Тема урока ОРКСЭ: Альтруизм и эгоизм. Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме. Задачи: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий 2. Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас 3. Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами 4. Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Результаты: личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение. метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»» Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики». Участники: учащиеся 4 класса. Ход урока: I. Операционно-познавательный этап: Повторение. - Добрый день, ребята. - Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс? - О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса? -С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке? -Что такое справедливость? -Для чего нужна справедливость? - Какие произведения я вас просила вспомнить дома? (проверка д.з.) II. Объявление темы и цели урока. - Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. III. Вводно-мотивационный этап. - Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. - Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы) - Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится) - Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям) -Что общего в поступках мальчика из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»? (Они совершили поступки не для себя, а во благо других). - Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности? IV. Изучение нового материала. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом понятии и противоположном понятии – эгоизм. - И тема урока … альтруизм и эгоизм (прочитайте) - Какие цели мы поставим? Что такое альтруизм? Обратимся к толкованию в словаре Ожегова. А Какое понятие нам дают в учебнике с.30, 2 абзац - В чем он проявляется? Чтение учебника с.30, абзац 3,4 - Какие поступки совершают альтруисты? (Бескорыстные поступки, ради блага другого человека) -Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? (только потому, что могут помочь) .Работа в парах (На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и запишите на листе задании Карточка №2. Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие. Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами. Проверяем .. - Поступки детей можно назвать альтруистическими. - Найдите и прочитайте в словаре или в учебнике значение слова «альтруизм». АЛЬТРУИЗМ, Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. - Запишите. - Откройте учебники на стр.30. Давайте прочитаем, что там написано. - А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами. - Чего хочет альтруист? Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо. Альтруист – человек, ЛЮБЯЩИЙ ДРУГИХ больше себя, отдающий предпочтения интересам других. - Работа в парах, какие слова- синонимы подберете вы сами и запишите в опорных листах.(задание № 3) Откройте словарь синонимов и найдите синонимы к словам альтруизм и альтруист. бескорыстие — это отсутствие стремления получить материальную выгоду; бессребреник — это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение; человеколюбие — это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему; самоотверженность — добровольное принесение людьми в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей. Есть ещё одно очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ. Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю. Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси(щелчок) князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Благотворителями так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др. В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль. -А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в наше время относят к устаревшим? -Нужно ли милосердие сегодня? -Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? -А кому вы можете помочь? -Так, что же такое альтруизм? (Альтруизм -готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. ) МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА. Посмотрите на картинку на стр.30 учебника. Что за история произошла? - На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок. - А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку! - Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился? - Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…) -Теперь откройте словарь антонимов и найдите слова противоположные по смыслу слову альтруизм. ЭГОИЗМ. Что означает это слово прочитайте в учебнике на стр. 31. Эгоист – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других. - Найдите толкование этого слова у себя в словарях. Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. «Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями. - Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб - никому не люб». - Какие примеры эгоистических поступков вы можете привести? -Но есть ещё одно понятие. Кто обратил на него внимание, читая статью учебника. -----Каким может быть эгоизм? -Разумный эгоизм. - Что же это такое прочитаем в учебнике на стр.31. Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт. - Запишите определение. Эгоизм и альтруизм однажды заскучали. И решили потянуть к себе одеяло. Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел. Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был. Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал. Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился. И мораль здесь такова: серединка золота! Мудро, смело размышляй и собою управляй! - Запомните, в жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь. V. Проверка усвоения нового материала. - Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить следующие задания - Соедините понятия альтруизм и эгоизм со сказочными героями. (опорный лист, задание № 5 ) О чём мы должны помнить, работая в парах? (помогать соседу, не мешать остальным уч-ся) - Проверьте правильность выполнения своей работы. - Объясните свой выбор. VI. Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала. Разбор жизненной ситуации. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Как Костя повёл себя в данной ситуации? Варианты ответов: Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной. - Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему? - Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации? -Хорошо, если человек задумывается, ЧТО он несёт людям - мир, радость, тепло, или от него веет холодом, злобой. VII. Домашнее задание. - Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы: - Кому может быть нужна наша помощь? - Кому не хватает нашей доброты и участия? - Чем мы можем помочь другим людям? - Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой? Спешите делать добрые дела, ребята! - Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. Оформите свои проекты в виде любимых цветов. На следующий урок мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел» VIII. Рефлексия - Ребята, я вам предлагаю задание «Закончите предложения». Сегодня я узнал… Я понял, что… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Теперь я могу… |