (шкурки пушистых зверей, морские ракушки, обмен товаром)

-Деньги, которые откладывают на будущее? (сбережения)

- Зачем нужен в каждом государстве бюджет?(государство заранее должно рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить.)

-На что расходуется государственный бюджет? ( на образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий)

-Предмет, изготовленный для продажи называется …( товар)

-Стоимость одной вещи, предмета? (цена)

Обобщение: государственный бюджет – план доходов и расходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику.

-Вы молодцы Хорошо потрудились.

-Я хочу вознаградить вас за знания и превращаю заработанные вами бонусы в товар, который можно обменять на другие товары(На столе стоят четыре коробочки с вывесками – названиями товаров. Дети сами выбирают, на что им обменять бонусы. Среди предложенных товаров обыкновенные невзрачные шариковые ручки, наклейки, красивые блокноты, красочные обложки на тетради или закладки. Цена товара указана на ценнике.)

- Вы истратили все бонусы? Запишите свой доход и расход в рабочий лист. (Перед уроком проверяю, чтобы на партах не было ни ручек, ни карандашей.)

- У вас возникли какие-то проблемы? (Нечем писать)

- Но у меня ещё осталось много ручек, и вы можете их обменять на бонусы. (Бонусов больше нет)

- Вот так бывает и в жизни, когда люди, забывают, что помимо удовольствий, необходимо учитывать каждодневные потребности человека.

- Я надеюсь, что вы это сегодня обязательно уясните, а пока я выдаю вам ручки во временное пользование. Запишите свой доход и расход.

-Найдите в своих рабочих листах формулы доходов и расходов и поставьте галочку напротив той формулы, которая подходит каждому из вас в данной ситуации. Если вы правильно справились с этим заданием, то рядом с ним поставьте плюс в своем рабочем листе.

Доходы = расходы

Доходы расходы

Доходы



IV Новая тема.- Вы знаете из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов) .

СЛАЙД 2

А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов) .

СЛАЙД 3

Кластер «Семья»- групповая работа.

Из чего состоят доходы и расходы в семейном бюджете? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним из кого состоит семья? Назовите членов семьи. (Мама, папа, дедушка. бабушка. дети) Дети в семье могут быть совершеннолетние и несовершеннолетние – до 18 лет.

-Давайте с вами выясним, из чего могут складываться доходы семьи?( по ходу того, как дети дают ответы, вывешиваю таблички на доску)

-Что должны делать члены семьи для обеспечения нормальной жизни? (Работать).

-Правильно, все взрослые члены семьи трудятся.

-А что они получают за свой труд?

(Деньги).

-А как называются деньги, которые получают за работу? (Заработная плата).

-Кто в семье получает заработную плату?

(Папа и мама).

СЛАЙДЫ 4,5,6,7

-Кто еще может получать заработную плату?

(Дедушка и бабушка, если они работают и совершеннолетние дети).

СЛАЙД 8.

-Что еще получают дедушка и бабушка? (пенсию).

-Найдите в словаре урока, что означает слово пенсия.

-Пенсия – это тоже деньги. Ее платят пожилым людям, проработавшим много лет на различных предприятиях.

СЛАЙД 9.

-Если мама находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком, то она получает пособие.

-Если дети продолжают обучение после окончания школы в профессиональных училищах, техникумах, то они могут за свой труд, а учеба тоже труд, получать деньги, они называются «стипендия».

Кластер. Доходы семьи.

Доходы семьи

Зарплата

Пенсия

Стипендия

Пособие

V. Физкультминутка

СЛАЙД 10

-Доход семьи может меняться. От чего это зависит, вам поможет понять игра «Больше или меньше», которая нам позволит и немного отдохнуть.

Я буду читать задачу, а вы должны определить, больше или меньше станет доход семьи. Если больше - прыгаем на двух ногах и машем руками над головой, если меньше – то стоим на месте и разводим руки в стороны.

  • папе в этом месяце дали премию;

  • маме задержали заработную плату;

  • сестре повысили стипендию за отличную учебу;

  • дедушка выиграл в лотерею;

  • бабушка уволилась с работы;

  • брат заработал деньги, разнося рекламную газету.




VI/ Продолжение работы над новой темой.

- Про доходы семьи мы с вами узнали. Но в любой семье есть не только доходы, но и расходы.

-Расходы - это деньги, которые семья тратит на покупки.

-Расходов в семье много, и их никак не избежать.

-На что расходуются деньги в вашей семье?

(Дети называют статьи расходов, учитель на доске помещает карточки.)

СЛАЙД 11.

Расходы семьи

игрушки

продукты питания

одежда, обувь

школьные принадлежности

квартплата, коммунальные платежи

сладости

лекарства

походы в театр, музей, цирк

расходы на транспорт

- Ребята, посмотрите. Мы составили план доходов и расходов. Что это такое? Прочитайте. Вот только буквы рассыпались. (ДЮЖБЕТ) Поменяйте их местами. Какое слово получилось? (Бюджет) Да, мы составили семейный бюджет. Запишите в своих рабочих листах слово бюджет над словами доходы и расходы.

