СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Органы выделения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии развития критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Органы выделения"»

Конспект урока биологии в 8 классе


Учитель Кушнерёв Андрей Анатольевич


по теме «Органы выделения».

(разработка урока по технологии развития критического мышления.)



Цели урока:

1. Раскрыть связь строения почек с их функциями, значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма.

2. Развивать логическое мышление, умения находить причинно-следственные связи между строением и свойствами.

3. Воспитывать коммуникативные способности, умение защищать собственное мнение, бережное отношение к своему здоровью.



Ход урока.

  1. Стадия вызова.

    1. Постановка проблемы урока.

Учитель предлагает вспомнить из курса зоологии как осуществляется выделение у животных.

У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей. У многоклеточных организмов продуктов обмена веществ много, поэтому у них появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.

- Чем представлена выделительная система у представленных животных?

Ракообразные- две зеленые железы

Насекомые и паукообразные – две трубочки, выросты кишечника.

Рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие – парные почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Вопрос: как осуществляется выделение продуктов распада у человека?

Учащимся предлагается определить тему урока.

    1. Актуализация имеющихся знаний о выделительной системе. К каким животным человек ближе всего по систематическому положению?

Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1 и 2 графы этой таблицы.

Я знаю

Хочу узнать

Узнал нового




Задание 2. Совместная работа учащихся. Отчёты учащихся о результатах работы. Учащиеся друг друга не повторяют, а дополняют. На доске составляется опорный конспект в виде грозди. В центре грозди – тема урока, вокруг – приведённые учащимися факты.


  1. Стадия осмысления новой информации.

    1. Самостоятельная работа с новой информацией.

Учащимся раздаются информационные карты (ими могут служить и материалы учебника).


Инструктивная карта.


  1. Прочитать в учебнике п. 42.

  2. Рассмотрите в учебнике рис. 87 – 89 на стр.214.

  3. На поперечном разрезе почки найдите темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый слой (мозговое вещество).

  4. Найдите на внутреннем слое пирамидки.

  5. Выясните функции почек.

  6. Что является функциональной единицей почки?

  7. Какое строение имеет нефрон?

8. Прочитай текст и подготовь устный рассказ по плану:

а)Заболевания выделительной системы;

б)Народная медицина и почечные инфекции;

в)Аномалии почек;

г) Причины заболевания почек.


ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Переедание, однообразное питание мясом, мучными изделиями, злоупотребление острой, пищей оказывают на почки вредное влияние. Особенно опасен для них алкоголь, он поражает все отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Лишняя доза медикаментов тоже вредна для почек. Сульфаниламиды, антибиотики, принимаемые в больших количествах, накапливаются в почках и могут стать причиной почечных заболеваний. Суточные нормы потребления воды не должны превышать 1,5—2 л. Иногда нелишне будет просто прополоскать рот или смочить губы. Нарушение правил личной гигиены может вызвать у детей воспаление мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые отличаются высокой ранимостью и пониженной стойкостью к усиленным слущиваниям эпителия. Иногда маленькие дети страдают энурезом (недержание мочи). В основном это связано с функциональными отклонениями в психо-неврологическом статусе детей. Можно ли помочь таким детям? Зачастую можно. Необходимо соблюдать режим дня и отдыха, диетическое питание без раздражающей, соленой и острой пищи; ограничить прием жидкости (особенно перед сном); исключить во второй половине дня большие физические нагрузки (спортивные игры); не менее 2-х раз за ночь детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря. Крайне опасно переохлаждение почек, при котором воспаляются капиллярные клубочки почечных телец, вследствие чего уменьшается отделение мочи, развиваются отеки, появляются боли и ломота в пояснице. Нефрит — одно из распространенных заболеваний почек, при котором воспаление охватывает почечные клубочки либо полностью и на обеих почках (диффузный нефрит), либо лишь отдельными очагами (очаговый нефрит). Диффузный нефрит является более тяжелым заболеванием, он может протекать в острой и хронической форме. Образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях — довольно частое явление. Основная причина заболевания — нарушение обмена веществ в организме (особенно водно-солевого) и изменение химического состава крови. В результате этого происходит выпадение содержащихся в моче солей в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию болезни могут способствовать следующие факторы: убыточное содержание солей в питьевой воде, влияющий на потоотделение жаркий климат, пища, изменяющая химический состав мочи (например, длительное употребление растительно-молочной или мясной пищи). Количество и размеры образовавшихся камней могут быть очень большими. Иногда скопление мелких камней в почечной лоханке или мочеточнике приводит к более серьезным последствиям, чем образование крупных камней — к нарушению оттока мочи из почки. Расстройство мочеиспускания может быть двух видов: учащение и затруднение. Затруднение мочеиспускания чаще бывает у мужчин с аденомой или раком предстательной железы. Больной испытывает частые и нередко бесплодные позывы на мочеиспускание. У женщин бывает задержка мочеиспускания после операции или родов. Непроизвольное выделение мочи. Причины могут быть разными: ослабление замыкающей мочевой аппарат мышцы (наблюдается у женщин при понижении мышечного тонуса, родовой травме, климаксе, а также у лиц преклонного возраста), запирание мочеточника увеличенной предстательной железой (последствие гонореи и других инфекций), неправильное строение или травма мочевыводящих путей, заболевания нервной системы. В преклонном возрасте недержание мочи обычно возникает из-за жирового перерождения мочевого пузыря или ослабления мышцы, запирающей мочевой канал. Избавиться от этого недуга довольно трудно, но можно уменьшить проблемы, следуя таким советам: не пить вечером никаких жидкостей, по утрам делать холодные обтирания, постель устраивать так, чтобы в ногах она была несколько приподнята.

