СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Правила общения для всех".

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Правила общения для всех".»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суховская средняя общеобразовательная школа Тацинский район, Ростовская область.









Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Тема урока:  «Правила общения для всех»













Подготовила

учитель 1 категории

Черноокая Н.Н.












п. Новосуховый

Цель:  знакомство с  понятиями «общение», «тактичность», «чуткость», «деликатность»; формирование умения применять принципы общения.

Задачи:

Личностные:

- развивать  личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

- воспитывать  доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Метапредметные:

- учить овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- учить овладевать  логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и пичинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-учить слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Предметные:

- учить осознавать ценности нравственности и духовности человека.


Оборудование: учебник А.И. Шемшурина, А.А. Шемшурин Основы религиозных культур и Светской этики, рабочая тетрадь к учебнику.



Ход урока:

1. Мотивация

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.

И пусть в окно прохлада  дышит,

 Нам здесь уютно: ведь наш класс

 Друг друга  любит, чувствует и слышит.

- Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

-Вспомним наше ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО.

Ученик: « Относитесь к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе»


Учитель: Ребята, давайте прочитаем эпиграф и ответим на вопрос: - О чём сегодня будем говорить?

«Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал».

                                                                     Древний поэт Саади

 

Мы уже знаем, что верно оценить человека с первого взгляда нельзя.

- А что нужно для этого? (пообщаться)

2.Сообщение темы урока.

Учитель: Наша тема урока сегодня называется «Правило общения для всех».

Как вы думаете, ребята, нуждается ли проявление воспитанности человека в соблюдении общих для всех обязательных правил?

(Ответы учеников)

Какие правила вы бы выделили как обязательные?

(Ответы учеников)

3.Исследовательская работа.

Учитель: Давайте проведем небольшую исследовательскую работу, чтобы убедиться в этом и подумать, насколько мы соответствуем этим правилам.

И начнем мы с характеристики человека, который встречает нас с улыбкой. Что мы можем сказать о нем в первую очередь?

Ученик: Он приветливый.

Учитель: Да, он приветливый. А какой важной характеристикой можно наделить того человека, который всегда приветлив с другими?

Ученик: Этот человек доброжелательный.

Учитель: Да, верно. О чем свидетельствует это, если обобщить обязательную приветливость и доброжелательность человека по отношению к другим людям?

Ученик: О его воспитанности.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, быть воспитанным обязательно для всех? Почему?

(Ответы учеников)

Учитель: Давайте проанализируем это глубже.

Подумайте, что общего в словах «воспитанность», «воспитание» и «питание»?

Ученик: «Питание» как созидание в себе воспитанности, которое получает человек в период своего взросления. Это как возделывание, формирование человеческого в человеке.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а в чем и кем оно проявляется по отношению к вам?

Ученик: Это закладывается в человеке с детства в ласковых словах обращения к ребенку, в улыбке, поощрительных жестах, приятных сюрпризах и т.д.


Ученик: Ребенку приятно и он старается вести себя так же.

Учитель: Все верно! Вспомните, как называют вас родители и близкие люди…

Как это влияет на вас?

(Ответы детей)

Учитель: Это формирует позитивную самооценку, которая лежит в основе достоинства человека.

Чем же «питается» воспитанность человека и что впитывает в себя человек с детства? Подумайте и запишите, какой опыт отношения к себе вы приобрели? Запишите в тетради, что впитано вами с детства и легло в копилку воспитанности или невоспитанности.

Вывод: Мы увидели, насколько значимы эмоциональная окрашенность и положительный заряд отношения к нам других людей.

Ученик: Мы поняли и определили истоки наших ответных реакций, формы поведения и проявления отношений других людей.

Учитель: а давайте подумаем, что зависит от вас самих? Вспомните, как вы называете друг друга в классе… Какие чувства вы испытываете чаще всего с этим?

Учитель: Вот над этим особенно важно задуматься.

Легко ли быть доброжелательным?

(Ответы учеников)

Учитель: Как видим, истоки доброжелательности в отношениях с окружающими нас людьми лежат в нашем умении и привычке желать добра другому человеку. Что происходит, если мы об этом забываем?

Учитель: Каков вывод проведенной исследовательской работы?

Ученик: Воспитанный человек всегда доброжелателен, уважителен и приветлив с другими людьми.

Учитель: Запишите этот вывод в тетради. А мы продолжаем нашу работу.

Скажите, а какие еще качества необходимо проявлять в общении с людьми?

Учитель: Для того, чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к учебнику и поработаем в группах.

4. Работа по учебнику:

Задание для 1 группы:

Прочитайте на стр.16 учебника что такое «общение» и «тактичность».

Задание для 2 группы:

Прочитайте на стр.17 учебника что такое «чуткость» и «деликатность?

Прочитайте и скажите, пожалуйста, какие же еще качества необходимо проявлять в общении с людьми и почему?

Учитель: Сделайте свой вывод: что же важно в воспитании воспитанности?

Учитель: Как звучит золотое правило этики?


Учитель: Ну, а теперь предлагаю поиграть в игру: «Три хороших качества соседа».

5.Игра «Три хороших качества соседа» Встанем в кружок и передаем ниточку, называя три хороших качества соседа.

Учитель:

Вывод: Какие мы разные, но у каждого есть такие хорошие качества, которые переходят в поступки.

ПРАВИЛО: ОПИРАЙСЯ НА ЛУЧШЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ,


6. Итог урока. Чему мы учились сегодня на уроке? А нашу работу завершим важными мыслями мудрых людей.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.

Ф.Д.С. Честерфилд

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится педантизмом, остроумие - плутовством, простота – неотесанностью, добродушие - льстивостью.

Дж. Локк


7. Рефлексия

Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Какие правила вы сегодня запомнили. Пусть эти простые советы станут вам ориентиром в жизни!

8. Домашнее задание.

Найдите пословицы на тему «ТЕРПИМОСТЬ»





Использованная литература: учебник А.И. Шемшурина, А.А. Шемшурин Основы религиозных культур и Светской этики, рабочая тетрадь к учебнику, методическое пособие 4 класс А.И. Шемшурина Основы религиозных культур и светской этики, Москва «Просвещение» 2015.

Интернет – ресурсы: https://russianschool.edumsko.ru/collective/method/post/1674742

https://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-orkse-4-klass-5408277.html