СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПК в 4 классе "Возлюби ближнего твоего. Благо дарю маме"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока будет интересна и полезна преподавателям Основ православной культуры, работающим в 4-ом классе. Разработка по теме "Возлюби ближнего твоего. Благо дарю маме" была создана и для урока ОПК в 4 классе, и  для  проведения классных часов в 5-8 классах. Используя данный материал, учителя смогут общаться с подростками на тему о почитании родителей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПК в 4 классе "Возлюби ближнего твоего. Благо дарю маме"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64» г. Перми













Методическая разработка урока

по Основам православной культуры

«БЛАГО ДАРЮ МАМЕ»









Урок разработала учитель ОПК

Данилина Елена Владиславовна











Пермь, 2017


Тематика методической разработки урока соответствует Рабочей программе курса к учебнику издательства «Русское слово»: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. 2-е издание — М.: «Русское слово», 2014.

Тема урока, номер урока в тематическом планировании:

Тема 9 «Возлюби ближнего твоего…», стр. 46-51.

Тема урока «Благо дарю маме», урок № 10.

Цель урока: формирование духовных ориентиров, нравственных ценностей, воспитание чувства уважения и почитания родителей.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию осознанного понимания обучающимися единства всех Десяти заповедей Божиих и осмыслению Пятой заповеди о почитании родителей.

2. Способствовать проявлению внутренней потребности и стремления обучающихся бережно, внимательно и с послушанием относиться к родителям: отцу и матери.

3. Способствовать включению в систему личностных ценностей обучающихся понятий: любовь к ближнему, благодарение, христианская семья, долг и ответственность.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

  1. С помощью родителей обучающиеся к уроку должны написать в тетради список полных имен папы, мамы, бабушек и дедушек с указанием имени, которым крещены по Святцам. Если кто-то из родных уже умер, то обязательно это указать в скобках рядом с именем.

  2. Все мальчики класса учат наизусть стих о маме, из письма Родионов Е.:

"...Я тебе много счастья желаю,

Чтобы много ты лет прожила,

Чтоб всегда ты была молодая

И всегда чтоб со мною была...".

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки.



План урока с хронометражем

№ этапа

урока


Название этапа урока

Продолжи-

тельность

этапа урока

Организационный момент

3 мин

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

8 мин

Организация и самоорганизация обучающихся

в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

24 мин

Практикум

5 мин

Проверка полученных результатов. Коррекция.

3 мин

Подведение итогов, домашнее задание

2 мин

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети! (Презентация. Слайд 2) Я хочу сегодня продолжить с вами разговор о Божиих заповедях. Напомните, через кого Бог передал людям заповеди? Для чего они были даны? (Ученики: Через пророка Моисея. По преданию, Моисей нашёл две скрижали (каменные плиты), на которых были написаны 10 заповедей, данных Богом людям. Они были даны как строгий закон для общения людей с Богом и между собой.)

Учитель: Правильно. Действительно, десять заповедей, данных Богом человеку, были обретены Пророком Моисеем на горе Синай. На прошлом уроке мы обсудили законы общения с Богом. А сегодня поговорим о второй части законов, определяющих общение человека с ближним.

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Учитель: На ваших партах лежат конверты, в них - карточки со словами одной из десяти заповедей (Приложение 1). Работая в парах, постарайтесь упорядочить слова. Прочитайте полученное предложение. (Ученики собирают из карточек Пятую заповедь о почитании родителей и зачитывают варианты: 1) «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». 2) «Чти отца твоего да благо ти будет, и матерь твою, и да долголетен будеши на земли»).

Учитель: Правильно закон звучит так: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». (Презентация. Слайд 3) Те из вас, кто составил такое предложение, молодцы. Заповедь представлена на церковно-славянском языке. Откройте учебник на стр. 46 и прочитайте Пятую заповедь на современном русском языке. (Ученики работают с учебником. Читают заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.). (Презентация. Слайд 4) Эта заповедь открывает вторую часть Божиих заповедей. Напомню, первая часть закона напутствует на любовь к Богу, а вторая — определяет отношение человека со своими ближними. Заметьте, что сразу после заповедей о любви к Богу следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить, какое значение имеет закон о почитании родителей. Это единственная заповедь ветхозаветного закона, в которой упоминается награда за её исполнение.

В чем должно проявляться почтение к отцу и матери? Какими добродетелями должны обладать мы, я и вы, ребята, чтобы проявить почитание своих родителей? Перед обсуждением предлагаю внимательно послушать небольшой отрывок песни, которую исполняет Никола Лесив, воспитанник детского дома. Надеюсь, она настроит нас на более глубокое размышление и искреннюю беседу по этим вопросам. (Ученики смотрят видео; песня Сосо Павлиашвили «Помолимся за родителей»). (1 мин 53 сек)

3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Учитель: Помолиться за родителей, о их здравии – как же это важно для нашего будущего. Как вы думаете, в чем ещё проявляется почитание родителей? (Ученики: Любить. Слушаться. Помогать. Заботиться, когда они болеют. Не расстраивать.)

