СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Основные группы мышц в человеческом теле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии 9 класс. Тема: Основные группы мышц в человеческом теле.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Основные группы мышц в человеческом теле"»

Конспект урока по биологии 9 класс Рахматулиной А.И. Дата:

Тема: Основные группы мышц в теле человека

Цель: расширить и углубить знания учащихся о мышцах и их значении

Задачи: сформировать представления об основных группах мышц человеческого тела

- Способствовать формированию представлений учащихся об основных группах мышц человеческого тела

- Развивать аналитико - синтетическую функцию мышления посредством ответов на вопросы, выполнения заданий на классификацию, обобщение; тактильно-мышечное восприятие и самосознание на основе выполнения упражнений двигательного характера.

- Корригировать логическое мышление посредством операций анализа и синтеза;

- создать условия для развития у учащихся познавательного интереса путем использования на уроке различных видов работы, наглядности.

Оборудование: таблицы, карточки для индивидуальной работы

Ход урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.

  2. Повторение

1). Фронтальный опрос

- Каково значение скелета для человека?

- Что входит в опорно – двигательную систему человека?

- Покажите на таблице основные части скелета. Каково их значение?

- Какие виды костей вам известны? Где они располагаются?

2). Индивидуальная работа по карточке

3).Индивидуальная работа по таблице (у доски)

3. Изучение нового материала

1).Введение в тему //Коррекционное задание//

Таблички с частью слов на доске. Бег ход же рисо дер атьватьить жать вать

- Задание: соберите слова из предложенных частей. (Можно записать на листе бумаги). Проверим, какие слова получились: бегать, ходить, жевать, рисовать, прыгать.

- Ребята, прочитайте слова и скажите, что обозначают эти слова? (это слова-действия, движения, то, что умеет делать человек с помощью мышц)

- Совершенно верно! Итак, все эти слова обозначают движения или действия человека, которые человек совершает с помощью мышц. Мы сегодня продолжим изучать мышцы, тему урока я скажу позже, а сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание.

2).Сообщение темы и цели урока

- Тема сегодняшнего урока: Основные группы мышц в теле человека.

Сегодня на уроке вы узнаете об основных группах мышц в теле человека, какие бываю мышцы и какую работу они выполняют.

подробнее узнаете, каким образом мышцы нашего тела совершают работу.

Сообщение новых знаний

С момента рождения до глубокой старости человек двигается. Все движения, которые люди совершают, выполняются с помощью мышц. Или мускулов. Вы правильно отметили, благодаря мышцам мы можем бегать, прыгать, садиться, улыбаться. В теле человека насчитывается около 400 мышц.

Мышцы – это ткань, которая может сокращаться и расслабляться.

Мышцы отличаются друг от друга размером, формой, массой, силой. Форма и величина мышц зависит от выполняемой работы. Длинные мышцы расположены – на руках и ногах, широкие на туловище, короткие – между позвонками.

Все мышцы могут сокращаться и расслабляться. При сокращении мышцы становятся короче и толще, при расслаблении длиннее и тоньше.

Мышцы расположены во всех отделах тела и внутренних органах тоже (Там гладкие мышцы),

К различным частям скелета с помощью сухожилий прикрепляются скелетные мышцы. Они состоят из длинных тонких мышечных волокон. Мышечные волокна соединяются в небольшие пучки, которые образуют более крупные пучки – отдельные мышцы.

Каждая мышца покрыта тонкой оболочкой (пленкой), отделяющей ее от других мышц. На концах мышцы переходят в прочные белые сухожилия. Сухожилиями мышцы прикрепляются к костям.

В теле человека различают мышцы головы, мышцы шеи, туловища и мышцы конечностей. К мышцам головы относятся жевательные и мимические мышцы. Мышцы одним концом прикреплены к коже, другим – к скелету головы. Сокращаясь они придают разное выражение настроения: строгое, ласковое, грустное.

Мышцы шеи – поддерживают голову, дают возможность наклонять, поворачивать голову.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, живота, туловища.

Мышцы конечностей – приводят в движение руки и ноги.

В любых движениях тела одновременно принимают участие разные мышцы.

