СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Органы государственной власти" история России 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по истории России 7 класс "Органы государственной власти"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Органы государственной власти" история России 7 класс»

История России

7 класс

Тема урока: Органы государственной власти.

Цель урока: учащиеся приобретут умение ориентироваться в учебнике, научатся преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы, использовать знаково-символические средства, выделять существенную информацию из текста, принимать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать. Осознают важность сохранения исторического наследия, патриотической гордости за прошлое своего государства. Проводят самооценку своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные: давать определения понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, дети боярские, кормление, наместник, приказы, стан, уезд;

описывать систему управления единым государством вначале XVI в.; выявлять особенности политического и экономического развития России в первой трети XVI в.; анализировать структуру государственного управления; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.)

регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; выстраивать алгоритм действий

Тип урока: комбинированный

Основные понятия и термины: Боярская дума. «Государев двор». Казна. Дворцы. «Дети боярские». Наместник. Приказы. Кормление. Волость. Уезд. Стан. Поместье.

Основные даты: 1462-1505 гг. – правление Ивана III. 1505-1533 гг. – правление Василия III

Персоналии: Иван III. Софья Палеолог. Василий III.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие.


II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка Д/З

- Вопросы и задания по параграфу 5.

- Работа с картой с.30 (показать территорию Великого княжества Московского в 1462 г. и присоединенные земли до 1523 года)

- Исторический диктант (работа с понятиями).

2. Беседа.

- Какую роль сыграли города в формировании единых государств в Западной Европе?

- Объясните, как вы понимаете смысл следующего предложения: «В отличие от стран Западной Европы в России утверждалась не система вассалитета, а система государственного подданства».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

  1. Беседа.

- Рассмотрите карту русских земель к началу XVI в. Какие актуальные, на ваш взгляд, задачи стояли перед правителями?

- Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы?

- Что нужно было предпринять правителям для централизации государства?

Вопросы урока:

  • Государи всея Руси

  • Завершение объединения русских земель

  • Как управлялось государство

  1. Изучение нового материала.

  • Работа с учебником, картой, лекционная работа.

Познакомьтесь с материалами параграфа 4. Используйте карту и п.1, отрывок из письма Василия III и «Повести о взятии Пскова». О каких качествах характера ВасилияIII можно судить по фрагменту письма? Какие новые события о псковских событиях 13 января 1510 г. вы почерпнули из «Повести…»? Каково отношение автора к ним? Почему вечевой колокол удалили из города?

Объясните значение фразы: «На церковном соборе Иван III предложил «у митрополита, и у всех владык, и всех монастырей сёла поимати», а взамен обеспечить их «из своея казны деньгами… и хлебом». Из каких источников составлялись доходы наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»? Дайте определение этому понятию.

Сравните (в виде таблицы) вотчину и поместье, российское поместье и феод: а) кто наделял; б) за что наделяли; в) право распоряжения; г) право изъятия.

Из кого формировалось единое войско в первой трети XVI в.? Объясните происхождение названий этих сословий.



Запись в тетради

Поместье — это участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы. Поместье нельзя было продать, подарить или заложить, но можно было передать по наследству, если сын выходил на службу «в отца место».

Понятия для словаря:

Боярская дума — высший совещательный орган при государе, в который входили «думные чины» — бояре, окольничие, думные дворяне. Волость — низшая административно-территориальная единица в России. Государев двор — институт социальной организации землевладельцев в России. Возник в конце XII в. на базе княжеской дружины.

Дворяне — в удельный период — служилые люди князя и бояр, заменившие дружинников; в условиях единого Российского государства — привилегированное служилое сословие, получавшее на период службы поместье от государя.

«Дети боярские» — провинциальные дворяне, нёсшие обязательную службу и получавшие за неё поместья от великого князя.

Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения, предоставлявшего им на время службы «корм» в денежном или натуральном (хлеб, мясо, рыба, овёс и т. п.) виде.

Наместник — должностное лицо, которое великий князь ставил во главе уезда; ведал судом, взимал штрафы и судебные пошлины в пользу государства.

Приказы — органы центрального управления в России в XVI — начале XVIII в. (Посольский, Поместный, Земский, Челобитный, Казённый и др.). Имели преимущественно судебную функцию. Некоторые из них контролировали конкретные территории (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Новгородская четь и др.).

Стан — административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между уездом и волостью; два-три стана составляли уезд.

Уезд — крупнейшая территориальная единица в объединённом Российском государстве, созданная при Василии III; в свою очередь, делилась на станы и волости.


V. Первичное применение полученных знаний.

1. Работа с картой с.30 учебника.

2. Составление таблицы «Вотчина и поместье»»

VI. Закрепление нового материала.

1. Комментирование составленной таблицы.

2. Работа с понятиями с.34-35

  1. Обобщение и систематизация знаний.

- Приведите конкретные примеры, подтверждающие завершение централизации Российского государства.

- Псков, Рязань и Смоленск оказали ли сопротивление московскому князю в процессе объединения?

- Давайте составим на основе изученного схему управления Российским государством и прокомментируем ее.

Сделайте краткие выводы по итогам изучения темы. Давайте заполним устно таблицу «И.Т.О.Г.» (интересно, трудно, освоено, главные выводы)

VIII. Домашнее задание.

Параграф 4, вопросы, понятия.

  1. Рефлексия.

Я сегодня узнал(а) о…..

Мне было интересно….

Мне было трудно…











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!