СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний о мышцах и их работе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»»

Конспект урока

Тема урока: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»

Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц;

- строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц;

-выяснить функции мышц

Задачи развития: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

Воспитательные: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование:

Тип и вид урока: урок по В.Ф. Шаталову

Методы,

приемы,

средства


Ход урока









Письменная работа по карточкам


Фронтальный опрос


I.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть на нашем уроке. Кто у нас сегодня отсутствует?

На предыдущем уроке мы с вами изучили строение скелета, а теперь давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал и подготовили домашнее задание.

II. Проверка знаний.

Кто желает поработать письменно с карточкой?

С остальными мы поработаем устно.

  1. Рассказать о скелете туловища. Чем образован? Какую функцию выполняет? Какое соединение костей?

  2. Рассказать о скелете пояса верхней конечности и о строении свободной верхней конечности. Какие кости входят? Какие суставы?

  3. Рассказать о скелете пояса нижней конечности и о строении свободной нижней конечности. Какие кости входят? Какие суставы?

Что изменилось в скелете в процессе эволюции?


















Описательный рассказ

III. Сообщение нового материала.

На предыдущих уроках мы с вами разобрались со строением костей и наших скелетом в целом. И мы говорили, что скелет, в первую очередь обеспечивает нам опору. Но что же нам обеспечивает движение? Правильно, мышцы! И сегодня мы поговорим именно о них. Запишите тему урока в тетрадь. Тема нашего урока - «Мышцы».

Как вы думаете, для чего мы будем изучать мышцы? Какое значение они для нас имеют?

Тогда, какая цель будет у нас на уроке?

Цель нашего урока - изучить строение мышц и их работу.


Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы. Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» - Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей.

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Они перекидываются через суставы, прикрепляются к костям скелета и приводят их в движение, действуя, как тяги. Масса скелетной мускулатуры взрослого человека составляет почти половину всей массы тела.

Помимо движения и поддержа­ния позы мышцы обеспечивают дыхательные и глотательные движения, мимику и речь, преобразуют химическую энергию в механическую и теп­ловую.

Сейчас скажу вам такой интересный факт. У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося только 17, поэтому смеяться энергетически выгодней.

Теперь запишем определение в свои тетради.

Мышцы или мускулы - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Теперь разберемся со строением мышц.

Строение скелетной мускулатуры. В мышце различают брюшко, состоя­щее из поперечно-полосатой мышечной ткани, и сухожилия, образован­ные плотной соединительной тканью. Брюшко мышцы покрыто оболоч­кой фасцией. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к сосед­ним, подвижно соединенным костям скелета (рис. 61). Некоторые мышцы прикрепляются к другим органам, например коже, глазному яблоку. Мыш­цы пронизаны кровеносными и лимфатическими сосудами. По кровенос­ным сосудам с током крови поступают питательные вещества и кислород, удаляются продукты обмена, а по лимфатическим оттекают жидкости. В мышцах расположены рецепторы, измеряющие степень их сокращения и растяжения. К каждой мышце подходит нерв, связывающий ее с цент­ральной нервной системой.

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатыми мышечными во­локнами, собранными в мышечные пучки. Мышечные волокна — это высо­коспециализированные многоядерные образования, простирающиеся от одного сухожилия к другому и достигающие в длину десятков сантиметров.

  • В цитоплазме мышечного волокна, наряду с клеточными органоидами общего назначения, находятся и специализированные нити — миофибриллы, состоящие из белков актина и миозина. Это сократительный аппарат мышечного волокна. Механизм мышечного сокращения заключается в скольжении нитей актина и миозина относительно друг друга. При этом мышца или укорачивается, развивая усилие, или напрягается, сохраняя длину неизменной.

В организме мышечное сокращение возникает под влиянием нервных импульсов, поступающих в мышцу из центральной нервной системы. Ис­точниками энергии для мышечных сокращений служат АТФ, глюкоза и гликоген.

Со строением разобрались. Теперь давайте узнаем различные группы мышц. Кто знает, какие группы мышц у нас выделяют? В зависимости от места расположе­ния на человеческом теле и выполняемых функций различают мышцы конечностей, туловища, головы и др.

Мышцы конечностей. В процессе труда хорошо развились мышцы рук. Они обеспечивают тонкие и точные движения кисти и пальцев. Ловкие мышцы большого пальца руки позволяют противопоставлять его осталь­ным, приводить или отводить. Благодаря этому человек может пользовать­ся орудиями труда, выполнять самые разнообразные действия.

Точные движения пальцев совершаются в результате сокращения и расслабления групп мышц, расположенных на предплечье, запястье и пястье. Эти мышцы связаны с костями пальцев длинными сухожилиями.

Мышцы нижних конечностей и тазового пояса обладают значительной массой и мощностью, причем разгибатели развиты сильнее сгибателей. Это необходимо для сохранения вертикального положения тела, хождения на двух ногах и способности сидеть. Большая ягодичная мышца, протянув­шаяся от таза и крестца к бедру, разгибает и вращает ногу в тазобедрен­ном суставе, а при фиксированных ногах — разгибает туловище.

Мощная четырехглавая мышца бедра разгибает ногу в коленном су­ставе (при ударе по ее сухожилию возникает коленный рефлекс). Двугла­вая мышца бедра разгибает ногу в тазобедренном суставе и сгибает в ко­ленном.

На тыльной стороне голени выделяется икроножная мышца с ахилло­вым сухожилием. Она сгибает стопу, обеспечивая плавный перенос массы тела с пятки на пальцы при ходьбе и приземление на пальцы — при беге. Она же сгибает ногу в коленном суставе (при ударе по ее верхним сухожи­лиям стоячий человек приседает).

Мышцы туловища. Глубокие мышцы спины, прикрепленные к отрост­кам позвонков, играют большую роль в фиксировании и движениях туловища.

Трапециевидная мышца перемещает плечевой пояс вверх, вниз и назад, а при его фиксации тянет назад голову.

Широчайшая мышца спины приводит руку и отводит ее назад.

Глубокие мышцы груди и диафрагма участвуют в дыхательных движе­ниях.

Мощные большая грудная и зубчатые мышцы укрепляют на туловище верхние конечности и приводят их в движение.

Мышцы живота наклоняют туловище, сгибают и вращают его вокруг продольной оси, участвуют в выдохе. Они образуют стенки брюшной поло­сти, а при сокращении действуют словно пресс.

Мышцы головы. По функциям мышцы головы разделяют на жеватель­ные и мимические. Жевательные мышцы обеспечивают разнообразные движения нижней челюсти. Мимика — выразительные движения лица. Их вызывают мимические мышцы. Они прикрепляются одним концом к костям черепа, а другим — к внутренней стороне кожи. Мимические мыш­цы позволяют выражать ощущения и эмоции. Появление у древних лю­дей членораздельной речи повлекло изменение и специализацию мышц, окружающих рот и глаза.

Теперь поговорим о управлении движениями и работе мышц.

Управление движением. Движение в большинстве суставов возможно по нескольким направлениям — осям. Мышцы сустава, образующие при движении функциональные группы совместного действия, называют синергистами, а противоположного — антагонистами. Их согласованная тяга превращает сустав в механизм с определенным направлением и скоростью движения.

В процессе сокращения двуглавой мышцы трехглавая мышца одновре­менно пассивно растягивается (рис. 63). При сокращении трехглавой мыш­цы растягивается двуглавая. При одинаковой силе тяги синергистов и ан­тагонистов обе они фиксируют (закрепляют) положение сочленяющихся в суставе рычагов — костей. Очевидно, что такая координация движений осуществляется не самими мышцами, а управляющими ими нервными центрами. Согласованная деятельность мышц возможна только под посто­янным контролем центральной нервной системы.

Управление движениями осуществляется по принципу рефлекса. Дуги безусловных двигательных рефлексов замыкаются в спинном мозге и ядрах ствола головного мозга.

Давайте рассмотрим рефлекторную дугу.

1-рецептор, 2- чувствительный нейрон, 3 вст.нейрон, 4-двигательный нейрон, 5 – мышца.

Сложные движения осуществляются по двигательным программам, которые создаются по типу условных рефлексов в результате обучения и тренировки. Роль программы возрастает по мере выработки и упрочения навыка. На ее основе человек может выполнять быстрые движения.

В медленных и точных движениях используются обратные связи (прин­цип рефлекторного кольца), и двигательный акт непрерывно контролиру­ется. Роль обратных связей возрастает при выполнении привычных дви­жений в необычных условиях (например, на высоте, узкой опоре).

Работа мышц. В различных ситуациях одни и те же мышцы совершают разную деятельность. Работу по перемещению тела или груза называют динамической, а при удерживании определенной позы или груза — ста­тической.

При динамической работе разные группы мышц сокращаются пооче­редно, а работоспособность сохраняется длительное время. Нервные цент­ры, управляющие мышцами, работают в заданном режиме и потому эко­номно, с высокой эффективностью.

Статическая работа характеризуется непродолжительностью и непре­рывной активностью одних и тех же мышц. При более длительном статиче­ском напряжении мышц сдавливаются питающие их кровеносные сосуды, ухудшается снабжение мышц кислородом и питательными веществами, на­рушается отток венозной крови.

Произведение массы перемещаемого груза на величину укорочения мышцы называют работой мышцы. Она зависит от нагрузки и темпа дви­жений. При увеличении нагрузки до некоторого предела работа возраста­ет, а затем постепенно снижается. Предельные нагрузки мышца не способ­на преодолеть — тогда работа будет равна нулю. Наибольшая работа со­вершается при средних нагрузках. При работе в быстром темпе скоро развивается утомление. Тогда итоговая работа оказывается небольшой. Оптимален средний (умеренный) темп.

Утомление. Временное снижение работоспособности органа или орга­низма в целом, наступающее в результате работы и исчезающее после от­дыха, называют утомлением. В первую очередь утомление развивается в нервных центрах, управляющих двигательной деятельностью.

Нервное утомление сопровождается утратой координации, возбужде­нием не участвующих в движении мышц. И наоборот, не координирован­ные действия в отсутствии навыка приводят к быстрому утомлению.

Утомление может развиваться вследствие истощения энергетических запасов и накопления продуктов обмена веществ, угнетающих мышцу. Так, боли в перетружденных мышцах объясняются накоплением в них молоч­ной кислоты. Боли могут возникнуть и вследствие давления утративших сократимость утомленных мышечных волокон на расположенные в мыш­цах рецепторы.

Скорость развития утомления зависит от характера работы, величины нагрузки и ритма. При увеличении нагрузки утомление наступает быстрее.

И. М. Сеченов установил, что для каждой физической работы можно подобрать такой ритм и нагрузку, которые позволяют сохранять оптималь­ную работоспособность при наименьшем утомлении.

Утомление — нормальное физиологическое явление. После отдыха ра­ботоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает ис­ходный уровень. Восстановление протекает быстрее при активном отдыхе, чем при полном покое. И. М. Сеченов показал, что восстановление работоспособности утомленных мышц руки ускоряется, если во время отдыха производить работу другой рукой — это явление активного отдыха.

Утомление и восстановление работоспособности являются защитным механизмом, предотвращающим серьезные нарушения, «поломки».



IV. Обобщение и систематизация новых знаний.

А теперь повторим новый материал. Поработаем по опорному конспекту. Я сейчас вам ещё раз вам объясню основные моменты, потом вы перерисуете опорный конспект, и кто-то попробует сам объяснить материал.


















V. Проверка усвоения материала.

Теперь проверим, как вы усвоили материал. Вы получите тест, 2 варианта по 6 вопросов. 5 минут вам на выполнение, а потом проверим.

Давайте сразу договоримся, что вы не будете мешать друг другу.

1: 1 – г 2 – г 3 – в 4 – в 5 – г 6 – а.

2: 1 – г 2 – г 3 – в 4 – в 5 – б 6 – в.


VI. Подведение итогов.

Давайте запишем теперь домашнее задание.

На дом – § 36,37.

Всем спасибо за урок! Вы все молодцы! Урок окончен!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!