СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Основные способы передачи чужой речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

-повторить способы передачи чужой речи;

-закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;

-учиться заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания;

-закрепить навык построения схем предложений с прямой речью;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Основные способы передачи чужой речи"»

Конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема урока: «Основные способы передачи чужой речи».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

-повторить способы передачи чужой речи;

-закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;

-учиться заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания;

-закрепить навык построения схем предложений с прямой речью;

Ход урока

1. Этап мотивации и целеполагания

Фронтальная работа с классом, проверка теоретических сведений по теме «Основные способы передачи речи», постановка целей урока.

Задание 1. Дополнить определения, записанные на слайде; объяснить схемы предложений с прямой речью, придумать пример на каждую из данных схем.

Прямая речь –

Из каких частей состоит прямая речь?

Косвенная речь-

Диалог-

А: «П».

«П», - а.

«П?!» - а.

«П. – а. – П».

«П, - а, - п».

Задание 2. Записать предложения, правильно расставив знаки препинания. (Работа выполняется самостоятельно в течение 5 минут, осуществляется взаимопроверка)

1.  А Балда приговаривал с укоризной Не гонялся бы ты поп за дешевизной.

2.  Профессор спросил Мересьева А верно, ты больше двух недель полз из немецкого плена?

3.  Славная погода завтра будет заметил я глядя на светлое небо.

4.  Где же твой новый приятель спросил Павел Петрович Аркадия.

5.  Тише дети тише закричал Левин на детей.

6.  Собирайте братцы материал для костра сказал я поднимая с дороги какую-то чурбашку.

7.  Ты на мать не смотри Валя возразил Серёжа она не разбирается в этом.

8. Я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ Сократ. Другие даже и этого не знают. 



Задание 3. Прочитать предложения, указать номера предложений с ошибками при оформлении прямой речи, исправить ошибки (предложения записаны на слайде), работа выполняется в паре.

1) "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык", - писал И.С. Тургенев.

2) В известном стихотворении в прозе И.С. Тургенев восклицает - "Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

3) "Неправильность употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни", - утверждал русский критик Д.И. Писарев.

4) «Всем хорошим во мне обязан я книгам».- Говорил М. Горький.

5) Писатель советовал людям: «любите книгу, она облегчит вам жизнь»!

Задание 4. Заменить предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью и сделать вывод об отличии прямой речи от косвенной (задание выполняется устно, фронтально).


1)«Папа велел тебе кое-что передать»,- сообщил мне брат.

2)«Зайди к нему сегодня вечером», - добавил он.

3)«А больше он ничего не передавал?» - обратился я к Васе.

4) Брат пожал плечами и ответил: «Ты, Петька, сам к нему сходи – вот и узнаешь».

5) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.

6)«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.

7) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, -  проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».

8) Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»

Задание 5. Рассмотреть иллюстрацию, составить диалог по картине Решетникова «Опять двойка», записать в тетради, учитывая постановку знаков препинания при диалоге, разыграть диалог (Работа выполняется в паре).









Подведение итогов урока:

1) Какие цели вы ставили перед собой в начале урока, достигнуты ли они?

2) С какими трудностями столкнулись во время урока?

3) Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.

Домашнее задание:

1.Придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения.

Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе.     

1. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма.

2. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.

3. Тише! Слышите, как заливается соловей?

4. Ну, барин, беда: буран! 

2. Исправить ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объяснить, чем вызваны эти ошибки.

1.Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

2.Меня спросили, где я раньше работал?

3.Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

4.Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

5.Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

6.В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».



3. Построить предложения по схемам

1.А: « П.»

2. «П,(?!)»-а.

3. «П,- а,- п…»

4. «П!-а.-П.»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!