Физминутка

4.Закрепление изученного материала

  1. Работа по таблице. Показать на таблице: мышцы головы, шеи, туловища, конечностей.

- Скажите, что такое Мышцы? (Это ткань, которая может сокращаться и расслабляться)

-Как изменяется мышца, когда она сокращается? (становится толще и короче)

-Как изменяется мышца, когда она расслабляется? (становится тоньше и длиннее)

Вспомните, как мышцы туловища и конечностей прикрепляются к костям? (С помощью сухожилия)

- Какую работу выполняют мышцы?

  1. Самостоятельная работа по карточкам

- Вспомните, какие группы мышц вы знаете?( мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища мышцы конечностей )

Задание: распределить на группы мышц слова-действия

Слова – действия: бегать , поворачиваться, ходить, шить, прыгать, сгибаться, запрокидывать,

хмуриться, поворачиваться, рисовать, тянуться, поднимать, жевать, писать , наклонять , улыбаться

мышцы головы мышцы шеи мышцы туловища мышцы конечностей



Проверка:

1 группа мышц – мышцы головы, слова: улыбаться, хмуриться, жевать.

2 группа – мышцы шеи - поднимать запрокидывать наклонять

3 группа - мышцы тела - сгибаться поворачиваться тянуться

4 группа - мышцы конечностей - бегать ходить прыгать писать рисовать шить

- Скажите, а можно ли было разделить слова не на 4, а на 5 групп? Какие? (отдельно – движения мышц рук, мышц ног, учащиеся называют, на доске перемещаю в 2 группы)

Итак, мы с вами повторили основные группы мышц, вспомнили основные их функции

30 Работа по учебнику с.53.

5. Итог урока

6.Домашнее задание с.51 - 53

7.Оценки



-Задание: распределить на группы мышц слова-действия

Слова – действия: бегать , поворачиваться, ходить, шить, прыгать, сгибаться, запрокидывать,

хмуриться, поворачиваться, рисовать, тянуться, поднимать, жевать, писать , наклонять , улыбаться

мышцы головы мышцы шеи мышцы туловища мышцы конечностей









Задание: распределить на группы мышц слова-действия

Слова – действия: бегать , поворачиваться, ходить, шить, прыгать, сгибаться, запрокидывать,

хмуриться, поворачиваться, рисовать, тянуться, поднимать, жевать, писать , наклонять , улыбаться

мышцы головы мышцы шеи мышцы туловища мышцы конечностей









Задание: распределить на группы мышц слова-действия

Слова – действия: бегать , поворачиваться, ходить, шить, прыгать, сгибаться, запрокидывать,

хмуриться, поворачиваться, рисовать, тянуться, поднимать, жевать, писать , наклонять , улыбаться

мышцы головы мышцы шеи мышцы туловища мышцы конечностей









Задание: распределить на группы мышц слова-действия

Слова – действия: бегать , поворачиваться, ходить, шить, прыгать, сгибаться, запрокидывать,

хмуриться, поворачиваться, рисовать, тянуться, поднимать, жевать, писать , наклонять , улыбаться

мышцы головы мышцы шеи мышцы туловища мышцы конечностей













  1. Изучение нового материала.

А) Сообщение темы и целей урока:

Б) Актуализация опорных знаний:

- Скажите, что такое Мышцы? (Это ткань, которая может сокращаться и расслабляться)

-Как изменяется мышца, когда она сокращается? (становится толще и короче)

-Как изменяется мышца, когда она расслабляется? (становится тоньше и длиннее)

Вспомните, как мышцы туловища и конечностей прикрепляются к костям? (С помощью сухожилия)

В) Представление новой темы: на доске

а) Мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий.

Одним концом большинство мышц прикреплены к одной кости, а другим - к другой кости. У большинства мышц выделяют утолщенную часть и 2 сухожилия.

- Как работает мышца? Ответ прочтем в учебнике.

б) Задание: Откройте учебник на стр. 54 и самостоятельно прочитайте 2 абзац, внимательно и вдумчиво, будьте готовы ответить на вопросы:

- Как работает мышца?

