СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Строение и работа сердца

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Строение и работа сердца

Задачи: раскрыть связь строения сердца с его функцией; дать понятие о сердечном цикле; ввести материал о симпатической и парасимпатической системах, автоматизме сердечной деятельности; показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции; разъяснить суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти.

Оборудование: разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляцию сердечной деятельности.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка знаний

Понятийная разминка: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, тканевая жидкость, лимфа, гемоглобин, оксигемоглобин,  фибриноген, фибрин, фагоцитоз, фагоциты, антигены, антитела, «ворота инфекции», вакцина, сыворотка, иммунитет, донор, реципиент, агглютинация, резус-фактор, артерии, аорта, капилляры, вены, лимфатические капилляры.

Индивидуальный опрос: 1) Проследить эволюцию сердца позвоночных животных. 2) Рассказать о большом и малом кругах кровообращения. 3) Раскрыть значение лимфатической системы и проследить путь лимфы от момента образования до впадения в кровеносное русло.

 

III. Изучение нового материала

1. Определение размеров и положения сердца в грудной полости. Выяснение роли сердечной сумки. (Беседа с элементами самостоятельной работы.)

Миокард – мощный мышечный слой сердца.

Околосердечная сумка – соединительнотканный «мешок», в котором находится сердце.

  1. Строение сердечной стенки: соединительно тканный, мышечный и эпителиальный слои сердца. Особенности сердечной мышцы. Внутреннее строение сердца. (Работа с рис. 53 учебника.)

Автоматизм сердца – способность органа работать без сигнальных раздражений извне.

  1. Сердечный цикл. (Заполнение таблицы. Работа с рис. 54.)

Двустворчатые клапаны – это створчатые клапаны, находящиеся между левым предсердием и левым желудочком.

Трехстворчатые клапаны – это створчатые клапаны, находящиеся между правым предсердием и правым желудочком.

Полулунные клапаны – это клапаны, состоящие из листков напоминающие карман.

  1. Автоматизм сердца и нервная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы. Гуморальная регуляция. Их взаимодействие.

 

Сердечный цикл

Фаза сердечного

цикла

Продолжи­тельность, с

Положение створчатых клапанов

Положение полулунных клапанов

Движение крови

Сокращение пред­сердий

0,1

Открыты

Закрыты

Поступление крови в желудочки

Сокращение

желудочков

0,3

Закрыты

Открыты

Поступление крови в сосуды

Пауза

0,4

Открыты

Закрыты

Наполнение предсердий кровью (часть ее стекает в желудочки)

Автоматия сердечной мышцы - периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом. Специфическая мускулатура образует в сердце проводящую систему, со скоплениями клеточных узлов - водителей ритма.

 

 

Синусный

водитель ритма

Проводящая

система

Сократительная мускулатыра

 

 

 

 

 

Фазы сердечного цикла:

  1. Систола предсердий (кровь из предсердий в желудочки) - 0,1 сек.
  2. Систола желудочков (кровь из желудочков в легочные артерии и аорту) - 0,3 сек.
  3. Диастола предсердий и желудочков (кровь из вен в предсердия) - 0,4 сек.

 

 

Регуляция работы сердца

Нервная

Гуморальная

 

Симпатическая НС ( ­ )

Парасимпатическая НС ( ¯ )

­ работу

адреналин,

норадреналин, тироксин, Са2+

¯ работу

ацетилхолин, К+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКГ - отражает электрические явления в работающем сердце.

 

!!! Показать ЭКГ при различных заболеваниях.

 

IV. Закрепление знаний

Ответы на вопросы в конце § 22 под символами «?» и «!».

 

 

Приводим ответы на вопросы под значком «!»:

А (об опытах А. А. Кулябко):

  1. При введении питательного раствора в аорту он в левый желудочек не попал, так как закрылись полулунные клапаны.
  2. Раствор пошел в венечную артерию, питающую мышцы сердца.

3) Адреналин стимулирует нервно-мышечные элементы сердечной мышцы, осуществляющие ее работу.

4) Автоматизм, свойственный сердечной мышце, позволил сердцу работать вне организма.

Б. Идея В. А. Неговского, впервые в истории выведшего человека из состояния клинической смерти, заключалась в том, что кровь, направленная в аорту против естественного ее тока к сердцу, не попадает в его желудочки, а заполняет венечную артерию сердечной мышцы, доставляя кислород, питательные вещества и гормоны, стимулирующие работу сердца.

 

V. Задание на дом

Изучить § 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь, подписать названия камер сердца, клапанов, кровеносных сосудов, сосочковых мышц и сухожильных тяжей, удерживающих створчатые клапаны. При подготовке ответов использовать ключевые слова нас. 114, выделенные жирным шрифтом. Использовать вопросы перед параграфом в качестве плана для пересказа его содержания.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Строение и работа сердца»

Конспект урока: Строение и работа сердца

Задачи: раскрыть связь строения сердца с его функцией; дать понятие о сердечном цикле; ввести материал о симпатической и парасимпатической системах, автоматизме сердечной деятельности; показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции; разъяснить суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти.

Оборудование: разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляцию сердечной деятельности.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка знаний

Понятийная разминка: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, тканевая жидкость, лимфа, гемоглобин, оксигемоглобин, фибриноген, фибрин, фагоцитоз, фагоциты, антигены, антитела, «ворота инфекции», вакцина, сыворотка, иммунитет, донор, реципиент, агглютинация, резус-фактор, артерии, аорта, капилляры, вены, лимфатические капилляры.

Индивидуальный опрос: 1) Проследить эволюцию сердца позвоночных животных. 2) Рассказать о большом и малом кругах кровообращения. 3) Раскрыть значение лимфатической системы и проследить путь лимфы от момента образования до впадения в кровеносное русло.


III. Изучение нового материала

1. Определение размеров и положения сердца в грудной полости. Выяснение роли сердечной сумки. (Беседа с элементами самостоятельной работы.)

Миокард – мощный мышечный слой сердца.

Околосердечная сумка – соединительнотканный «мешок», в котором находится сердце.

  1. Строение сердечной стенки: соединительно тканный, мышечный и эпителиальный слои сердца. Особенности сердечной мышцы. Внутреннее строение сердца. (Работа с рис. 53 учебника.)

Автоматизм сердца – способность органа работать без сигнальных раздражений извне.

  1. Сердечный цикл. (Заполнение таблицы. Работа с рис. 54.)

Двустворчатые клапаны – это створчатые клапаны, находящиеся между левым предсердием и левым желудочком.

Трехстворчатые клапаны – это створчатые клапаны, находящиеся между правым предсердием и правым желудочком.

Полулунные клапаны – это клапаны, состоящие из листков напоминающие карман.

  1. Автоматизм сердца и нервная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы. Гуморальная регуляция. Их взаимодействие.


Сердечный цикл

Фаза сердечного

цикла

Продолжи­тельность, с

Положение створчатых клапанов

Положение полулунных клапанов

Движение крови

Сокращение пред­сердий

0,1

Открыты

Закрыты

Поступление крови в желудочки

Сокращение

желудочков

0,3

Закрыты

Открыты

Поступление крови в сосуды

Пауза

0,4

Открыты

Закрыты

Наполнение предсердий кровью (часть ее стекает в желудочки)

Автоматия сердечной мышцы - периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом. Специфическая мускулатура образует в сердце проводящую систему, со скоплениями клеточных узлов - водителей ритма.


Сократительная мускулатыра

Проводящая

система

Синусный

водитель ритма





Фазы сердечного цикла:

  1. Систола предсердий (кровь из предсердий в желудочки) - 0,1 сек.

  2. Систола желудочков (кровь из желудочков в легочные артерии и аорту) - 0,3 сек.

  3. Диастола предсердий и желудочков (кровь из вен в предсердия) - 0,4 сек.


Регуляция работы сердца


Гуморальная


Нервная





работу

ацетилхолин, К+

работу

адреналин,

норадреналин, тироксин, Са2+

Парасимпатическая НС ()

Симпатическая НС ( )








ЭКГ - отражает электрические явления в работающем сердце.


!!! Показать ЭКГ при различных заболеваниях.


IV. Закрепление знаний

Ответы на вопросы в конце § 22 под символами «?» и «!».



Приводим ответы на вопросы под значком «!»:

А (об опытах А. А. Кулябко):

  1. При введении питательного раствора в аорту он в левый желудочек не попал, так как закрылись полулунные клапаны.

  2. Раствор пошел в венечную артерию, питающую мышцы сердца.

3) Адреналин стимулирует нервно-мышечные элементы сердечной мышцы, осуществляющие ее работу.

4) Автоматизм, свойственный сердечной мышце, позволил сердцу работать вне организма.

Б. Идея В. А. Неговского, впервые в истории выведшего человека из состояния клинической смерти, заключалась в том, что кровь, направленная в аорту против естественного ее тока к сердцу, не попадает в его желудочки, а заполняет венечную артерию сердечной мышцы, доставляя кислород, питательные вещества и гормоны, стимулирующие работу сердца.


V. Задание на дом

Изучить § 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь, подписать названия камер сердца, клапанов, кровеносных сосудов, сосочковых мышц и сухожильных тяжей, удерживающих створчатые клапаны. При подготовке ответов использовать ключевые слова нас. 114, выделенные жирным шрифтом. Использовать вопросы перед параграфом в качестве плана для пересказа его содержания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!