СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Определение. Виды определения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Определение. Виды определения"»





МБОУ «Каякентская средняя общеобразовательная школа № 1»




Конспект урока





Класс: 8




Тема: «Определение. Виды определения»









Учитель: Маликова Зумрият Абдуллаевна








ТЕМА УРОКА: «Определение. Виды определения»


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;

расширение понятия об определении: согласованные и несогласованные определения;

наблюдение над ролью определений в речи.

2. Развивающие:

формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;

закрепление умения графически обозначать определения.

3. Воспитательная:

воспитание любви и бережного отношения к родной природе.


ТИП УРОКА: объяснение нового материала.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник «Русский язык. 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений

  2. Классная доска.

  3. Раздаточный материал (карточки с заданием).

  4. Интерактивная доска.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  1. Словесный метод (беседа).

  2. Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).

  3. Поисково – исследовательский метод (синтаксический разбор предложения, составление инсерта, схемы.



ХОД УРОКА:



(слайд 1)

I. Организационный момент.


Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.

Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали ранее о второстепенных членах предложения.

Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.


(слайд 2)

II. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к объяснению нового материала.


1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)


Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, которые помогают передать красоту осенней природы.


(слайд 3)

Учитель: А вот еще отрывки из стихотворений об осени. Послушайте их:

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)


3. В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и 
блеклая ботва.
В 
холодном море - бледные медузы
И красная подводная трава. (И. Бунин)


Учитель: Из этих (2, 3) текстов выберите и назовите словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом осенние пейзажи.


(слайд 4)


Учитель: Давайте эти словосочетания запишем в кроссворд. Например: лес какой? лиловый; терем какой? расписной. В выделенных клетках у вас получится ключевое слово.


(слайд 5)

Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы заполнили клеточки кроссворда.

-Какое ключевое слово у вас получилось? (Определение)

-Значит тема урока: «Определение». Запишите.

-Каковы цели урока?

(Вспомним определение как член предложения. Вспомним другие члены предложения. Научимся находить определения в предложении, ставить к ним вопросы, поговорим о роли определений в художественном тексте.


(слайд 6)

Ребята, а что такое определение? определение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения.

Исследование

-Ребята вернёмся к з тексту. Прочитаем его без определений. Какой получился текст?

-Какую роль играют определения в тексте?(Яркость, образность описания).

Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой - ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.


(слайд 7)

- Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете? (Дополнения и обстоятельства).

Поисково – исследовательский метод.

-Выполните синтаксический разбор предложения.

Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.( Повествовательное, невосклицательное, распространённое).

-Какие второстепенные члены предложения вам встретились?( Определения, обстоятельство. Дополнение?

- Кто подчеркнул слово осени как дополнение? А кто как определение? А как правильно? (Создается проблемная ситуация на уроке)


(слайд 8)

Работа с учебником.

Для того, чтобы разрешить наши сомнения познакомьтесь с параграфом учебника.. Чтение с маркировкой «Инсерт». На полях поставьте значки:

«V» - уже знал,

«+» - новое, 

«?» - не понял, есть вопросы

(слайд 9)

- Какие бывают определения? ( Согласованные и несогласованные). Составим схему.


(слайд 10)

Учитель: Согласованные определения связываются с определяемым словом с помощью согласования, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже. Тоненькие берёзки, прозрачное небо, холодная река.


(слайд 11)


Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом с помощью управления, реже- примыкания. Тени берёз, середина осени.

(слайд 12)

1.Учитель предлагает найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для этого прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их по столбикам по рядам: 1р – со связью согласование, 2р – со связью управление, а 3р – со связью примыкание.

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, берёзка в саду, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, зеленеющая роща, береза напротив, первые листочки.


Взаимопроверка. Работа в группе-паре. На полях записать количество ошибок. Вывод: -Согласованные определения какой ряд записал? (Первый)

-А несогласованные?

- Значит, согласов. определения имеют тип подчинит. связи- согласование, а несогласов.- управление или примыкание.


Закрепление изученного

Графический диктант

Определите вид определения. Н- несогласованные, С – согласованные.

1.Макароны по-флотски

2.Кареглазый юноша

3.Тёмно-синяя туча

4.Желание учиться

5.Книга поинтереснее

6.Закрывшаяся дверь

7.Третий ряд

8.Девушка с голубыми глазами

Ответ: Н С С Н Н С С Н (самопроверка)

(слайд 15)

1уровень

Распределить словосочетания в два столбика согласованные и несогласованные определения.

Светло–русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай,обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.

2 уровень (средней сложности)

Заменить согласованные определения несогласованными и наоборот.

Дом в девять этажей, пятибалльная система, подмосковные вечера, берег напротив, березовая роща, рубашка в клетку, шестилетний мальчик, шерстяное платье, милость по – царски.

3 уровень (повышенной сложности)

В тексте нужно найти определения и обозначить их вид.

«Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения»

«Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкой за кольцо..»

« В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога…»

Каждый из вас выбирает тот уровень, который сможет выполнить безошибочно.

(слайд 17)

VII. Домашнее задание.

Составьте по 3 предложения с согласованными и несогласованными определениями.

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.

VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель: Вот мы и простились с дождливой осенью. Итак, давайте подведём итоги урока.

Какой второстепенный член предложения мы сегодня изучали? (определение).

Какова роль определений в речи, в художественном тексте? (Делают тест ярким, образным..

Что нового об определении мы сегодня узнали? Какие бывают определения? (определения бывают согласованными и несогласованными).

Оценки за работу на уроке (с комментариями).


Рефлексия. 

1.Я хорошо понял тему сегодняшнего урока.

2.Я не могу различить согласованные и несогласованные определения.

3.Материал сегодняшнего урока мне не пригодится.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!