Учитель: Я с вами согласна. В первую очередь родителей нужно любить, слушаться их, просить прощения. Также не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а после ухода их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш долг перед родителями. Это – долг взрослых перед своими детьми, так как младшее поколение воспитывается, в первую очередь, не на словах, а на поступках своих же родителей. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди. А еще быть искренне благодарными своим папе и маме.

Как научиться искренне благодарить? Что значит – дарить благо? Поразмышляем об этом вместе с вами. Подумайте, какие слова или словосочетания имеют такой же смысл как слова «благо» и «дарить». Какие синонимы можете подобрать к этим словам? (Ученики: «Благо» – счастье, добро, радость, польза. «Дарить» – жертвовать, отдавать, не требуя ничего взамен, отдать что-то навсегда.)

Учитель: Ваши размышления мне показались глубокими. А как можно подарить благо (и радость, и пользу, и добро, и любовь) папе и маме? Приведите примеры. (Ученики: Порадовать хорошими оценками, сделать подарок своими руками. Помочь в неожиданных обстоятельствах. Достижения в спорте, творческие успехи.)

Учитель: Я согласна с вашим мнением. Желание и умение благодарить – это важная добродетель, присущая человеку. Предлагаю вам подумать и в конце урока сформулировать, как вы благодарите ваших родителей.

Запишите в тетради тему нашего урока «Благо дарю маме». (Ученики: записывают в тетради тему урока «Благо дарю маме»). (Презентация. Слайд 5)

Учитель: Вы спросите, почему только маме? Конечно, благодарить надо и папу, и маму. Но в историях, которыми хочу с вами поделиться, о судьбах двух мальчишек 11-летнего Игоря Трубникова и 18-летнего Евгения Родионова, главными героями являются Игорь, Женя и их мамы. Выслушав мой рассказ, выполните задание: сформулируйте и запишите в тетрадь в виде словосочетания, какое благо подарил каждый своей маме. Начнем работать в тетради. Запишите имя Игорь. (Презентация. Слайд 6) (Ученики: записывают в тетради «Игорь»). Послушайте его историю.

Учитель: Игорь Трубников родился в селе Воробьевка Воронежской области. В 11 лет этого мальчика постигла беда. Скорее беда случилась с его мамой Светланой: заболели ноги, и стало ослабевать зрение. В 2014 году Светлана и ее сын - семиклассник Игорь были участниками передачи «Пусть говорят» - «Мамины глаза». К этому времени у Светланы ампутировали обе ноги из-за неостанавливающейся гангрены, и окончательно ослепли глаза. (Презентация. Слайд 7). Вся забота о больной маме легла на плечи подростка. Светлана призналась, что сын теперь заменяет ей и глаза, и ноги. (Презентация. Слайд 8)

На программу приехала соседка Трубниковых и рассказала, что вода и газ в доме Светланы и Игоря появились совсем недавно. А раньше утро Игорька начиналось с того, что он приносил маме на день два ведра воды, рубил дрова, топил печь и только после этого бежал в школу.

Когда мальчик вышел в студию, признался, что ему было немного страшно заходить. Андрей Малахов поддержал словами: «Это не тяжелее того, что ты делаешь каждый день. Обидно ли тебе, что твои сверстники могут гулять, играть, а ты вынужден после школы ухаживать за мамой?»

Игорь уверенно ответил: «Мне не обидно. Значит, так суждено, что мы остались с мамой вдвоем. Самое страшное, если мама умрет, и я останусь один, никому не нужным. Я живу надеждой, что врачи помогут маме с глазами.»

В сюжете показали школьных учителей Игоря, которые отзывались о нем только положительно, вспомнив, что он брал с собой учебники и тетради в больницу, где ухаживал за мамой.

А мама Светлана сказала, что уже не надеется снова встать на ноги, не ждет протезирования. Хочет лишь на капельку вернуть зрение. Мечтает увидеть, как вырос сын, увидеть своих внуков и старшую дочь Оксану.

В программе показали, как Игорь массирует уцелевшие части маминых ног, приносит маме еду. Гости в студии увидели несколько эпизодов из жизни Трубниковых. Кадры, как Светлана на коленях подметает пол, моет посуду на ощупь. А еще был видеосюжет о том, как Игорь помогает маме бывать в храме, довозит её на инвалидной коляске, ставит свечи к иконам.

Подумайте, ребята, в чем проявилась благодарность Игоря? Какое благо подарил он своей маме? (Ученики: Забота, помощь, ответственность, милосердие и др.)