Народная медицина при заболевании почек и мочевыводящих путей советует применять отвар листьев бузины сибирской, отвар из сбора цветков бузины и терновника, листьев березы и травы крапивы двудомной. Настой листьев или почек белой березы применяют как мочегонное средство при заболеваниях почек, отеках. Отвар семян шиповника применяют при камнях в почках и мочевом пузыре. При воспалениях мочевого пузыря используют отвар корней шиповника. Средством для очищения почек является отвар льняного семени. Наиболее частыми симптомами заболеваний почек и мочевыводящих путей являются боли, расстройство мочеиспускания, повышение температуры тела, отеки.

Аномалии почек. Дистопии почек — наиболее частые врожденные аномалии почек. Различают тазовую дистпию (почки остаются в области малого таза, поворот почки обычно не совершается, ворота почки открыты кпереди); подвздошную дистопию (почки находятся в подвздошной ямке); поясничную дистопию (почки расположены на уровне нижних поясничных позвонков); перекрестную дистопию (одна почка перемещена к другой). Сращенная почка — у эмбриона почки срастаются, образуя подкову, крючок и др.

Удвоение почек — может быть двусторонним или односторонним. Каждая почка при этом имеет свою лоханку и двойной или расщепленный на 2 ветви, идущие к обеим лоханкам, мочеточник.


Задание классу:

Изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки:


+ - это я знаю;

- - этого я не знал;

! - очень важная информация;

+- - знал, но забыл;

? - противоречит моим представлениям.


Ответьте на поставленные вопросы.

2.Структурная организация информации в памяти. Работа в парах. Учащиеся задают друг другу вопросы по материалам информационной карты.

Обсуждение ответов самостоятельной работы с использованием презентации.

При нарушении обеих почек наступает сильное отравление организма и человек погибает через 5 дней. На срезе почки выделяют 2 слоя: более темный (наружный) – корковый, а более светлый (внутренний) – мозговой. Во внутреннем слое располагаются пирамидки. Основания пирамид обращено к корковому слою, а вершины - к почечной лоханке. Пирамидки открываются в чашки, а чашки в лоханку. Функции почек: выделительная, защитная, поддержание гомеостаза. Структурной единицей почки является нефрон. В одной почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. Нефрон начинается в корковом слое почки небольшой капсулой, имеющей форму двустенной чаши, образованной из двух слоев эпителиальных клеток. Между этими слоями находится щелевидное пространство – полость капсулы. От нее начинается почечный извитой каналец 1-го порядка, образованный одним слоем эпителиальных клеток. Каналец спускается в мозговой слой почки, там образует петлю Генле, затем возвращается в корковый слой, получая название канальца 2-го порядка. Здесь он снова извивается, сливается с таким же соседним канальцем и образует собирательную трубочку нефрона, проходящую внутри пирамидок.

Собирательные трубочки сливаются, образуя более крупные выводные протоки. Они проходят через мозговое вещество к верхушкам сосочков пирамид.

3. Совместная работа учащихся и учителя. Учащиеся систематизируют полученные знания, участвуя в блиц-опросе:

- каково положение почек в организме?

- что кроме почек входит в состав выделительной системы?

- каким образом органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду?

- как происходит регуляция работы выделительной системы?

- какие болезни органов выделения вам известны?

- какова гигиена органов выделительной системы?


В ходе обсуждения корректируется опорная схема – гроздь на доске.


  1. Стадия размышления (рефлексия).

Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.

Задание 2. Расскажите, что нового вы узнали на данном уроке.

Задание 3. Составьте синквейн с терминами этого урока.

Пример синквейна, написанного учащимися:

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.


  1. Задание на дом.

Составить вопросы для размышления: уточняющие (правильно ли я понял, что…?), интерпретационные (в чём причина…?), оценочные (в чём отличие…?).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!