СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Мышцы, строение, функции, работа»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Мышцы, строение, функции, работа»

 

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением мышц человека.
  2. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником и наглядными пособиями.
  3. Научить распознавать различные мышцы в теле человека.
  4. Знакомство с регуляцией работы мышц человека.
  5. Научить понимать процессы, происходящие в мышце при работе.

 

I. Проверка знаний.

1. Демонстрационные микроскопы с препаратами тканей.

2. Рассказать о строении сустава.

 

II. Новый материал

Мышцы – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

 

Около 600 мышц в организме человека.

 

 

Мышцы

Поперечно-полосатые

Гладкие

(мышцы внутренних органов)

 

Скелетные

Сердечная

(автоматизм)

Быстро сокращаются, интенсивный обмен веществ

Медленно сокращаются, мало интенсивен обмен в-в, большая растяжимость, могут находиться в состоянии длительного сокращения.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В мышцах расположены:

  • кровеносные сосуды – кровь обеспечивает поступление О2 и питательных веществ, уносит продукты распада
  • лимфатические сосуды – способствуют дополнительному оттоку жидкости от мышц
  • нервные окончания:

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

эффекторы – получают команды из ЦНС

 

Лабораторная работа «Группы мышц человеческого тела» стр. 64-68

Заполните таблицу:

 

Функции мышцы или мышечной группы

Название мышцы или мышечной группы

Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим – к коже или только к коже.

Мимические

Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть

Жевательные

Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову

Трапециевидная

Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке

Кивательные (грудино-ключично-сосцевидные)

Мышца спины, отводящая руки за спину

Широчайшая

Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед

Грудные (большие и малые)

Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

Межреберные

Мышцы, поднимающие туловище из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах

Пресс

Мышцы, обеспечивающие прямохождение

Ягодичные, глубокие мышцы спины

Мышца руки, отводящая плечо в сторону

Дельтовидная

Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак

Предплечье

 

Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.).

Самая крепкая связка – бертиниева, укрепляющая тазобедренный сустав (выдерживает 350 кг.)

 

Свойства мышц:

  • возбудимость – способность реагировать на нервные импульсы – раздражители
  • сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины
  • растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины
  • эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения

 

Наиболее эффективно мышцы работают в 1330.

КПД мышц 20%. 80% - тепловые потери.

 

Мышечная координация – согласованная работа мышц.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение.

Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.

 

Регуляция мышечного сокращения

Нервная

Гуморальная

 

Произвольная

(от головного мозга)

Непроизвольная

(от спинного мозга)

Са2+

(усиливает сокращения мышц)

Молочная кислота

(замедляет сокращения, развивается утомление)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утомление – временное уменьшение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы.

  • чем больше нагрузка, тем скорее развивается утомление
  • при активном отдыхе работоспособность восстанавливается быстрее

 

У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося – 17 => смеяться энергетически выгодней.

 

Лабораторная работа «Утомление при статической работе» стр. 72

Отчет в рабочей тетради (п)

 

III. Закрепление

  1. Каково строение мышечного пучка?
  2. Приведите примеры мышц-антагонистов, синергистов.
  3. Покажите на муляже основные группы мышц и назовите их функции.

 

IV. Д/з *13, 14

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Мышцы, строение, функции, работа»»

Конспект урока: «Мышцы, строение, функции, работа»


Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением мышц человека.

  2. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником и наглядными пособиями.

  3. Научить распознавать различные мышцы в теле человека.

  4. Знакомство с регуляцией работы мышц человека.

  5. Научить понимать процессы, происходящие в мышце при работе.


I. Проверка знаний.

1. Демонстрационные микроскопы с препаратами тканей.

2. Рассказать о строении сустава.


II. Новый материал

Мышцы – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.


Около 600 мышц в организме человека.


Мышцы



Поперечно-полосатые Гладкие

(мышцы внутренних органов)





Сердечная

(автоматизм)

Скелетные

Медленно сокращаются, мало интенсивен обмен в-в, большая растяжимость, могут находиться в состоянии длительного сокращения.



Быстро сокращаются, интенсивный обмен веществ




В мышцах расположены:
  • кровеносные сосуды – кровь обеспечивает поступление О2 и питательных веществ, уносит продукты распада

  • лимфатические сосуды – способствуют дополнительному оттоку жидкости от мышц

  • нервные окончания:

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

эффекторы – получают команды из ЦНС


Лабораторная работа «Группы мышц человеческого тела» стр. 64-68

Заполните таблицу:


Функции мышцы или мышечной группы

Название мышцы или мышечной группы

Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим – к коже или только к коже.

Мимические

Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть

Жевательные

Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову

Трапециевидная

Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке

Кивательные (грудино-ключично-сосцевидные)

Мышца спины, отводящая руки за спину

Широчайшая

Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед

Грудные (большие и малые)

Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

Межреберные

Мышцы, поднимающие туловище из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах

Пресс

Мышцы, обеспечивающие прямохождение

Ягодичные, глубокие мышцы спины

Мышца руки, отводящая плечо в сторону

Дельтовидная

Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак

Предплечье


Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.).

Самая крепкая связка – бертиниева, укрепляющая тазобедренный сустав (выдерживает 350 кг.)


Свойства мышц:

  • возбудимость – способность реагировать на нервные импульсы – раздражители

  • сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины

  • растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины

  • эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения


Наиболее эффективно мышцы работают в 1330.

КПД мышц 20%. 80% - тепловые потери.


Мышечная координация – согласованная работа мышц.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение.

Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.

Регуляция мышечного сокращения



Нервная

Гуморальная





Са2+

(усиливает сокращения мышц)

Молочная кислота

(замедляет сокращения, развивается утомление)

Произвольная

(от головного мозга)

Непроизвольная

(от спинного мозга)






Утомление – временное уменьшение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы.

  • чем больше нагрузка, тем скорее развивается утомление

  • при активном отдыхе работоспособность восстанавливается быстрее


У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося – 17 = смеяться энергетически выгодней.


Лабораторная работа «Утомление при статической работе» стр. 72

Отчет в рабочей тетради (п)


III. Закрепление
  1. Каково строение мышечного пучка?

  2. Приведите примеры мышц-антагонистов, синергистов.

  3. Покажите на муляже основные группы мышц и назовите их функции.


IV. Д/з *13, 14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс