КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ В 4 КЛАССЕ
Учитель Хлопотина Любовь Пантелеевна
МБОУ «Бековская основная общеобразовательная школа»
Тема урока | «Священные сооружения. Христианские храмы» |
Цель урока | Знакомство с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений христианства |
Задачи урока | -Познакомить с особенностями священных сооружений христианства, с храмом св. вмч. Пантелеймона с. Беково и правилами поведения в них. -Научить различать священное сооружение христианской религии по их характерным архитектурным особенностям. -Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры. -Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся. -Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению |
Планируемые результаты | Личностные: Развивать умения выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: организовывать свои действия: ставить перед собой цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат; Познавательные: работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её; устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать из одной формы в другую; Коммуникативные: общаться и взаимодействовать с разными людьми: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать. Предметные: сформировать представление о христианских священных сооружениях |
Основные понятия | Церковь, собор, храм, часовня, алтарь, икона, фреска. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО. |
Оборудование | технические средства обучения: компьютер, ноутбук, ЭОР, раздаточный материал, учебник. |
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Организационный момент
Звучит колокольный звон
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.
2. Актуализация опорных знаний
- Что мы изучили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились со священными сооружениями в иудаизме, исламе и буддизме.)
Давайте освежим знания и составим кластер. У вас на столах лежат листочки. Ваша задача обсудить в группе последовательность изученного материала и выложить карточки на доске.
(Учащиеся выходят к доске и составляют кластер)
3. Постановка и формулировка проблемы
Ребята, в начале урока вы слышали колокольный звон? (да)
А вы знаете где можно услышать его? (в церкви)
Где находятся колокола в церкви? Ответы уч-ся
Кто знает строение храма?
Зачем нужны иконы в храме?
Что нужно делать и как себя вести в храме?
Кто знает, как называется храм нашего села?
А вы знаете когда он был построен?
Вам хотелось бы узнать и увидеть?
Как вы думаете какую тему мы сегодня будем изучать? (Христианский храм)
Какая цель нашего урока? (Ознакомление с сооружениями христианского храма)
Итак, у нас сегодня заочная экскурсия в храм.
II. ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
4. Планирование деятельности
Где мы можем о Христианском храме узнать?
- Почитать в учебнике.
- Сходить на экскурсию в церковь.
- В интернете…
Молодцы, все верно.
ПЛАН
Название сооружения и для чего они нужны |
Внешний вид строения |
Внутреннее устройство сооружения |
4. Особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях |
Я предлагаю вам поработать в группах, а затем поделиться своими знаниями друг с другом.
Каждая группа получает план-задание, где нужно записать самое главное.
Вспомните правила работы в группе.
План-задание
1 группа
Для чего нужны священные сооружения? Название священного сооружения. Внешний вид строения. (учебник с. 31)
1.Изучить материал
2. Составить презентацию по теме и рассказать.
3. Составить вопрос по своей теме для 2 и 3 групп
2 группа
Внутреннее устройство храма (учебник с. 31)
1.Изучить материал
2.Подобрать иллюстрацию и рассказать
3. Составить вопрос по своей теме для 1 и 3 групп
3 группа
Особенности в одежде и правила поведения в храме (учебник с.32)
1.Изучить материал
2. Нарисовать запрещающие и разрешающие знаки по теме и рассказать.
3. Составить вопрос по своей теме для 2 и 1 групп
ФИЗМИНУТКА
5. Решение проблемы
1)Учащиеся работают в группах. Затем начинается обсуждение.
2) Выступают представители групп. Представители других первых групп дополняют. Рассказывают, что интересного еще узнали.
3) Обмен вопросами.
- Сегодня на уроке мы многое узнали. Задайте друг другу вопросы по теме урока.
-Какова тема нашего урока?
-Как называется священное сооружение христиан?
- Что характерно для христианского храма?
-Нравятся ли тебе священные сооружения религий?
-Что ты хотел бы еще узнать освященных сооружениях религий?
4) Видеофрагмент о храме Святого великомученика и целителе Пантелеймона
Ребята, вы уже знаете, что верования коренных жителей нашего села – телеутов был шаманизм. Но тесное взаимодействие с русскими переселенцами и распространение христианства на территории Западной Сибири привело к тому, что телеуты органично восприняли традиции, обряды православия. 21 мая 1883 г. в день Св. Николая состоялось крещение телеутов. С конца 19 века в общественный быт телеутов прочно вошли христианские праздники. Мы с вами сегодня заочно посетим наш храм Святого великомученика и целителе Пантелеймоне и посмотрим видеофрагмент, где ваш одноклассник Кирилл Хлопотин берет интервью у отца Константина.
Кстати, у Кирилла Хлопотина дальний родственник был священнослужителем нашего храма до 1937г и звали его отец Роман Хлопотин.
6. Применение знаний и умений
Давайте проверим кто самый внимательный. Найдите ошибку в тексте.
1) Найди ошибку.
Посещение христианского храма.
Летом я с родителями путешествовал по Золотому кольцу. Мне больше всего запомнился город Ярославль. В нем множество величественных церквей и храмов. Особенно мне запомнился Успенский собор. Построен он был еще в 12 веке, но потом его несколько раз разрушали. А сегодня - это главная церковь города. В храме шла служба. Я разулся и вошёл. Слышалось песнопение, воздух был наполнен ладаном, тихонько потрескивали свечи. Вокруг было очень красиво: стены расписаны фресками, много икон. Мужчины и женщины стояли в головных уборах, а некоторые из них перешёптывались. Я поставил свечи, а потом зашёл в алтарь. Мне очень понравилось в соборе.
- Сегодня вы многое узнали. Давайте проверим, кто был самым внимательным с помощью игры «Да. Нет-ка» У вас на столах лист-ответ, на нем во второй строчке отмечаем только «+» -да, «-»- нет.
2) Игра «Да. Нет-ка» (Проверка по эталону)
Храм св. Пантелеймона построен в форме корабля? – да
За притвором находится алтарь? – нет
Иконостас увенчан крестом? – да
Храм Святого Пантелеймона состоит из 4 частей? – нет
Алтарь самое священное место в христианском храме? – да
Взаимопроверка по эталону.
Молодец! – 5 ответов
Хорошо! – 4 ответа
Подтянись! – 3 и меньше ответов
III. Оценочно-рефлексивный
III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
7. Подведение итогов
- Вот и закончилось наше заочное путешествие. Мы сделали много добрых открытий, познакомились со священными сооружениями религий мира. Какое впечатление у вас осталось от этого «знакомства»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях?
Составьте синквейн из 5 строк по теме «Священное сооружение»:
1. Одно существительное.
2. Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений
3. Три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Целая фраза, предложение, высказывает свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата, пословица)
5. Это слово-резюме, или синоним.
1. Храм.
2. Святые, величавые.
3. Собираются, молятся, свершаются.
4. Это здания для богослужения.
5. Святыня.
8.Домашнее задание
- Варианты домашнего задания:
1. Расшифровать слова
2. Составить кроссворд про священные сооружения.
3. Создание творческого проекта «Фотогалерея «Священные сооружения Кемеровской области».
4. Подготовить сообщение о священном сооружении Кемеровской области
9.РЕФЛЕКСИЯ «Гора познания»
Учитель:
-Каждый день жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – «Священные сооружения. Христианский храм».
И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.
СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК!