Развитие системного мышления средствами технологии многомерных дидактических инструментов (В. Э. Штейнберга)
Отличительными чертами нашего общества являются лавинообразное нарастание информации, увеличение роли знаний и информационных технологий, создание глобального информационного пространства. Эти изменения в обществе обусловили новые требования к выпускникам школы: быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать самостоятельностью, критически мыслить, оперировать растущими объемами научной информации. В этой ситуации можно задействовать такой важный ресурс как, возможности самого обучающегося, которые можно активизировать и включить в работу с помощью дидактической многомерной технологии, В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная организация разнородных элементов знания. Многомерная дидактическая технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, схемы) и включить обучающихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так и для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности. Основная идея многомерной дидактической технологии достаточно проста: «То, что я вывел, мне запоминать не надо»
Конспект урока по теме
«Особенности различных способов теплопередачи»
Класс: 8
Цель: Закрепить знания обучающихся об особенностях различных способов теплопередачи.
Задачи:
Образовательные:
расширить и углубить знания учащихся по теме “Тепловые явления”;
отработать понятия, «температура», «теплопередача», «теплопроводность»;
помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
Развивающие:
уметь анализировать наблюдаемые явления и делать выводы,
выдвигать гипотезы,
продолжить развитие критического и логического мышления, исследовательских и творческих навыков школьников;
Воспитательные:
развитие эмоциональной сферы ученика,
инициативности,
коммуникативных качеств личности школьника,
познавательного интереса к процессу получения знаний и к урокам физики,
осознание учащимися ценности полученного знания,
понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира
Ход урока:
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы изучили внутреннюю энергию тела и способы ее изменения. Давайте вспомним:
- Какую энергию называют внутренней энергией тела?
- Какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию?
- Приведите примеры изменения внутренней энергии с помощью совершения работы
и способом теплопередачи.
Какие способы теплопередачи вы знаете. Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Да, теплопередача может осуществляться разными способами, а для чего нам все это надо знать, как эти знания могут помочь нам в повседневной жизни.
Давайте попробуем разобраться.
«Встречают по одежке…» - каждый из нас слышал эту фразу. Все мы хотим одеваться красиво, но, к сожалению, на улице бывает зима и красивая одежда не всегда теплая, а так хочется покрасоваться и не заболеть. А вы хотели бы узнать, как одеваться, не только красиво и модно, но и уютно и тепло.
У вас на парте лежит листочек с текстом, прочитайте текст и попытаемся разобраться в этом вопросе.
Текст
Как работает одежда в условиях холода
Одежда для человечества имеет множество значений. При взгляде на историю развития человеческой цивилизации мы увидим также эволюцию костюма человека. Каждая эпоха характеризуется своим своеобразным стилем. Для большинства исторических костюмов на первое место выходит его красочность и подчеркивание благосостояния владельца. И только в современном мире наряду с красотой одежды становится значимым ее практичность, удобство, соответствие гигиеническим требованием. Одной из гигиенических характеристик одежды является ее теплозащитное свойство. На современном этапе легкая промышленность создает огромное разнообразие тканей, многие из которых являются химическими, т.е. синтетическими или искусственными. Применение новшеств в мире тканей происходит наряду с натуральными тканями, хотя большинство из нас до сих пор предпочитает одежду из натуральных тканей.
Теплозащитные свойства, характеризуют способность материалов для одежды предохранять организм человека как от лишних тепловых потерь в холодное время, так и от перегрева в жаркое время. Теплозащитные свойства зависят от теплопроводности волокон и нитей материалов, их плотности, толщины и отделки.
Одежда не греет, она является термоизолирующим слоем, создает воздушную прослойку, в которой сохраняется тепло, выработанное телом. Достигается это тем, что волокна имеют сложно переплетенную структуру. Между нитей ткани и внутри волокон задерживается теплый воздух, согретый телом. Далее нагретый воздух передает тепло слою одежды. В зависимости от того, насколько воздуху трудно или легко «нагреть» одежду, воздух медленно или быстро остывает, и, как следствие, телу приходится снова его подогревать.
Самые теплые вещи – из натуральной шерсти. Однако шерсть бывает разной. Большое значение имеет толщина – средний диаметр волокна, который измеряется в микрометрах. Лучше всего сохраняют тепло вещи, сделанные из шерсти с толщиной от 20 до 40 мкм. Все, что толще 40 мкм, непригодно для носки и подходит только для напольных покрытий и войлочных изделий. А более тонкую шерсть можно носить и летом: вещи из нее невесомые.
Задания к тексту:
Выделите в тексте одно предложение, наиболее полно раскрывающее, на ваш взгляд, механизм удержания «тепла» одеждой и запишите его.
Найдите в интернете теплопроводность шерсти, хлопка, синтетики, воздуха. Какой одежде легче удерживать тепло? Какая одежда более теплая? Сделайте вывод о связи теплопроводности одежды с ее способностью сохранять тепло человеческого тела.
Запишите в порядке возрастания «теплоты» следующие материалы: шерсть, хлопок, синтетика.
Ответьте на следующие вопросы:
- Из какого материала одежда самая теплая?
- Почему туристы, идущие в поход, одевают 3-4 слоя одежды?
Проанализируйте, из какого преобладающего материала (довольно редко одежда производится из одного вида материала; имеется в виду – доля какого материала наибольшая) сделана ваша одежда?
Измерьте массу 2-3 своих вещей из разных материалов и заполните таблицу.
Название одежды | Преобладающий материал | Оцените по десятибалльной шкале «теплоту» вещи (по вашим ощущениям) | Масса, кг |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Домашняя работа:
Оцените теплопроводность каждой вещи, массу которой вы определили.
Сделайте вывод, от чего зависит теплота вещи?
Чем нужно руководствоваться при выборе одежды?
Что нового вы узнали для себя?