МБОУ «Каякентская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект урока
Класс: 8
Тема: «Определение. Виды определения»
Учитель: Маликова Зумрият Абдуллаевна
ТЕМА УРОКА: «Определение. Виды определения»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обучающие:
активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;
расширение понятия об определении: согласованные и несогласованные определения;
наблюдение над ролью определений в речи.
2. Развивающие:
формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;
закрепление умения графически обозначать определения.
3. Воспитательная:
воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Учебник «Русский язык. 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений
-
Классная доска.
-
Раздаточный материал (карточки с заданием).
-
Интерактивная доска.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
-
Словесный метод (беседа).
-
Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).
-
Поисково – исследовательский метод (синтаксический разбор предложения, составление инсерта, схемы.
ХОД УРОКА:
(слайд 1)
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.
Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали ранее о второстепенных членах предложения.
Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.
(слайд 2)
II. Актуализация опорных знаний.
Подготовка к объяснению нового материала.
1. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)
Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, которые помогают передать красоту осенней природы.
(слайд 3)
Учитель: А вот еще отрывки из стихотворений об осени. Послушайте их:
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
3. В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море - бледные медузы
И красная подводная трава. (И. Бунин)
Учитель: Из этих (2, 3) текстов выберите и назовите словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом осенние пейзажи.
(слайд 4)
Учитель: Давайте эти словосочетания запишем в кроссворд. Например: лес какой? лиловый; терем какой? расписной. В выделенных клетках у вас получится ключевое слово.
(слайд 5)
Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы заполнили клеточки кроссворда.
-Какое ключевое слово у вас получилось? (Определение)
-Значит тема урока: «Определение». Запишите.
-Каковы цели урока?
(Вспомним определение как член предложения. Вспомним другие члены предложения. Научимся находить определения в предложении, ставить к ним вопросы, поговорим о роли определений в художественном тексте.
(слайд 6)
- Ребята, а что такое определение? определение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения.
Исследование
-Ребята вернёмся к з тексту. Прочитаем его без определений. Какой получился текст?
-Какую роль играют определения в тексте?(Яркость, образность описания).
Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой - ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
(слайд 7)
- Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете? (Дополнения и обстоятельства).
Поисково – исследовательский метод.
-Выполните синтаксический разбор предложения.
Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.( Повествовательное, невосклицательное, распространённое).
-Какие второстепенные члены предложения вам встретились?( Определения, обстоятельство. Дополнение?
- Кто подчеркнул слово осени как дополнение? А кто как определение? А как правильно? (Создается проблемная ситуация на уроке)
(слайд 8)
Работа с учебником.
Для того, чтобы разрешить наши сомнения познакомьтесь с параграфом учебника.. Чтение с маркировкой «Инсерт». На полях поставьте значки:
«V» - уже знал,
«+» - новое,
«?» - не понял, есть вопросы
(слайд 9)
- Какие бывают определения? ( Согласованные и несогласованные). Составим схему.
(слайд 10)
Учитель: Согласованные определения связываются с определяемым словом с помощью согласования, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже. Тоненькие берёзки, прозрачное небо, холодная река.
(слайд 11)
Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом с помощью управления, реже- примыкания. Тени берёз, середина осени.
(слайд 12)
1.Учитель предлагает найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для этого прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их по столбикам по рядам: 1р – со связью согласование, 2р – со связью управление, а 3р – со связью примыкание.
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, берёзка в саду, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, зеленеющая роща, береза напротив, первые листочки.
Взаимопроверка. Работа в группе-паре. На полях записать количество ошибок. Вывод: -Согласованные определения какой ряд записал? (Первый)
-А несогласованные?
- Значит, согласов. определения имеют тип подчинит. связи- согласование, а несогласов.- управление или примыкание.
Закрепление изученного
Графический диктант
Определите вид определения. Н- несогласованные, С – согласованные.
1.Макароны по-флотски
2.Кареглазый юноша
3.Тёмно-синяя туча
4.Желание учиться
5.Книга поинтереснее
6.Закрывшаяся дверь
7.Третий ряд
8.Девушка с голубыми глазами
Ответ: Н С С Н Н С С Н (самопроверка)
(слайд 15)
1уровень
Распределить словосочетания в два столбика согласованные и несогласованные определения.
Светло–русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай,обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.
2 уровень (средней сложности)
Заменить согласованные определения несогласованными и наоборот.
Дом в девять этажей, пятибалльная система, подмосковные вечера, берег напротив, березовая роща, рубашка в клетку, шестилетний мальчик, шерстяное платье, милость по – царски.
3 уровень (повышенной сложности)
В тексте нужно найти определения и обозначить их вид.
«Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения»
«Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкой за кольцо..»
« В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога…»
Каждый из вас выбирает тот уровень, который сможет выполнить безошибочно.
(слайд 17)
VII. Домашнее задание.
Составьте по 3 предложения с согласованными и несогласованными определениями.
Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учитель: Вот мы и простились с дождливой осенью. Итак, давайте подведём итоги урока.
Какой второстепенный член предложения мы сегодня изучали? (определение).
Какова роль определений в речи, в художественном тексте? (Делают тест ярким, образным..
Что нового об определении мы сегодня узнали? Какие бывают определения? (определения бывают согласованными и несогласованными).
Оценки за работу на уроке (с комментариями).
Рефлексия.
1.Я хорошо понял тему сегодняшнего урока.
2.Я не могу различить согласованные и несогласованные определения.
3.Материал сегодняшнего урока мне не пригодится.