-Доходы и расходы семьи составляют ее бюджет. Мы выяснили с вами из чего могут складываться доходы и расходы семьи. Составляется семейный бюджет не на год, а на более короткий срок, например на месяц.

- Что необходимо учесть взрослым, когда они начнут расходовать деньги? (что нужно оплатить обязательно)

- Поставьте галочки в своих рабочих листах напротив тех пунктов расходов, которые вы считаете обязательными.



СЛАЙД 11

Расходы семьи

игрушки

продукты питания

одежда и обувь

школьные принадлежности

квартплата, коммунальные платежи

сладости

лекарства

походы в театр, музей, цирк

расходы на транспорт

(Проверка выполнения задания.)

-Проверить свои предположения мы сможем, прочитав материал в учебнике на с. 79 четвёртый абзац сверху.(читают и делают вывод ) Подтвердились наши предположения ?

-Если вы задание выполнили правильно, то поставьте плюс рядом с этим заданием)

СЛАЙД 12

Творческая работа «Распределение денег».

-Я не буду говорить, сколько денег в предполагаемом бюджете ваших семей. Мы даже уберем из разговора слово рубли. Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть у нас с вами будут «Шустрики».

-У вас на партах лежат листы с названиями товаров ,а услуги вы увидите на доске. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте. что существуют ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.

-Сложите все шустрики. . Какая сумма у вас получилась?

-А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков в месяц.

СЛАЙД 13.

-У кого сумма больше этой цифры?

-Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, т.е. нехватка денег, расходы превышают доходы)

СЛАЙД 14

-У кого сумма меньше 100…шустриков? Что вы смогли сделать? (отложить сбережения).

-Возьмите свои рабочие листы и давайте вернёмся к нашим формулам. Подчеркните формулу, которая является наиболее правильной для семейного бюджета.

-Конечно это все условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? (ответы детей)

-Где можно сэкономить?

VII Работа в группах.

-Каждой семье предлагаю дать советы для экономии семейного бюджета Вам нужно выбрать верные утверждения:

Задание для 1 группы

-Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов.

Уходя из дома, не забывай выключать свет.

Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

Задание для 2 группы

Сходил в магазин, оставил сдачу себе.

Бережно относись к своим вещам.

Не разговаривай долго с друзьями по телефону.

Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

Задание для 3 группы

-Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов.

Уходя из дома, не забывай выключать свет.

Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

Задание для 2 группы

Сходил в магазин, оставил сдачу себе.

Бережно относись к своим вещам.

Не разговаривай долго с друзьями по телефону.

Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

Может еще кто – нибудь из семей что нибудь подскажет идею для экономии денег?

Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно много трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Готовый список советов по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируй семейный бюджет исходя

из доходов


Уходя из дома, выключайте свет


Просите у родителей новую игрушку

к каждому празднику


Бережно относитесь к своим вещам


Чаще пользуйтесь услугами такси


После похода в магазин оставляйте сдачу себе


Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону


Напоминайте родителям о своевременной оплате налогов

Как я могу помочь пополнить бюджет семьи?


Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 10 кроликов, а Оля 8 цыплят. На рынке кролик стоит 100 руб, а цыпленок 200 руб. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?



На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:

  • срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

  • талантливому скрипачу на покупку скрипки;

  • врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

  • спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. (Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)



Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.


Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.



5. Закрепление изученного материала




Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах.

Каждая группа зачитывает 1 пословицу, объясняет смысл.

Денежки счёт любят.
Бережливость лучше богатства.
По приходу и расход.
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
Копейка рубль бережёт.

VIII. Итог урока.

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу:»Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет. Таким образом мы ответили с вами на вопрос, на который не все смогли ответить в начале урока. Теперь вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (потому что родители рассчитали какие суммы и куда пойдут в течение месяца, на что потратить деньги в первую очередь, потому что, если купят игрушку, то может не хватить денег на что-то очень важное, например на продукты. Доходы должны быть больше чем расходы.)

- Сделаем вывод, запишите в рабочих листах. Для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план…….(доходов) и…….(расходов) –семейный……….(бюджет).


XI Рефлексия.

-На доске прикреплены листы в форме копилки с надписями:

-Обязательно расскажу об этом дома

-Мне это пригодится

-Мне это не нужно

- На уроке вы сегодня много узнали. Были ли знания для вас полезными? Это помогут определить копилки знаний. Выберите копилку и прикрепите на нее смайлик.







5. Закрепление изученного материала



А как еще можно сэкономить деньги вы узнаете на следующем уроке.

Слайд 15,16,17.






1. Решают математические задачи по данной теме

Задача 1

У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц.

Сколько денег можно накопить семье за год?

Задача 2

В школьной столовой стоит пирожок стоит 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка?

Задача 3

Проезд в маршрутном такси стоит 50 рублей. Сколько нужно денег, чтобы приехать в школу и обратно домой?

Решают задачи, объясняют решение.

Вывод: Копейка рубль бережет

2. Игра «Сделай подарок».

-А теперь представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.


3. -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания. 
продукты стоимость 
хлеб  16 руб
молоко  37 руб
мясо  200 руб
сахар  30 руб
масло  160 руб



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!