Учитель: Спасибо. Еще одна история матери и ее сына не оставляет меня равнодушной: судьба Евгения Родионова и судьба его мамы Любови Васильевны. (Презентация. Слайд 9) Запишите в тетради имя Женя. (Ученики: записывают в тетради «Женя»). Послушайте повествование не только о жизни Евгения, но и о гибели молодого парня.

Евгений Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чеберлей Пензенской области. (Презентация. Слайд 10) В восемнадцать лет в 1995 году Женя был призван в армию. 23 мая 1996 года он был убит в плену боевиками близ села Бамут в Чечне. (Презентация. Слайд 11) Как видно на слайде, Женя погиб далеко от своей родины, в «горячей точке», где велись боевые действия, и было очень неспокойно. День смерти его был в день его рождения, когда Жене исполнилось 19 лет.

В июле 1995 года он попал в пограничные войска. В сентябре 1995 года до отправки на Северный Кавказ Женя виделся с мамой всего один раз. Вот как это было (рассказ мамы): "Полковник части, где служил сын, сначала встретил меня неприветливо. Сказал: «Еще одна мамаша приехала с требованием, чтобы ее сына не посылали в горячую точку». И лишь когда Любовь Васильевна ответила, что все будет так, как решит Женя, начальник изменил к ней свое отношение.

Женя очень гордился, что он - пограничник, что занят настоящим делом, которое нужно Родине. И именно тогда, на той последней их встрече, Женя сказал матери: "Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт..." Увидев, как побледнела мать, попытался ее успокоить: "От судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня убьет машина... А плен... Плен - это уж как повезет".

Что же произошло? На пост с молодыми пограничниками внезапно напали вооруженные боевики. Евгения и трёх его сослуживцев враги увезли на машине в своё логово. О чем рассказал Любови Васильевне в присутствии представителей ОБСЕ убийца Евгения?(Презентация. Слайд 12) Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев.

Развязка произошла в день рождения Евгения. 23 мая 1996 года Жене как раз исполнилось 19 лет. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес под Бамутом. (Презентация. Слайд 13). Сначала убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: "Сними Крест! Жить будешь!!!" Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили.

Мама – Любовь Васильевна о нем рассказывала так: «В детстве он был простым парнем. Единственное, что было необычного – он не был никогда «раскрытой книгой»… Он был наблюдателем. Никогда сам на контакт не шел, а стоял и рассматривал человека. И только тогда, когда был уверен в нем, делал шаг навстречу. Женя был мне опорой. Он рано повзрослел. Всю ответственность брал на себя».

Но не только мама воспитывала Евгения. У него были две великолепные бабушки по имени Марии. Он их очень любил. Это они привели Женю к Богу. Крестили в одиннадцать лет. Женя приехал домой с крестиком на веревочке. И потом он делал крестики сам. Занимался отливкой и выжиганием.

Из армии Любовь Васильевна постоянно получала от сына теплые письма. В них стихи. Женя писал своей маме очень добрые слова. Четверостишие, адресованное Любови Васильевне, прочтет по желанию любой из мальчиков. Пожалуйста. (Ученики: слушают своего одноклассника).

Учитель: Удивительные слова из солдатского письма. Женя очень крепко любил свою маму. Предать её он никак не мог. Поэтому требований боевиков он не выполнил бы никогда.

А что было с теми, кто сняли свои крестики? Им приказали расстреливать своих же пленных, если они хотят сохранить себе жизнь. А потом, после этого, одного из них заставили перед телекамерой отказаться от родной матери.

Требования боевиков – отречься от Родины, матери, от веры и избиения не сломили волю Евгения. Не снял он своего нательного крестика, не отрекся от Родины и от Христа.

Любовь Васильевна сама незримо присутствовала на этой кончине. Видеокассету с казнью ей дали бандиты. Любовь Васильевна сказала: «Что может быть тяжелее для матери, чем потеря сына! Но то, что он оказался достойным христианином, утешает меня. Если бы он отрекся от Христа, от православной веры, от России, от матери, я не смогла бы это пережить».

Для того чтобы выкупить стан Евгения, Любовь Васильевна продала все. Вещи, квартиру, долю одежды. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели. Мать перевезла сына домой 20 ноября 1996 года. Похоронила. А крестик позже Любовь Васильевна передала в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре. (Презентация. Слайд 14).

