СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОНЗ по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание глаголов повелительного наклонения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОНЗ по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание глаголов повелительного наклонения"»

Русский язык. 6 класс. Урок ОНЗ.

Тема: Правописание глаголов повелительного наклонения.

Цели урока: (для учителя).

  1. (образовательная) Познакомить учащихся с правилом правописания глаголов повелительного наклонения.

  2. (образовательная) Сформулировать у учащихся умения правописания глаголов повелительного наклонения.

  3. (деятельностная) Тренировать умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в парах, умение оценивать свою деятельность.



Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече, надеюсь, общение наше сегодня будет приятным и плодотворным.

Я предлагаю вам прочитать стихотворение.

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.



Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

(Вадим Шефнер)

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Как вы его поняли?

- О чём оно? В чем его особенность? (Это призыв постараться понять законы природы, вечно дивиться её чудесам, радоваться каждому мгновению, научиться ценить настоящую жизнь.)

- Что помогает нам это увидеть? Какая часть речи помогает поэту создать в стихотворении форму напутствия? (Глаголы повелительного наклонения).

- Как вы думаете, а всё мы знаем о повелительном наклонении глагола? (нет) Хотите узнать что-то новое? (да).

- Как вы будете открывать новые знания? (Поймём, что мы не знаем, и сами найдем способ).

2. Актуализация знаний.

- С чего мы начнем? (с повторения).

- Что будем повторять? (только то, что нам потребуется для открытия новых знаний).

- Что вы можете сказать о глаголах повелительного наклонения?

- В чём их особенность? Что вы уже о них знаете? (эталон 1)

(Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию в виде приказания, пожелания, просьбы. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени

- с помощью суффикса –и (несут-неси)

- без суффикса (наденут-надень)

В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и выражают значение лица.)

- Всё, что мы повторили, пригодится нам в открытии нового знания.

- Я предлагаю вам выполнить пробное действие (слайд 2, карточка 1)

- Вставьте, где необходимо, буквы и объясните правильное написание.

а) Назнач_ дежурного по классу.

б) Спряч_ ся в соседней комнате.

в) Увелич_те выпуск товаров народного потребления.

- Кто не справился?

- Что не смогли сделать? (Не смогли вставить пропущенные буквы в глаголы повелительного наклонения.

- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать ответ).

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что вы не смогли сделать? (мы не смогли вставить буквы в глаголы повелительного наклонения).

- Почему? (Мы не знаем правила правописания глаголов повелительного наклонения).

4. Построение проекта выхода из затруднений.

- Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать правила правописания глаголов повелительного наклонения и научиться пользоваться этими правилами).

- Как будет звучать тема урока? («Правописание глаголов повелительного наклонения») (слайд 3)

- Всегда легче работать по плану. Я предлагаю всем такой план. (слайд 4)

План.

  1. Прочитать предложения.

  2. Найти и выписать глагол повелительного наклонения.

  3. Посмотреть: после гласного или согласного пишется мягкий знак.

  4. Выделить суффикс и окончание в глаголах.

  5. Сделать вывод.

5.Реализация построенного проекта.

- Перед вами карточка №2 с таблицей и план. Работа в группах. (слайд 5)















Предложения.

Найти и выписать глаголы повелительного наклонения.

Посмотреть: после гласного или согласного пишется мягкий знак.

Выделить суффикс и окончание в глаголе.

Сделать вывод.

  1. Намажь масло на кусок хлеба.







  1. Умножьте однозначное число на многозначное.





  1. Усиленно готовься к соревнованиям по лёгкой атлетике.







Вместе с ребятами проверить, что получилось, и сделать вывод.

- В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных пишется Ь, который сохраняется перед –ся и –те: намажь, намажьте, спрячься.

- Где мы это можем проверить? (по учебнику).

- Откройте стр. 117, прочитайте (эталон №2).

- Что нового добавилось к эталону? Исключение: ляг, лягте.)

- А теперь давайте попробуем составить алгоритм. Перед вами неправильный алгоритм, сделайте его правильным, поменяв местами строки. (слайд)

Алгоритм.

  1. Найти глагол повелительного наклонения.

  2. Посмотреть: после гласного или согласного пропущена орфограмма.

  3. Выделить суффикс и окончание глагола.

  4. Вспомнить правило и вставить пропущенную букву. (В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных пишется Ь, который сохраняется перед –ся и –те: намажь, намажьте, спрячься.

Исключение: ляг, лягте.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Вернитесь к пробному действию и выполните задание. (У доски по эталону).

- Какой цели достигли? (Узнали правило правописания глаголов повелительного наклонения).

- А что теперь надо сделать? (Потренироваться).

- Выполните задание (у доски). (Слайд 7).

- Запишите предложения, объясните написание.

1) К началу торжественного вечера украс_те зал.

2) Семь раз отмер_ - один раз отреж_.

- Задание в парах. (Карточка 3).

1) Утеш_те плачущего ребёнка.

2) Наден_ пальто, подпояш_ся и иди гулять.

- Проверка. (Слайд 9).

1) Утешьте плачущего ребёнка.

2) Надень пальто, подпояшься и иди гулять.

- Встаньте, у кого получилось так при проверке.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Слайд 10 (карточка №3).

Самостоятельная работа.

  1. Обознач_те путь нашего следования по карте.

  2. Подготов_ся к экзамену по русскому языку.

  3. Состав_ связный рассказ на одну из предложенных тем.

- Проверка. (Слайд 10).

Самостоятельная работа.

  1. Обозначьте путь нашего следования по карте.

  2. Подготовься к экзамену по русскому языку.

  3. Составь связный рассказ на одну из предложенных тем.

- Кто ошибся? Поднимите руку.

- Где было затруднение?

- Каким правилом вы должны были воспользоваться?

- Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись?

- Какой цели достигли? (Потренировались).

8. Включение в систему знаний и повторений.

- Где нам в жизни нужны будут эти знания? (Для сдачи экзаменов).

Я предлагаю вам сделать задание из сборника для подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕМЯСТАМИ учениками

ЛЯЖЬТЕ на пол

ПОПРОБУЕМ разобраться

ИСПЕКИ пирог

с ОБЕИХ сторон

- Выполним упражнение 543 стр. 117 (1, 3, 4 предложения).

9. Рефлексия.

- Давайте вспомнил, какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Оцените свою работу. (Заполните вазу цветами).

Домашнее задание: параграф 76, упражнение 543.

- Урок закончен. До свидания.























Урок русского языка в 5-м классе по теме "Паронимы"

  • Трофимова Ольга Васильевнаучитель русского языка

Разделы: Русский язык

Цели урока:

1) усвоение лексического понятия “паронимы”;
2) формирование умений:

а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).

3) развитие творческого воображения учащихся.

Ход урока:

I. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.

- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

Безымя(н,нн)ый мастер.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Как называются слова, заключённые в скобках?

- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

- Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Отгадайте кроссворд и узнайте их название. (Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.)

 развернуть таблицу

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. 
2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. 
3. Краски, растворимые в воде. 
4. Способность к восприятию и различению запахов. 
5. Очарование, притягательная сила.
6. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. 
7. Группа людей. 
8. Овощ.

 развернуть таблицу

Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.

(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями) (В случае затруднения предлагаем послушать текст)

Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

Возможные версии:

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”. 
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Вывод:

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

- Составим модель слов “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа в парах)

 развернуть таблицу

Однокоренные
Смешение в употреблении

 развернуть таблицу

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? (Работа с этимологическим словарём)

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

Слова “рыбий” и “рыбный”, “подпись” и “роспись” - паронимы.

- Какие из слов в кроссворде являются паронимами?

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)

II. Знакомство со “Словарём паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшева.

III. Тренировочные упражнения:

1. Послушайте разговор одноклассников. Выскажите свое мнение по поводу предмета разговора.

Настя Кувшинчикова говорит:

- Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…

Вова Бутузов внушительно сказал:

- Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты, Настя, не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе. [1]

(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)

- В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)

Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить - предъявить, показать.

2. Спишите, вставляя нужные глаголы (представить, предоставить):

Вы мне ... решать это самому.

Контролеру я ... свой пропуск.

Я ... ему полную свободу действий.

Вы не навязывайте нам своего мнения, а .... нам самим делать выводы.

(Самостоятельное выполнение задания, коллективная проверка).

3. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)

Дать в помощь два словосочетания:

Надеть одежду.

Одеть Надежду.

Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.

Игра “Одеть или надеть”

Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семьюконьки, парик, куклу, манекен и т.д.

4. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).

Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый - расчетный (купец, счет, рассудительность, таблица).

Удачливый - удачный (день, охотник, дело, торговец.)

5. Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:

Занятия (практические или практичные); поход (удачный или удачливый); мастер (искусный или искусственный); человек (скрытный или скрытый).

6. Писатели, поэты иногда тоже используют паронимы, но с художественной целью. Послушайте стихотворение Д. Голубкова и выпишите паронимы:

- Хочешь поезжай ты любой глухоманью
Лошадь конюшню нюхом найдет.
Лошадь - первейшая по обаянью…
- По обонянью, дядя Федот.
- Я и сказал тебе: по обаянью.
Н-но ты, пропада! Ступай веселей!
Рощею едем мы росною ранью.
Лошадь хвостом отгоняет слепней.
Старая, с грязной свалявшейся гривой,
С вылой печалью слезящихся глаз...
Ночка бежит легко и красиво, 
Будто лишь в оглобли впряглась.
Будто за век свой она не устала
И не устанет в работе и впредь, 
Будто бы сразу ее не хлестала,
Не унижала хозяйская плеть.
Тащит она и телегу, и сани,
Служит, покуда не упадет...
Лошадь - первейшая по обаянью,
Ты не ошибся, дядя Федот.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Какие паронимы выписали? (обаянье, обонянье). Каково значение каждого из них?

- Почему поэт сначала поправляет путника, а потом соглашается с ним?

- Верно ли употребляет дядя Федот слово “обаянье”?

- С какой целью автор использует здесь паронимы? (Скорее всего, автор здесь, как и дядя Федот, сливает в слове “обаянье” оба значения: обонянье и обаянье. Любит лошадь - и поэтому хвалит ее, за нюх будто бы, а на самом деле его слова имеют более глубокий смысл - чувство благодарности к лошади, к живому существу, доброму и чуткому.)

Итог урока: Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?

Домашнее задание:

I. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

Понятливый – понятный, соседний - соседский, сытный - сытый, обидный - обидчивый, адресат - адресант, зачинатель – зачинщик, невежественный – невежливый, линючий - линялый, жесткий – жестокий, абонент – абонемент, безответный – безответственный, праздный – праздничный.

II. Выполните одно из 2-х заданий:

1). Объясни, почему в одном случае употреблен глагол одеть, в другом - надеть?

Мама песню нап...вала,
Одевала доч…ку, 
Одевала – над…вала
Белую сороч…ку.

2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!