ОТКРЫТКА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Цели: познакомить с историей открытки, видами открытки; повторить жанры живописи; учить грамотно составлять композицию из двух-трех предметов, фигур, развивать навыки работы кистью; воспитывать художественный вкус, любовь к близким людям.
Оборудование: образцы открыток различных видов; карточки с изображением разных предметов или фигур; образец педагогического рисунка.
Словарь: открытка-пейзаж, открытка-натюрморт, сюжетная открытка, открытка-шарж, открытка-репродукция, открытка с изображением животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
– То, чем мы будем заниматься, мы обычно получаем к праздникам, знаменательным датам. Иногда они прилагаются к подаркам, иногда сами являются подарком.
– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (Ответы учащихся.)
Ц е л ь н а ш е г о у р о к а: изготовить открытку. Конечно, вы можете сказать, что сейчас в магазинах, киосках, на почте огромное количество самых разных открыток. Зачем же делать ее вручную!? Но самодельная открытка будет единственной в мире, она будет хранить тепло вашего сердца, а это очень дорого людям, которых вы порадуете ею.
III. Изучение нового материала.
1. С л о в е с н о - и л л ю с т р а т и в н ы й р а с с к а з об истории открытки.
Современная открытка ведет свой род от «Карточки для корреспонденции», впервые выпущенной в Вене 1 октября 1869 года. Есть среди предков нынешней иллюстрированной открытки и открытые письма со штампом «Воздушным шаром без экипажа» – они проделали нелегкое путешествие по воздуху осенью 1870 года из осажденного Парижа в города, которым только грозило наступление германских войск.
Первая открытка в России не иллюстрированная, а просто в виде бланка для письма с надпечаткой «Почтовое управление за содержание письма не отвечает», увидела свет 1 января 1872 года.
Открытка имеет как художественное, так и историческое значение. О чем могут рассказать эти прямоугольники из плотной бумаги, которые мы покупаем к празднику, чтобы послать своим друзьям и близким с пожеланиями всего наилучшего, а заодно и с весточкой о себе? Какую информацию они могут нести? Оказывается, открытки хранят много интересных сведений из истории, документальных материалов об архитектуре, музыке, искусстве, технике и т. д. На многих из них запечатлены моменты из жизни и деятельности выдающихся личностей.
Иногда открытка являлась единственным сохранившимся документом, по которому после минувшей войны реставрировали старинное здание или восстанавливали разрушенный памятник архитектуры.
По открытке находили картины художников, по ее выходным данным историки театра устанавливали даты и маршруты гастролей знаменитых артистов.
Немало людей коллекционируют и изучают почтовые открытки. Их называют филокартистами, а вид коллекционирования – филокартией.
Филокартия возникла с появлением первых открыток, т. е. с 70-х годов XIX века, и до сих пор есть немало людей, посвящающих ей свое свободное время.
– А есть ли среди вас коллекционеры открыток? (Ответы учащихся.)
2. В и д ы о т к р ы т о к.
Если вначале открытки были без иллюстраций и одинарные, то со временем их ассортимент чрезвычайно расширился. Если ранее рисунок выполнялся художником на каждой открытке, то позже появились открытки с фотографическим изображением, сделанные в технике «коллаж», с репродукциями известных произведений искусства и пр. А вот и новинки – музыкальные открытки и динамические открытки, в которых часть изображения может двигаться.
– Что же изображается на открытках? Давайте рассмотрим. (Учитель обращается к выставке открыток.)
Условно весь ассортимент открыток можно подразделить на следующие виды:
1) О т к р ы т к а - н а т ю р м о р т.
– Как вы думаете, что изображается на таких открытках? (Ответы учащихся.)
– Правильно, чаще всего – цветы. Ну а к Новогоднему празднику – композиции с елкой, елочными украшениями.
2) О т к р ы т к а - п е й з а ж.
– А к какому виду вы отнесете открытки, на которых изображены улицы города, парки, река и т. п.? (Ответы учащихся.)
– Правильно, это открытка-пейзаж. Чаще всего такие открытки продаются в виде сувенирных комплектов, которые так любят приобретать туристы на память о поездке.
