Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-целевой этап. Организационный момент | Проверяет готовность детей к уроку. Перечисляет необходимые учебные принадлежности для урока. | Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность. |
Самонастрой Актуализация знаний | Улыбнитесь друг другу, и мир станет добрее! Стадия вызова Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы многое уже узнали. Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1.Организм- система органов 2. Опорно- двигательную систему | | | «Верно ли что …» Если утверждение верное, то ставим знак «+» Если неверно – знак «-» 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | + | + | - | + | - | - | + | + | ? | ? | Верно ли, что человек – это часть живой природы? Верно ли, что человек относится к разряду млекопитающих? Верно ли, что скелет служит только опорой? Верно ли, что головной мозг – главный командир? Верно ли, что кости скелета ничем не соединены между собой? Верно ли, что кости человека растут до старости? Верно ли, что мышцы приводят скелет человека в движение? Верно ли, что организм – это система органов? Верно ли, что воздух, проходя через нос очищается от пыли? Верно ли, что газообмен происходит в лёгких? | Воспринимают на слух вопросы, отвечают на них, вспоминают то, что уже знают об организме человека |
Постановка учебной задачи | Ребята, какие вопросы вызвали у вас затруднение? Я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данные вопросы. Как вы думаете знакомство с какой системой поможет нам достичь цели? Определите тему урока. Что вы хотели бы узнать о дыхательной системе? Хочу узнать Что такое дыхание? Значение дыхания. Органы дыхания. Поставьте перед собой цель на урок. ТПО № 2 с.5, №9 | Обдумывают информацию, высказывают предположения, аргументируют свой ответ. Предлагают варианты, объясняют выбор. Обнаруживают расхождения в мнениях и осознают неполноту своих знаний. |
Открытие нового знания | Чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте первый абзац учебника. Узнал. Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения в него углекислого газа. Постараемся ответить на второй вопрос. Для этого проведём опыт. Попробуйте не дышать! Кто сколько сможет выдержать? (Песочные часы показывают меньше минуты) Вывод: человек не может не дышать. Без воздуха человек гибнет через несколько минут. (Вывод заносится в графу «Узнал») Прочитайте лист №1. Найдите ответ на вопрос: какие четыре функции выполняет нос? Составить кластер. увлажнение Нос обоняние согревание обеззараживание задание 12 в ТПО Рассмотрите таблицу и назовите органы дыхания. (Заполнить карточки – названия органов) Прочитайте третий абзац. (Заполнить графу «Узнал») Дополнения учителя. | Читают текст, проводят самостоятельное наблюдение. Формулируют вывод. Составляют кластер |
Физминутка | Замечательно! Мы хорошо потрудились. Пора отдохнуть. Проведём физкультминутку. Разомнёмся и понаблюдаем за дыханием. Приседания (5 – 10 раз) Как изменилось дыхание? (Стало чаще) Релаксация под музыку Что произошло с дыханием? (Успокоилось) Вывод: при физической нагрузке дыхание учащается, в состоянии покоя становится реже. | |
Первичное закрепление | Давайте еще раз проследим , как путешествует воздух в организме. На доске таблички для составления схемы. Возьмите красный карандаш и стрелками укажите, как путешествует воздух при вдохе. Нос Трахея Бронхи Лёгкие Кровь Клетки В клетках кровь вбирает в себя углекислый газ, отдаёт его лёгочным пузырькам – альвеолам. Грудная клетка сжимается, и мы делаем выдох, удаляя углекислый газ из организма. Возьмите синий карандаш и покажите стрелками, какой путь проходит воздух при выдохе. | Составляют схему движения воздуха |
Корзина идей | Сейчас вам предстоит ответить на вопрос: Что опасно для органов дыхания? (Работа в паре) Ребята озвучивают свои идеи Прочитайте статью в учебнике на стр. 26-27 Все ли идеи наши верны? Дыхательная гимнастика | Читают текст, проводят самостоятельное наблюдение. Формулируют вывод. |
Домашнее задание. | Задания на выбор учащихся: Проработать статью в учебнике с. 24 – 27, ТПО №2 задание 10 Составить кроссворд по теме «Дыхание» Подобрать интересный материал о гигиене дыхания. | |
Рефлексия | Пришло время вернуться к вопросам, которые вызвали у вас затруднение в начале урока. Верно ли, что воздух, проходя через нос очищается от пыли? Верно ли, что газообмен происходит в лёгких? (ответы детей) Наш урок подходит к концу. Вы сегодня замечательно поработали. Хорошо выражали свои чувства, мысли. Предлагаю вам последнее задание – «Недописанный тезис»: Что было бы, если бы воздух вдруг исчез полностью из атмосферы Земли? (ответы детей) Какую цель мы ставили в начале урока? Мы ответили на поставленные вопросы? Оцените свою работу. (синяя капелька – я понял, могу объяснить другим, красная – были затруднения) | Обдумывают информацию, высказывают предположения, аргументируют свой ответ. Предлагают варианты, объясняют выбор. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |