СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКиСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев,  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКиСЭ "Альтруизм и эгоизм".»


Тема урока ОРКСЭ: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока:  формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи: 1. Познакомить учащихся  с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

  • 2. Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

  • 3. Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами

  • 4. Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты:         личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев,  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

                     метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе

                            предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»»

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор,  иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.


Ход урока:

I. Операционно-познавательный этап: Повторение.

- Добрый день, ребята.   - Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс?

- О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?

-С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке?

-Что такое справедливость?

-Для чего нужна справедливость?

- Какие произведения я вас просила вспомнить дома? (проверка д.з.)

II. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях.

III. Вводно-мотивационный этап.

- Послушайте притчу. Ваша задача -  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. 

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. 

Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. 

- Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы)

- Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится)

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям)

-Что общего в поступках мальчика  из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»?

(Они совершили поступки не для себя, а во благо других).

- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом понятии и противоположном понятии – эгоизм.

- И тема урока … альтруизм и эгоизм (прочитайте)

- Какие цели мы поставим?

Что такое альтруизм? Обратимся к толкованию в словаре Ожегова.

А Какое понятие нам дают в  учебнике с.30, 2 абзац

- В чем он проявляется? Чтение учебника с.30, абзац 3,4

- Какие поступки совершают альтруисты?

(Бескорыстные поступки, ради блага другого человека)

-Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? (только потому, что могут помочь)

.Работа в парах (На столах карточки) . На карточках написаны слова.  Выберите  из них синонимы к слову альтруизм и запишите на листе задании    Карточка №2.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие,  чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами. Проверяем ..

- Поступки  детей можно назвать альтруистическими.

- Найдите и прочитайте в словаре или в учебнике значение слова «альтруизм».

АЛЬТРУИЗМ,

Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. 

- Запишите.

- Откройте учебники на стр.30. Давайте прочитаем, что там написано.

- А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами.

- Чего хочет альтруист?

Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо.

Альтруист – человек, ЛЮБЯЩИЙ ДРУГИХ больше себя, отдающий предпочтения интересам других.

- Работа в парах, какие слова- синонимы подберете вы сами и запишите в опорных листах.(задание № 3)

Откройте словарь синонимов и найдите синонимы к словам  альтруизм и альтруист.

бескорыстие — это отсутствие стремления получить материальную выгоду;

бессребреник — это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение;

человеколюбие — это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему;

самоотверженность — добровольное принесение людьми в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей.

Есть ещё одно очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси(щелчок) князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге   Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Благотворителями так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

-А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в наше время относят к устаревшим?

-Нужно ли милосердие сегодня?

-Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

-А кому вы можете помочь?

-Так, что же такое альтруизм?

(Альтруизм -готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. )

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА.

Посмотрите на картинку на стр.30 учебника. Что за история произошла?

- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.

- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?

- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)

-Теперь откройте словарь антонимов и найдите слова противоположные по смыслу слову альтруизм. 

ЭГОИЗМ.

Что означает это слово прочитайте в учебнике на стр. 31.

Эгоист – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других.

- Найдите толкование этого слова у себя в словарях.

Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста.

Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

- Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб - никому не люб».

- Какие примеры эгоистических поступков вы можете привести?

-Но есть ещё одно понятие. Кто обратил на него внимание, читая статью учебника. -----Каким может быть эгоизм?

-Разумный эгоизм.

- Что же это такое прочитаем в учебнике на стр.31.

Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

- Запишите определение.

Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.

И решили потянуть к себе одеяло.

Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.

Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.

Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.

Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.

И мораль здесь такова: серединка золота!

Мудро, смело размышляй и собою управляй!

- Запомните, в жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь.

V. Проверка усвоения нового материала.

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить следующие задания

- Соедините понятия альтруизм и эгоизм со сказочными героями. (опорный лист, задание №   5 ) О чём мы должны помнить, работая в парах? (помогать соседу, не мешать остальным уч-ся)

- Проверьте правильность выполнения своей работы.

- Объясните свой выбор.

VI. Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

Разбор жизненной ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Как Костя повёл себя в данной ситуации?

Варианты ответов:

  1. Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

  2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

  3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

  4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

- Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

-Хорошо, если человек задумывается, ЧТО он несёт людям -  мир, радость, тепло, или от него веет холодом, злобой.

VII. Домашнее задание.

- Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

- Кому может быть нужна наша помощь?

- Кому не хватает нашей доброты и участия?

- Чем мы можем помочь другим людям?

- Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?

        Спешите делать добрые дела, ребята!

- Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока.

Оформите свои проекты в виде любимых цветов.  На следующий урок мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел»

VIII. Рефлексия

- Ребята, я вам предлагаю задание «Закончите предложения».

Сегодня я узнал…

      Я понял, что…       Я попробую…

     Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Теперь я могу…