СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру по теме "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по окружающему миру «Семейный бюджет», 3 класс,          учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков (ФГОС. "Школа России")

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру по теме "Семейный бюджет"»


Проект урока по окружающему миру «Семейный бюджет», 3 класс, учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков Просвещение 2013 г. (ФГОС. "Школа России")


Тема урока: «Семейный бюджет»

Тип урока: изучение новой темы

Форма урока: урок-практикум (с использованием ролевой игры)


Цель: Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, правилами ведения домашнего хозяйства, учить планировать (соотносить свои желания, потребности и возможности);

  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.

  • Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.

  • Развивать познавательный интерес, устную речь детей.

  • Развивать умение делать оптимальный выбор.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе.

  • Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение, уважение к старшим.

Оборудование.

карточки – схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), листы для самооценки, компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, таблички с названием «кирпичиков».


Ход урока

I.Организационный момент. (Эмоциональный и организационный настрой

(Слайд 2)

- Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы!

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу.

Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения.

– Определите свое настроение на начало урока (оценивают своё настроение смайликами). 

- На уроке мы вновь работаем в группах. Назовите правила работы в группе.

- Все ли правила сказали. Проверьте.

Повторение правил работы в группе (слайд 3)

  • В группе должен быть ответственный

  • Работать должен каждый на общий результат

  • Один говорит, другие слушают

  • Своё несогласие высказываем вежливо

  • Если не понял, переспроси.


II.Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях

Вопросы учителя группам: (слайд 4) «Государственный бюджет»

-Что такое государственный бюджет? (план доходов и расходов государства)

-Что означает выражение "денежная сумка"? (бюджет)

-Как называются деньги, которые в нее кладут? (доходы)

-Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? (расходы)

-Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (налоги)

- На что идут расходы?

-молодцы!


III. Постановка проблемы урока

-Как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (да, семейный)

-Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? Отгадайте ребус. (слайд 5 семья)

-Подумайте и обсудите в группах ответ на вопрос; Может ли у семьи быть свой бюджет? (ответы детей)


IV. Определение темы урока.

- Как вы думаете над какой темой мы будем сегодня работать на уроке? (Семейный бюджет), (слайд 6)

- Какие задачи мы сегодня ставим перед собой на уроке? (слайд 7)

- Какая задача стоит сегодня перед нами на уроке? (слайд 7)


V. Работа по теме урока

- Мы с вами сегодня будем работать не просто в группах. А каждая группа- это будет семья. (слайд 8)


- Чтобы всем членам семьи было хорошо и уютно, какой должна быть семья? (ответы детей; дружная, все должны помогать друг другу, поддерживать, быть внимательными.)


1."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

-Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (из доходов и расходов) (слайд 9)

-Назовите членов семьи. (мама, папа, дети, бабушка, дедушка)

-В ваших больших семьях (группах) проживают мама, папа, бабушка, дедушка, дочь (сын) студент и дочь (сын) школьник. Распределите роли.

- Какие доходы могут быть в семье? (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки и дедушки, стипендия студента)

Учитель, обобщение: (слайд 10)

Если в семье работает папа, мама, есть бабушка и дедушка, еще маленькие дети и студенты. В такой семье доходы сложатся из зарплаты родителей, пенсии, пособий и стипендии.

2.Определение новых терминов (учебник С.77) (слайд 11-12)

- Откройте учебник и найдите ответы на вопрос: Какие виды доходов еще существуют? (Обсудите в группах-семьях ответ на вопрос)

Учитель, обобщение:

Если папа (или другой член семьи) – писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар.

Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а прибыль от работы фирмы.

Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму денег – процент.

-Доход семьи – это сумма, заработанная членами семьи за месяц.


VI.Физкультурная минутка.

Мышечная и эмоциональная релаксация

- Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают, если нет - поднимают руки.


VII.Первичное закрепление нового материала.

В ваших семьях появились доходы. Вам необходимо подсчитать общий доход вашей семьи. Как и в любой семье, в вашей есть и расходы.

- У вас на столах карточки (доход семьи и расходы).

- Подсчитайте доход вашей семьи. (94 денежки) (слайд 13)

- Возьмите карточки с расходами и распределите расходы по значимости от 1 до 14. (слайд 14)

- Что произошло в ваших семьях? Из-за чего начинается спор? (распределение расходов)

- Почему произошёл спор? (доход меньше, чем расход)

-Какие советы по экономии вы можете порекомендовать?

-Кто должен принимать решение о расходах в семье? (все вместе) (слайд 15)


3.Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (слайд 16).

-Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье? (доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов)

– Правильно. А какая формула будет лучшей? (та, в которой доходы больше, чем расходы)

– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

Тексты карточек: (Слаид17)

дефицит – превышение расходов бюджета;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)

- Давайте попробуем разобраться с данной ситуацией, почему же так получилось.

– На чем можно сэкономить? (ответы обучающихся) (слайд 18)

- Что такое экономия? (ответы обучающихся)

- Экономия – это когда бережно относишься ко всему что нас окружает, потому что это экономит наше время, силы, здоровье и деньги.

Учитель обобщение: в каждой семье должна быть экономия, мы должны бережно относиться к вещам, бытовым приборам, к расходованию электричества и воды. (слайд 19)

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (Ответы: не покупать лишних вещей, большого количества продуктов, бережно относиться к своим вещам, экономно расходовать воду и электричество. Необходимо планировать расходы. Нужно много трудиться)

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

(Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

VI. Самостоятельная работа.

1.Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)

2.работа с учебником. (слайд 20-21)

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Найдите ответ на вопрос в учебнике с.77. (премия, наследство)

- А непредвиденные расходы? (болезнь, несчастье). (слайд 22)

-Как нужно планировать семейный бюджет? (исходить из доходов).

Теперь мы знаем, что есть государственный, семейный бюджет. Вы должны уже сейчас учиться быть бережливыми, составлять свой бюджет.


VII.Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в работе в тетради с.48 №2 (слайд 23-24)

– Теперь обменяйтесь тетрадями для проверки. Проверьте работу своего соседа. (слайд 25)

- Кто верно выполнил задание? Молодцы!

Обобщение: нужен ли семейный бюджет?

Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах.

Слайд 26 - пословицы

Денежки счёт любят. Бережливость лучше богатства.

По приходу и расход. Копейка рубль бережёт.


VIII. Подведение итогов урока. (слайд 27)

Что вам понравилось?

Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (2 мин)

Творческое домашнее задание. (слайд 28)

– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

IX. Рефлексия и самооценка уч-ся

– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе группы – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

Молодцы!

– Благодарю вас за урок!


Литература:

Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организации / А.А.Плешаков. – М.:Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Учебник для 3 класса в 2-х частях; М.: «Просвещение», 2012

Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях; издательство М.: «Просвещение», 2013

Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс. М.: ВАКО, 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!