3) С ю ж е т н а я о т к р ы т к а.
– А вот посмотрите на открытку, на которой изображена школьница с букетом цветов, бегущая в школу. Или вот: дети играют в «снежки» или лепят снеговика. Картину с таким изображением мы называем сюжетной или относим к бытовому жанру. Отнесем и мы этот вид открыток к сюжетным.
4) А н и м а л и с т и ч е с к а я о т к р ы т к а.
– А вот открытки с изображениями котят и кошек, щенят и собак, а также других животных. Их мы, конечно же, отнесем к анималистическому жанру.
5) О т к р ы т к а - ш а р ж.
– Посмотрите, сколько сейчас появилось открыток с веселыми, шутливыми надписями и рисунками, розыгрышами. Назовем этот вид открыток открыткой-шаржем.
Каждый из этих видов открыток может быть выполнен в разной технике: фотография, рисунок, коллаж.
Т о л к о в о - с о ч е т а е м о с т н ы й с л о в а р ь:
Коллаж – прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету, фактуре или же вырезанные с других рисунков, фотографий и т. п., фрагменты которых компонуются уже в соответствии с новым замыслом художника.
Шарж – это один из видов карикатуры (от франц. сharge – искаженное изображение). В шарже полное портретное сходство сочетается с остроумным и комическим преувеличением характерного.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а на проверку внимания и знания жанров живописи.
Учитель показывает открытки, и при появлении открытки определенного жанра (открытка-натюрморт и т. п.) учащиеся делают хлопок. Постепенно темп игры убыстряется.
IV. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Представьте сегодня себя в роли художника, создающего открытку к праздничной дате. Жанр открытки может быть любым. Определим ее размер как прямоугольник 14 20 см.
Принцип создания нашей открытки будет такой. Сначала вы нарисуете одну-две фигурки людей или животных, или же один-два предмета (ваза и цветок). А затем уже добавляете второстепенные детали. Например, наряжаете фигурки в какой-либо костюм или же добавляете фон и т. п. Если вы хотите украсить свою открытку орнаментом, то обязательно в начале работы оставьте для него место.
Можно выполнить открытку и в технике коллажа. Принцип работы над открыткой остается аналогичным предыдущему. Сначала на листе раскладываются основные детали, и только потом добавляются второстепенные.
Хотя открытка и имеет маленькие размеры, но и на ней изображаемые предметы надо располагать так, чтобы композиция выглядела выразительно. Именно от этого будет зависеть степень ее воздействия на окружающих. Невыразительная, неграмотно выполненная композиция не доставит радости зрителю.
Давайте вспомним, какие композиционные законы надо соблюдать, чтобы картина получилась убедительной, уравновешенной:
1) Необходимо к формату открытки правильно подобрать величину изображаемых предметов, т. е. они не должны быть мелкими, но, с другой стороны, они не могут занимать весь формат листа.
2) Композиция может быть как симметричной, так и асимметричной. Но тут главное так построить композицию, чтобы все изображение было сдвинуто в какой-либо угол.
– Посмотрим, как эти законы композиции можно соблюсти, работая над открыткой.
Учитель совместно с учащимися располагает на листе бумаги фигурки или предметы, выполненные в соответствующем масштабе, добиваясь грамотного размещения и показывая, что вариантов композиции даже на таком небольшом формате немало и зависят они от творческого замысла рисующего.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.
V. Практическая работа.
З а д а н и е: изготовить поздравительную открытку в одной из техник (живописи, коллажа).
VI. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
2. О т г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а.
– Кого хотел поздравить художник открыткой, если:
1) на ней нарисована «мертвая натура» (натюрморт);
2) открытка украшена узором, который мы называем… (орнамент);
3) на ней веточка кустарника, цветущего желтыми шариками (мимоза);
4) эта веточка стоит в сосуде, называемом… (ваза).
3. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.
– Как видите, работа художника над открыткой не так проста, как кажется на первый взгляд. Приходится решать множество задач, чтобы открытка могла порадовать того, кому она предназначается. Но вы все сегодня справились с этими задачами. Молодцы!