СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Определение всхожести семян".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс.  Цель урока: познакомить учащихся со способами определения всхожести семян и правилами заделки семян в почву.. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Определение всхожести семян".»

Конспект урока по биологии 7 класс Рахматулиной А.И.

Тема урока: «Определение всхожести семян».

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся со способом определения всхожести семян и правилами заделки семян в почву;

Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления;

Коррекционная: коррекция зрительного восприятия при работе с таблицами, развитие логического мышления через умение анализировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание положительной мотивации к учебе;

Образовательные: формирование  у учащихся представлений об условиях прорастания семян фасоли и гороха путем опыта с проращиванием.

Оборудование: коллекции семян, таблица, линейки, оборудование для опытов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение

Фронтальный опрос

На уроках предмета – биология мы изучаем растения. Какую большую группу растений мы изучаем? (цветковые)

Какие растения называются цветковыми?

Дидактическая игра «Цепочка». Назовите по цепочке цветковые растения.

Назовите основные части цветкового растения. Из каких частей состоит цветок.

В какой части цветкового растения созревают семена?

Индивидуальная работа

Задание 1. Подписать строение цветкового растения.

Задание 2. Подписать строение цветка.

Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

1.Что такое семя? ( Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ).

2. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

3. Какие вещества входят в состав семян?

Что происходит с семенами, когда они падают в почву? ( Семена, попадая в почву, прорастают). Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить. Но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются и семя прорастает.

Что такое прорастание? Прорастанием называется переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

2. Условия, необходимые для прорастания семян.

Какие условия необходимы для прорастания семян? / для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло./

Физминутка

III. Изучение нового материала.

Актуализация знаний

На столах в стаканчиках сухие семена. Как думаете, долго ли в таком состоянии могут пролежать семена? Что же необходимо сделать. Чтобы семена проросли? (чтобы семена проросли нужны: вода, воздух, тепло, запасные питательные вещества в семени).

Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока: Определение всхожести семян.

Рассказ с элементами беседы, с использованием наглядного материала

Всхожестью называется способность семян к прорастанию.

Определение всхожести семян необходимо для подготовки к посеву семян. Она определяет хозяйственную годность семян.

1.Как долго сохраняют всхожесть семена?

( Самое длительное время всхожести сохраняют при определённых условиях, семена люпина арктического. В 1966 году удалось вырастить нормальное растение из семян, пролежавших в вечной мерзлоте 10 – 15 тысяч лет. Нашли эти семена в 1954 году в замёрзших илистых отложениях реки Миллер – Крик на северо – западе Канады.

Известен и случай, когда семена лотоса орехоносного ( семейство лотосовых) проросли и дали цветущее растение через тысячу лет. Именно столько пролежали в древних торфяниках Северного Китая. Захоронение этих семян в торфе без доступа кислорода способствовало сохранению и жизнеспособности.

В 1982 году недалеко от Портсмунда с 13 –метровой глубины был поднят флагманский корабль английского флота XVI века « Марк – Роз», затонувший 450 лет назад. Среди других реликвий на его борту оказались сливовые косточки. Американский ботаник Питер Додд попробовал их прорастить, и одна косточка из пяти дала росток.

Предполагается, что сухие спелые семена в герметичном сосуде при температуре, близкой к абсолютному нулю ( -273°C), могут сохранять всхожесть практически неограниченное время).

2. У какого растения самые мелкие семена?

( Мелкие семена у орхидей. По размерам они не превышают цветочную пыльцу. Вес семени северных орхидей всего 0, 000 002 грамма, то есть на 1 грамм требуется 500 000 семян!

Очень мелкие семена имеет паразитическое растение заразиха из семейства заразиховых).

3. У какого растения больше всего семян? ( Самое большое количество семян даёт тополь – около 28 миллионов. Большой плодовитостью отличаются сорняки, например лебеда белая может дать до 100 000 семян).

4 Вымерзание всходов огурцов, тыквы, томатов, картофеля, дынь, арбузов происходит при - 1º С; гороха, бобов – при - 5° С; капусты, репы, моркови – при - 6º С; ячменя – при - 10º С.

4. Определение всхожести семян.

Что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение?

Вначале давай те повторим. Что такое прорастание?

Процесс образования молодого растения из семени называется прорастанием.

Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут сразу прорасти.   Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода.  Семена сосны должны отдохнуть почти целый год, промерзнуть зимой и отогреться в лучах весеннего солнца. Когда период покоя закончен, семя готово начать свою работу по превращению в молодое растение.

 Семена ивы могут прорасти сразу, как только упадут с дерева на землю. А так же семена должны обладать всхожестью, т.е. способностью к прорастанию в соответствующих условия.

Как определить всхожесть семян?

 Для определения всхожести семян  я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.

 Можно посеять семена  своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.
На какую глубину надо заделывать семена в почву?
Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги. 
Глубина заделки семян зависит также от качества почвы
. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на  небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

5. Прорастание семян.

 Что наблюдается при прорастании семян?
При прорастании семян фасоли молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка, разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро растёт и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается надземный стебель фасоли с листьями. То есть семядоли выносятся на свет и становятся, зелёнными такое прорастание, называется надземным (липа, редис).
У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве. Надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием.
Попав в благоприятные условия, семена прорастают.
– Что такое прорастание? Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка

IV. Закрепление нового материала

  1. Практическая работа

1). Определите всхожесть семян

Оборудование: стаканы, проросшие семена растений.

Ход работы:

Посчитайте число проросших семян и определите их всхожесть.

Опыт №1. Определение всхожести семян.

Проращивалось __________ семян.

Проросли: _________ семян.

Не проросли: _______ семян.

Всхожесть:

а) плохая

б) хорошая

Вывод:______________

Дополнительный вопрос: Что вы наблюдали при прорастании семян?

Какие этапы при этом можно выделить? ( Набухание. Появление зародышевого корешка.)

2).Определение влияние глубины заделки семян в почву на прорастание

Задание: определите, на какую глубину нужно посадить семена (пользуясь линейкой).

На линейке выложить семена, объяснить.

Покажите глубину заделки семян 3 – 4 см. Какие семена нужно сеять на данную глубину и почему?

Покажите глубину заделки семян 1– 2 см. Какие семена нужно сеять на данную глубину и почему?

3. Фронтальный вопрос

1. Какие условия необходимы для прорастания семян?

2. По какой причине не прорастают сухие семена?

3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

6. Какие семена – лука или гороха – глубже заделывают в почву при посеве и почему?

7. Почему для посева отбирают крупные семена?

8.Зависит ли глубина заделки семян от состава почвы?

9.Что такое всхожесть семян? Как определить всхожесть семян?

4. Выполните тест (Задание для индивидуальной работы)

Выполните тест

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?

а) вода, воздух;

б) вода, воздух, тепло;:

в) воздух, тепло;

г) вода, воздух, перегной.

2. Для прорастания какого растения требуется тепло?

а) пшеница;

б) морковь;

в) помидор;

г) горох.

3. Холодостойкое растение – это:

а) томат;

б) перец;

в) пшеница.

1.Растения, семена которых заделывают в почву на 4 – 5 см:

а) огурец;

б) горох;

в) салат.

5. Семена моркови, лука заделывают на глубину:

а) 1 – 2 см;

б) 2 -4 см;

V. Домашнее задание: читать по учебнику тему: Всхожесть семян, ответить на вопросы в конце параграфа

VI. Оценки

  1. Подведение итогов урока



ПРИЛОЖЕНИЕ ПО ТЕМЕ: СЕМЕНА. ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН

Практическая работа

Опыт №1. Определение всхожести семян.

Проращивалось __________ семян.

Проросли: _________ семян.

Не проросли: _______ семян.

Всхожесть:

а) плохая

б) хорошая

Вывод:______________

Выполните тест

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?

а) вода, воздух;

б) вода, воздух, тепло;:

в) воздух, тепло;

г) вода, воздух, перегной.

2. Для прорастания какого растения требуется тепло?

а) пшеница;

б) морковь;

в) помидор;

г) горох.

3. Холодостойкое растение – это:

а) томат;

б) перец;

в) пшеница.

1.Растения, семена которых заделывают в почву на 4 – 5 см:

а) огурец;

б) горох;

в) салат.

5. Семена моркови, лука заделывают на глубину:

а) 1 – 2 см;

б) 2 -4 см;

в) 4 – 5 см



Биологические задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий

3. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

4. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!