- Какое упражнение наглядно продемонстрирует нам работу мышцы? Покажите, попробуйте медленно согнуть и разогнуть руку, второй рукой обхватите сгибающуюся руку выше локтя, что чувствуете?

- Как называются мышцы, которые участвуют в выполнении этого движения? (М-Сгибатели и М-Разгибатели) (вывешиваю названия на доску)

- Почему их так назвали? (…..)

-Попеременное сокращение и расслабление мышц помогают человеку совершать различные движения.

- Представьте ситуацию: вы поднимаете камень и перышко. Сократятся одни и те же мышцы или разные? (Мышцы те же, сила разная)

Каждая мышца может сокращаться с разной силой.

- Строение и форма мышц зависят от той работы, которую им приходится производить. Большие мощные мышцы ног, позволяют нам бегать, ходить, поднимать тяжести; мелкие производят тонкую работу - мы пишем, рисуем, шьем.

При выполнении одинаковых движений работают одни и те же мышцы.

- Что происходит, если эта работа длится долго? (Мышцы устают)

- Приведите примеры такой работы (действия), при которой вы уставали?

- Скажите, а всегда ли мы устаем одинаково? (нет)

- От чего это зависит? (От вида деятельности)

- При каких видах деятельности мы устаем сильнее и быстрее? От тех, когда мы совершаем движения или от тех, где вынуждены находится в одной позе, не меняя положения тела? (от тех где одна поза)

- Как думаете почему? (чувствуем только напряжение, мышцы не расслабляются и не успевают отдохнуть, как это происходит при движении)

Чтобы стало понятнее - обратимся к фотографиям.

Посмотрите, солдаты почетного караула Пост №1, Москва, Вечный огонь. И вторая фотография (др.слайд) солдаты, только не на посту, а на занятии по строевой подготовке.

- В каком случае солдат устает сильнее?



Делаем вывод: при выполнении движений быстрее устают те мышцы, которые в процессе работы не расслабляются на протяжении длительного времени.

Мы с вами сейчас тоже работаем, и наши мышцы работают, устали сидеть? Переходим к практической части нашего урока, на которой мы закрепим изученную тему: поговорим о работе мышц и физическом утомлении.

  1. Закрепление нового материала (практическая работа).

Предлагаю встать в круг, взять гантели (бутылки с водой).

Задание 1. Показываю, говорю: Возьмите гантель (бутылку) в руку, по команде вытяните руку в сторону и попробуйте удержать ее как можно дольше, я буду считать секунды вслух, как устанете, руку опускайте и запоминайте число, на котором руку опустили. Потом обсудим.

Выполнение, отдых 2-3 минуты.

Задание 2. Показываю, говорю: Возьмите гантель (бутылку) в руку, с началом счета (считаю секунды) вытяните руку в сторону и начинайте выполнять сгибание и разгибание руки столько, сколько сможете и в любом удобном для вас темпе, как только устанете, опускайте руку и запоминайте число, на котором вы устали и опустили руку. Потом обсудим. Выполняем

Стоя в кругу обсуждаем:

- Какое упражнение показалось более сложным?

- Скажите, в каком упражнении число, на котором рука опустилась, было меньше, а в каком больше?

- Почему?

Делаем вывод: при выполнении движений быстрее устают те мышцы, которые в процессе работы не расслабляются на протяжении длительного времени.

Скажите, а кому-нибудь из вас стало жарко? Все правильно, при выполнении тяжелой физической работы организмом выделяется большое количество тепла и человек потеет.

Чтобы укрепить мышцы, сделать их более выносливыми необходимо заниматься не только физическими упражнениями, но и физическим трудом. Как еще можно укреплять мышцы, чтобы они меньше утомлялись? (ответы учащихся) Делаю вывод по сказанному.

  1. Д/З: Дома прочитаете тему: Работа мышц. Физическое утомление. Стр. 53-55 учебника. И выполните задание 6 после параграфа.

  2. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, мы с вами изучили новую тему, какую?

Все ли было понятно, что показалось трудным, что было легко? Что понравилось, что не понравилось?

  1. Оценки



Приложение 1.









































9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!