За мученический подвиг Евгений может быть причислен к лику святых. Церковь сможет канонизировать лишь через пятьдесят лет. (Презентация. Слайд 15). В память об этом солдате написано много стихов и песен. Послушайте одну из них, песню «Родионов Женька» в исполнении Евгения Бунтова. Какие слова песни отражают Пятую заповедь? (Ученики: слушают песню, размышляют о соблюдении дедовских традиций, заповедей отцов и сохранении веры.) (3 мин 11 сек)

День памяти Воина Евгения - 23 мая. Евгений прожил всего 19 лет. В 2017 году 23 мая исполнился 21 год со дня его гибели. Замечу, что после смерти Евгений прожил в памяти людей, в памяти своей мамы уже более 19 лет, 21 год. Любовь Васильевна ведет сейчас активную работу с молодежью в патриотическом направлении.

Подумайте, можно ли назвать подвиг Евгения благом, подаренным маме? Увидела ли мама в поступке Евгения благо? Запишите свой ответ в тетрадь. (Ученики: Благо заключается в верности Родине и матери. Не стал предателем своей семьи и своего Отечества. Мама увидела в поступке Жени верность, стойкость, силу духа.)

Учитель: Мне приходилось часто задумываться о том, как могу отблагодарить своих родителей. (Презентация. Слайд 16) Я постарше вас. В разные периоды своей жизни благодарность и почитание своих родителей представляла по-разному. Сегодня уверена, что отблагодарить родителей нужно тем, что пережить своих самых близких людей. Считаю неправильным, если родители переживут своих детей. Сыновья и дочери должны ухаживать за своими престарелыми родителями, хоронить ушедших из мира сего, молиться об упокоении. Поэтому каждый из нас должен беречь и ценить свою жизнь, данную Богом.

В подростковом возрасте отношение к жизни порой искажается. Нередко ребята безрассудно подвергают свою жизнь опасности. Сэлфи на «высотках», вылазки на крыши вагонов электропоездов или пробы слабоалкогольных напитков в компаниях порой имеют трагическое окончание. За каждой подобной историей скрывается горе родителей. Это происходит из-за своеволия, нарушения подростками заповеди о почитании отца и матери.

4. Практикум

Учитель: В православной традиции есть чудесная возможность почтить своих близких. Церковные записки «О здравии» позволяют нам помолиться о здоровье и благополучии наших родных. А тех, кто ушел из жизни – бабушек, дедушек можно помянуть, подав Церковную записку «О упокоении». В православной церкви есть особые дни поминовения усопших родителей – родительские субботы. К этому уроку дома с помощью своих родителей вы подготовили в тетради список полных имен папы, мамы, бабушек и дедушек, с указанием имени, которым они крещены по Святцам. Если кто-то из родных уже умер, это должно быть указано рядом с именем.

В конвертах на партах имеются записки «О здравии», в которые вы можете вписать имена своих близких: папы, мамы и других дорогих вам людей. Все имена обязательно напишите полными, в родительном падеже. Например, Татиана – Татианы, Владимир – Владимира. Эти записки мы с вами обязательно подадим в храме. В записках «О упокоении» тоже можно вписать имена своих сродников. (Ученики: заполняют записки «О здравии» и «О упокоении», консультируются).

5. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Учитель: Сегодня мы размышляли о законе почитания родителей. Повторите в парах, рассказав друг другу наизусть Пятую заповедь. Те пары, которые выполнят задание встают. (Ученики проговаривают друг другу). Все присаживайтесь. Благодарю. Приняв Пятую заповедь как духовный ориентир в жизни, другие - «Не убий», «Не укради» и остальные вами будут исполняться естественным образом.

Вдумайтесь, сколько тепла и заботы отдает мама своему маленькому ребеночку. Не счесть материнских бессонных ночей, отданных лечению болеющего малыша или решению жизненно важных проблем подростка. Столько же любви, добра, заботы и даже больше нам надо успеть вернуть своим родителям при их жизни. В завершении разговора прошу вас вспомнить то благо, которое вы уже подарили (или хотели бы подарить) вашей маме. Ответ запишите в тетрадь. Желающие могут зачитать свои ответы. (Ученики: работают в тетради, дают устные ответы).

6. Подведение итогов, домашнее задание.

Учитель: Всех вас, ребята, благодарю за откровенный разговор. (Презентация. Слайд 17). Запишите в дневник домашнее задание: Тема 9 «Возлюби ближнего твоего…», читать (стр. 46-51), повторить десять заповедей, ответить устно на вопрос №2 (стр.51). Дополнительное задание: ответить письменно на вопрос №5 (стр.51). Творческое задание: сочинить стих или четверостишие, посвященное маме или папе.

Урок окончен. Желаю добра, мира и понимания вам и вашим родителям. До свидания.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1.«Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. 2-е издание — М.: «Русское слово», 2014.

2.http://novo24.ru/doc/104469_jizn_i_smert_voina_velikomychenika_evgeniia_rodionova.html

3. Официальный сайт первого канала 1tv.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Чти отца твоего и



матерь твою,



да благо ти будет, и



долголетен будеши на земли.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!