Конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема урока: «Основные способы передачи чужой речи».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
-повторить способы передачи чужой речи;
-закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;
-учиться заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания;
-закрепить навык построения схем предложений с прямой речью;
Ход урока
1. Этап мотивации и целеполагания
Фронтальная работа с классом, проверка теоретических сведений по теме «Основные способы передачи речи», постановка целей урока.
Задание 1. Дополнить определения, записанные на слайде; объяснить схемы предложений с прямой речью, придумать пример на каждую из данных схем.
Прямая речь –
Из каких частей состоит прямая речь?
Косвенная речь-
Диалог-
А: «П».
«П», - а.
«П?!» - а.
«П. – а. – П».
«П, - а, - п».
Задание 2. Записать предложения, правильно расставив знаки препинания. (Работа выполняется самостоятельно в течение 5 минут, осуществляется взаимопроверка)
1. А Балда приговаривал с укоризной Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
2. Профессор спросил Мересьева А верно, ты больше двух недель полз из немецкого плена?
3. Славная погода завтра будет заметил я глядя на светлое небо.
4. Где же твой новый приятель спросил Павел Петрович Аркадия.
5. Тише дети тише закричал Левин на детей.
6. Собирайте братцы материал для костра сказал я поднимая с дороги какую-то чурбашку.
7. Ты на мать не смотри Валя возразил Серёжа она не разбирается в этом.
8. Я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ Сократ. Другие даже и этого не знают.
Задание 3. Прочитать предложения, указать номера предложений с ошибками при оформлении прямой речи, исправить ошибки (предложения записаны на слайде), работа выполняется в паре.
1) "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык", - писал И.С. Тургенев.
2) В известном стихотворении в прозе И.С. Тургенев восклицает - "Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
3) "Неправильность употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни", - утверждал русский критик Д.И. Писарев.
4) «Всем хорошим во мне обязан я книгам».- Говорил М. Горький.
5) Писатель советовал людям: «любите книгу, она облегчит вам жизнь»!
Задание 4. Заменить предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью и сделать вывод об отличии прямой речи от косвенной (задание выполняется устно, фронтально).
1)«Папа велел тебе кое-что передать»,- сообщил мне брат.
2)«Зайди к нему сегодня вечером», - добавил он.
3)«А больше он ничего не передавал?» - обратился я к Васе.
4) Брат пожал плечами и ответил: «Ты, Петька, сам к нему сходи – вот и узнаешь».
5) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
6)«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
7) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
8) Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»
Задание 5. Рассмотреть иллюстрацию, составить диалог по картине Решетникова «Опять двойка», записать в тетради, учитывая постановку знаков препинания при диалоге, разыграть диалог (Работа выполняется в паре).
Подведение итогов урока:
1) Какие цели вы ставили перед собой в начале урока, достигнуты ли они?
2) С какими трудностями столкнулись во время урока?
3) Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
Домашнее задание:
1.Придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения.
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе.
1. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма.
2. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.
3. Тише! Слышите, как заливается соловей?
4. Ну, барин, беда: буран!
2. Исправить ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объяснить, чем вызваны эти ошибки.
1.Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
2.Меня спросили, где я раньше работал?
3.Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
4.Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
5.Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
6.В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
3. Построить предложения по схемам
1.А: « П.»
2. «П,(?!)»-а.
3. «П,- а,- п…»
4. «П!-а.-П.»