образовательная: формировать у детей понятия о простых нравственных истинах, о влиянии слов, эмоций и поступков на жизнь окружающих
развивающая: развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы
Этап урока | Виды работы (формы, методы, приёмы) | Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность ученика | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Фронтальная работа | Настрой на урок Проверка готовности к уроку | Проверка готовности к уроку | Коммуникативные личностные | |
II.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Викторина Да/нет Разминка по изученному материалу | 1. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Это слова Ф.И.Тютчева 2.Милосердие-это не обижающая человека помощь, внимание к его положению и искреннее стремление вместе решить возникшую проблему 3.В сочувствии не проявляется участие в делах и переживаниях другого человека 4.Сострадание-это стремление разделить с другим человеком его чувства, душевное состояние 5.Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека -Перечислите профессии, которые избрали милосердие основным делом своей жизни? -Обсудим творческие работы, которые вы готовили дома | 1.да 2.да 3.нет 4.да 5.да -Спасатели, врачи, , священнослужители Дети комментируют свои работы | Познавательные личностные | |
III.Постановка учебной задачи | | -А какое у вас возникает настроение, когда вы видите солнышко? -Верно, ведь солнце символ добра, света, радости -как вы думаете, а обычные люди, такие как мы с вами, могут творить чудеса? -Вот сегодняшний урок и даст ответ на этот вопрос. -Подберите противоположные слова -Как называются такие слова в русском языке? Злость-доброта Гнев - радость Ненависть - сочувствие Жестокость – милосердие -Сейчас мы очень быстро подобрали противоположные качества, так сказать сменили гнев на милость, а в реальной жизни это легко сделать? - Поэтому мы должны жить так, чтобы было хорошо и радостно и нам и окружающим нас людям. - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? -Это и есть тема нашего занятия - живи себе и другим во благо. -Какие задачи перед собой поставим? -А как вы понимаете слово «благо»? | -радость, хочется улыбнуться -Да/нет антонимы -Злость-доброта Гнев - радость Ненависть -сочувствие Жестокость-милосердие Нет, не всегда -Жить во благо себе и другим -Узнать, что такое благо, нравственное поведение, что значит во благо себе и другим -добро, здоровье, счастье, радость | Познавательные Регулятивные личностные | |
IV.Открытие новых знаний | Фронтальная работа Работа в группах Физминутка | -Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания -Вам нравится, когда вас хвалят? -А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету? - Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека? -А какие высказывания могут ранить, обидеть человека? -Такие недоброжелательные слова называют осуждением. Можно их назвать благом для человека? - Давайте разберём на конкретных ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение? Давайте, возьмёмся за руки, почувствуем тепло ваших ладошек и поприветствуем с улыбкой друг друга кивком головы | -да, конечно -Скорее всего Да, человек становится лучше - Несправедливые, оскорбительные слова, сказанные за глаза, когда человек не может защитить себя от несправедливости нет, они унижают и обижают человека Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его. | | |
V.Первичное закрепление | Работа в парах на карточках (находят соответствие) | Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы. 1. Слово не воробей… 2. Семь раз отмерь… 3. Как аукнется… 4.Не имей 100 рублей… 5.Сам погибай… -но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину?(Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.) -Молодцы, но обращаю ваше внимание, что часто можно услышать «извиняюсь»- так нельзя говорить. Суффикс –сь показывает , что вы извиняете сами себя, а ведь вы просите извинения у другого человека. | 1.вылетит,не поймаешь (Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном) 2.Один-отрежь (прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова) 3.Так и откликнется (Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе) 4.а имей 100 друзей 5.а товарища выручай | | |
VI.Вторичное закрепление | Работа с учебником. Индивидуальная работа в тетради | Продолжите предложения и запишите в тетрадь: 1.Я чувствую обиду, когда… 2.Мама обижается на меня, когда я… 3.Друзья бывают недовольны, если я… 4.Мне приятно, когда мои друзья… 5.Мне бывает неловко перед другими, если я… 6.Я испытываю чувство радости в тех случаях, когда… -Слышали ли вы выражение «голубь мира»? - Это выражение получило известность после 2-ой Мировой войны в 1949 году и является символом мира, мирных намерений. Художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, несущего в клюве оливковую ветвь. -А что напоминает вам этот голубок? -Верно, чтобы помириться, иногда достаточно пожать друг другу руки. И вы в свободное время можете самостоятельно сделать таких голубков. Но сейчас я хочу подарить вам голубков, а вы тому человеку, кого когда-то обидели грубым словом или недобрым поступком. -С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье. В вашей семье есть такая традиция? -А как вы думаете, у того, кому вы вручите голубка, станет теплее на душе? | ладонь Да/нет да | | |
VII.Итог урока | Фронтальный опрос | -Что изучали на уроке? -Какова тема урока? -Почему надо жить во благо не только себе, но и другим? -В чём заключается бережное отношение к другому человеку? -Перед кем и почему тебе хотелось бы извиниться? -Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? -Получается вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале занятия. Научиться быть добрым не трудно, просто надо делать добро не один раз в год и не когда вам вдруг захочется, а ежедневно проявлять заботу, доброту и сочувствие! От всей души вам этого желаю! | | | |
VIII.Рефлексия | 1.Яблоня 2.Я узнал… Я смогу… Я научился… Мне было трудно… | На доске яблоня Схема-алгоритм для самооценки | Оценивают свою работу на уроке, своё настроение, берут яблоки нужного для себя цвета | Личностные коммуникативные | |
IX.Домашнее задание | На выбор: Сочинение или рисунок | 1.Написать сочинение на тему «К какому благу я стремлюсь в своей жизни» 2.Нарисовать,как вы представляете себе благо | | | |