СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Опорно-двигательная система птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Используется технология "мозгового штурма".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Опорно-двигательная система птиц"»

Конспект урока по биологии в 7 классе.

Тема: «Опорно-двигательная система птиц».

Цели и задачи:

  1. Изучить особенности строения скелета птиц в связи с приспособлением к полёту.

  2. Продолжить формировать понятие о строении и функциях опорно-двигательной системы хордовых животных.

  3. Продолжить развивать умение самостоятельной работы.

  4. Развивать навыки работы с текстом учебника, умение выделять нужную информацию.

  5. Воспитывать бережное отношение к оборудованию и наглядным пособиям.

Оборудование:

    • Наглядное пособие «Скелет голубя».

    • Набор перьев птиц.

    • Мультимедийный комплекс.

    • Диск «1С:школа. Биология. Животные. 7 класс».

    • Дидактические карточки.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос.

  3. Изучение нового материала.

  4. Лабораторная работа.

  5. Мускулатура.

  6. Закрепление.

  7. Домашнее задание. Итоги урока.



Ход урока.






Фронтально






Работа у доски



Записываем тему урока в тетрадь.






элемент мозгового штурма






работа в группах



показать рисунок








формулируем вывод




Рассказ учителя








тест и взаимопроверка




рефлексия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам (см. приложение 1).

Вопросы классу:

1. Как узнаем птицу по внешнему строению от других животных?

2.По слайду «Внешнее строение птиц» (с диска) показать отделы тела птиц и назвать их основные функции.

3. Пользуясь рисунком слайда «Строение пера птиц» (с диска) и набором перьев рассказать о строении пера, разновидности перьев.

4.Найти соответствие. На доске названия отделов скелета пресмыкающихся. Нужно распределить по ним карточки с названиями костей.


3. Мы с вами вспомнили внешнее строение птиц. Сегодня переходим к изучению внутреннего строения. Начнём с опорно-двигательной системы. Её строение схоже со строением скелета пресмыкающихся (обращаем ещё раз внимание на соответствие отделов и костей на доске). Но есть и отличия. С чем они связаны? (с полётом).

На экран выводится слайд с диска «Строение скелета птиц». Давайте рассмотрим рисунок скелета птицы и попытаемся найти особенности в строении связанные с полётом.

На доске рисуется «копилка идей», в которую складываются суждения учащихся (верные и неверные) На это отводится 2-3 минуты. Учащиеся записывают их в тетрадь. А теперь давайте проверим наши идеи. Для этого сделаем лабораторную работу.


4. Ученикам выдаются инструкционные карточки (см. приложение 2) и наглядное пособие «Скелет голубя».

В тетрадях для лабораторных работ записывают число, название работы.

Вам выданы скелеты птиц. Да и дома все ели курицу. Обратите внимание на воздушность и лёгкость скелета. Это достигается с помощью воздушных полостей внутри костей. В тоже время кости достаточно прочные за счет перегородок внутри.


Учащиеся разбиваются на группы, каждой даётся задание изучить 1 отдел скелета и, пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу. На это задание отводится 5 минут. Потом каждая группа делает сообщение по своему отделу, а остальные дополняют таблицу. В конце образец заполненной таблицы (приложение 3) выводится на мультимедийный экран.

В конце лабораторной работы делаем вывод, что скелет птиц приспособлен к полёту своей лёгкостью (за счёт полых костей) и прочностью (за счёт срастания костей).


5. Мускулатура птиц обеспечивает движение. Мощные мышцы опускают и поднимают крылья. Движение задних конечностей обеспечивают более 30 мышц. Межрёберные мышцы обеспечивают подвижность грудной клетки во время дыхания. Показать динамическую модель «Движение грудных мышц» (с диска).


6. Проверяем идеи «в копилке», вычёркиваем неверные, объясняем почему.

Для закрепления отвечаем на вопросы тренажера с диска (6 вопросов), проверяем по ключу взаимопроверкой. Ключ составить во время теста, т.к. последовательность вопросов и ответов меняется при каждом включении.


7. Домашнее задание: читать §45, ответить на вопросы.

Подводим итоги урока.
















Приложение 1.

Карточка 1. Найдите ошибки, спишите текст, исправляя их:

Внешний облик птиц хорошо отражает приспособленность к полёту. Туловище имеет обтекаемую форму, между отделами тела четкие границы. Голова большая, по бокам расположены глаза, массивный клюв с зубами. Форма и размер клюва у всех одинакова. По бокам есть ушные впадины, на дне которых лежат барабанные перепонки – это внешнее ухо. Шея короткая и неподвижная. Туловище массивное. Передние конечности – крылья, а задние – лапки. Кожа влажная, имеет много желёз. У основания хвоста есть копчиковая железа. Тело покрыто контурными и пуховыми перьями, крылья – рулевыми, а хвост – маховыми. Перья образуются из зачатков чешуй, как у земноводных. Они расположены в беспорядке.


Карточка 2. Вставьте пропущенные слова:

Контурное перо состоит из твердого, рогового __________ и мягкого, упругого ________.Нижняя часть, которая находится в коже, называется ____________. При увеличении видны __________ первого порядка, от которых отходят __________________ с мелкими ___________. Они нужны для сцепления между собой. Различают перья _________, ______________, ___________ и ____________. ____________ покрывают тело птицы. На крыльях расположены _____________ перья, образующие летательную поверхность. На хвосте расположены __________ перья. В глубине расположены ___________ перья, которые не имеют сплошного __________, а отдельные пушистые бороздки.


