Урок №7 «Основы православной культуры» в 4 классе. Тема: «Христос и Его крест» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные результаты воспитание доверия и уважения к истории; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ; Метапредметные результаты Регулятивные УУД анализировать предлагаемую информацию, определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Познавательные УУД сформировать понятие значения креста для христиан, раскрыть символику креста в православии, организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию материала о православном кресте и жертве Христа, через понятия « Бог есть Любовь», «воплощение», «Голгофа», «распятие», «жертва»; строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правил, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные результаты познакомить учащихся с понятиями «православный крест» и «жертва Христа», с христианским пониманием выражения «нести свой крест», воспитывать уважительное отношение к кресту, как символу православной веры; осознание ценности человеческой жизни; получат возможность готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.
Оборудование: интерактивная доска; презентация, аудиозапись: песня «Хитрец» С. Копыловой ,учебник «Основы православной культуры» 4 класс, автор А.В.Кураев; рабочая тетрадь учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.
Слушание песни Светланы Копыловой «Хитрец»
- Почему главного героя песни назвали хитрецом? - Предположите, о чем мы сегодня будем говорить. - Да. Тема сегодняшнего урока «Христос и Его крест» - Что бы вам хотелось узнать о Христе и о кресте?
- Сегодня нам предстоит узнать: - Как Бог стал человеком? - Почему Христос не уклонился от казни? - Какова символика креста?
3. Знакомство с новым материалом. А) Рассказ учителя. - Скажите, пожалуйста, из какой книги мы узнаем о Боге? (из Бибилии)
- Библия подчеркивает, что Бог невидим. У него нет тела и нет границ. Он бессмертен. Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с собой обычное человеческое тело. Он стал человеком – вочеловечился. Почему? Потому, что БОГ – ЭТО ЛЮБОВЬ. Он создал людей и любит их, и поэтому Он захотел стать ближе к ним. Произошло чудо. БОГ РОДИЛСЯ КАК ЧЕЛОВЕК. Бог стал Богочеловеком. При этом все, что было свойственно Богу осталось с ним.
- Скажите, сколько лет назад родился Иисус Христос? (2021) Иисус Христос родился в городе Вифлееме от Пресвятой Девы Марии, в пещере на сене, преподав пример смирения и кротости людям.
- Иисус Христос жил среди людей, Он испытывал чувства радости и страдания, испытывал чувство голода и усталости как человек, а как Бог творил чудеса. Проповедовал.
- Ради людей Бог принес себя в жертву. Он принял смерть. Он позволил распять Себя на Голгофе.
4. Работа с учебником. Чтение текста Голгофа на странице 34 учениками. Беседа по содержанию. Б) Рассказ учителя.
- Что же такое жертва? В словаре это слово объясняется как плата, выкуп. А жертва Христа – это искупление человеческих грехов. Бог позволил распять себя, чтобы пройти через человеческую смерть. Ведь до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод, поэтому Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек перешагнув порог смерти мог встретить Любовь.
- Евангелие говорит, что Христос мог всю землю поразить чудесами и доказать, что Он Всемогущий Бог. Но Он этого не сделал.
- Злые люди привели Христа на суд к судье Понтию Пилату, который имел власть решать судьбы людей.
Прочитаем в учебнике отрывок из Евангелия о том, что содержит их беседа. (учебник стр. 35). - Обратите внимание на иллюстрации в ученике, стр.34-35.
Да, Христос по своей воле отдал жизнь за людей. Он знал, что ему предстоит пострадать. В ожидании ареста Он молился и постился 40 дней, ещё до встречи с судьей Понтием Пилатом.
- В насмешку над Христом, люди надели на Него терновый венец, и заставили нести крест.
- В древности крест был орудием казни преступников. И вот Христа, как разбойника, приговорили к казни на горе Голгофе, для смертельных страданий.
- С той поры слово «Голгофа» имеет двойное значение.( см. слайд)
- После смерти Иисуса Христа на кресте, крест стал святыней. Орудие пыток превратилось в знак любви Бога к людям.
В память об этом, крест имеет свою символику.(см. слайд).
- О символике креста прочтите в учебнике (самостоятельное чтение)
- Выражая свою любовь к кресту как святыне, православный человек окружил себя его изображениями, а так же для защиты от зла. В нашей жизни крест сопровождает православного человека с рождения до конца жизни. Мы имеем нательный крест, крест на куполах храмов, на церковном облачении, поклонные кресты у дорог, домашний крест. Крест провожает человека в последний жизненный путь, его размещают и на могилках православных христиан.
- Существуют так же разные виды крестов: равноконечный, четырехконечный, шестиконечный, восьмиконечный.
5. Закрепление и расширение знаний - Работа в группах. 1 группа отвечает на вопрос: что означает слово «воплощение», «Богочеловек»? 2 группа: для чего, по убеждению христиан бог стал человеком? 3 группа: объясните, почему крест стал символом любви к людям? Выступление от групп.
6. Работа в тетради. Рассмотреть православный крест, нарисовать его, подписать составляющие его части.
7.Рефлексия. Чтение и обсуждение содержания стихотворения «Рождество» на странице учебника 36. - Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно?(Учащиеся делятся своими впечатлениями)
8.Домашнее задание. - Ответить на вопрос, что для тебя означает выражение «нести свой крест». Подготовить небольшую презентацию или сообщение о Рождестве Христове.