Карточка 3. Выберите верные утверждения:

  1. Все птицы способны к полету.

  2. Птицы - самый крупный класс по количеству видов среди хордовых животных.

  3. На ногах птиц обычно 4 пальца, три направлены вперёд, а один назад.

  4. Клюв птиц – это видоизменённые челюсти, лишенные зубов.

  5. Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

  6. Пуховые перья и пух – это одно и то же.

  7. Контурное перо состоит из стержня, очина и опахала.

  8. Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями.

  9. Рулевые перья нужны для торможения.

  10. Маховые перья образуют летательную поверхность.


( Ответ: 2,3,4,7,8,10.)

Карточка 4. тест:

1. Оперение птицы:

а) обеспечивает увлажнение кожи в) способствует полёту

б) усиливает обтекаемость г) сохраняет тепло

2. Основную роль в полете выполняют перья:

А) пуховые в) маховые

Б) контурные тела г) рулевые

3. Нижняя часть стержня пера называется:

А) бородка в) опахало

Б) крючок г) очин

4. Форма и строение клюва – это приспособление к:

А) полету в) обработке пищи

Б) передаче звуковых сигналов г) добычи пищи

5. Узнать птиц можно по :

А) размножению яйцами в) перьевому покрову

Б) теплокровности г) четырёхкамерному сердцу.

Приложение 2.

Лабораторная работа № 14.

Строение скелета птиц.

Цель: Изучить особенности строения скелета птиц, выявить приспособления к полету.

Оборудование: Скелет птицы.

Ход работы:

  1. Рассмотреть скелет птицы.

  2. Изучить строение ___________________________ отдела скелета.

  3. С помощью учебника выявить особенности строения связанные с полетом.

  4. Заполнить таблицу.

  5. Подготовить сообщение для других учащихся.

  6. Выслушать сообщения об остальных отделах, заполнить таблицу.

  7. Сделать вывод.


Отдел скелета

Особенности строения

Значение в жизни птиц






Лабораторная работа № 14.

Строение скелета птиц.

Цель: Изучить особенности строения скелета птиц, выявить приспособления к полету.

Оборудование: Скелет птицы.

Ход работы:

  1. Рассмотреть скелет птицы.

  2. Изучить строение ___________________________ отдела скелета.

  3. С помощью учебника выявить особенности строения связанные с полетом.

  4. Заполнить таблицу.

  5. Подготовить сообщение для других учащихся.

  6. Выслушать сообщения об остальных отделах, заполнить таблицу.

  7. Сделать вывод.


Отдел скелета

Особенности строения

Значение в жизни птиц






Лабораторная работа № 14.

Строение скелета птиц.

Цель: Изучить особенности строения скелета птиц, выявить приспособления к полету.

Оборудование: Скелет птицы.

Ход работы:

  1. Рассмотреть скелет птицы.

  2. Изучить строение ___________________________ отдела скелета.

  3. С помощью учебника выявить особенности строения связанные с полетом.

  4. Заполнить таблицу.

  5. Подготовить сообщение для других учащихся.

  6. Выслушать сообщения об остальных отделах, заполнить таблицу.

  7. Сделать вывод.


Отдел скелета

Особенности строения

Значение в жизни птиц






Приложение 3.


Отдел скелета

Особенности строения

Значение в жизни птиц

  1. череп

Тонкие сросшиеся кости, большие глазницы, челюсти - клюв без зубов.

Защищает головной мозг.

  1. Позвоночник.

А) шейный отдел


Б) грудной отдел


В) пояснично-крестцовый отдел



Г) хвостовой


9-25 позвонков соединены подвижно

3-10 позвонков срастаются в спинную кость

6 поясничных, 2 крестцовых и 5 хвостовых позвонков срастаются в неподвижный крестец

6 позвонков свободных и 4 срослись в копчиковую кость


Подвижность головы.


Опора


Опора для задних конечностей



Опора для рулевых перьев

  1. Грудная клетка


К грудным позвонкам присоединяются ребра. Брюшные отделы ребер соединены с грудиной.

У летающих птиц на грудине есть высокий киль, к которому прикрепляются грудные мышцы.

Опора для грудных мышц, двигающих крылья. Защита внутренних органов.


  1. Пояс передних конечностей


Пара мечевидных лопаток, ключицы срастаются в вилочку, вороньи кости.

Опора для передней конечности, амортизация толчков при опускании крыльев.

  1. Передняя конечность

Плечо, предплечье и кисть. Часть костей запястья и пясти срастаются в пряжку, рудименты 2,3,4 пальцев.

Опора для маховых перьев крыла.


  1. Пояс задних конечностей

Тазовые кости срастаются с крестцом, а лобковые могут расходиться в стороны

Опора для задних конечностей при посадке, значение при откладывании яиц.

  1. Задняя конечность

Бедро, кости голени срослись, кости плюсны и предплюсны срастаются в цевку, кости пальцев.

Передвижение птиц по земле.











Череп


Позвоночник


Грудная клетка


Пояс передних конечностей

Передняя конечность


Пояс задних конечностей


Задняя конечность









Кости черепа


Нижняя челюсть


Шейные позвонки


Грудные позвонки


Поясничные позвонки


Крестцовые позвонки


Хвостовые позвонки


Грудина


Рёбра

Лопатки


Ключицы


Коракоиды (вороньи кости)


Плечо


Кости предплечья


Кости запястья


Кости пясти


Фаланги пальцев


Тазовые кости

(подвздошные,седалищные, лобковые)

Бедро


Кости голени


Кости предплюсны


Кости плюсны


Фаланги пальцев








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!