СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Отмена крепостного права" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Отмена крепостного права" 9 класс»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

















Урок по истории в 9 классе по теме:

«АлександрII: начало правления. Крестьянская реформа 1861года»







Разработала: Константинова Э.Р.,

учитель истории и обществознания

высшей категории

Зав. ОСП___/ Кроткова Н.С







Белорецк , 2023


Конспект открытого урока по истории

для учащихся 9 класса.

Тема урока: «АлександрII: начало правления. Крестьянская реформа 1861года»

Дата проведения: 10февраля 2023г

Цель:

Формировать у учащихся представление о крестьянской реформе 1861г.

Задачи:

Образовательная: дать знания о содержании и сущности реформы 1861г.; подчеркнуть, что отмена крепостного права имела огромное значение для России, так как открывалась возможность для развития новых хозяйственных отношений.

Воспитательная: создать условия для повышения мотивации к учению. Уважения к истории своей страны, к прошлому. Воспитание патриотизма на уроках истории.

Коррекционно-развивающая: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения анализировать документы, делать выводы.

Оборудование и материалы

Компьютер, микрофон, камера .

Тип урока

Комбинированный урок

Методы: словесные, наглядные, практические.

Учебный материал: Учебник по истории России 9класс, Часть 1 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова7, М.»Просвещение» 2019г

Технологии

-Здоровьесбережения;

- Проблемного обучения;

-Развивающего обучения;

- ИК технологии;

-Элементы компетентностно-ориентированного подхода.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Основные термины и понятия: Крымская война, реформа, Манифест, земельный вопрос, царь-освободитель, бунт.



Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день! Я рада видеть вас! (1 минута)

1. Рефлексия

Учитель: Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Верно, нужна вторая ладошка.  Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она – это вы ребята) учитель одинок. Отсюда можно вывести правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности. Давайте хлопнем в ладоши для того, чтобы наша работа на уроке была успешной, а вы были активными и внимательными.

2. Проверка готовности к уроку ( 5минут)

Учитель: Каковы итоги правления Николая1?

  • В середине XIX веке Россия потерпела поражение в войне. Какая это была война?

  • Назовите годы Крымской войны. (1853-1856) К какому веку относятся эти даты?

  • Какие битвы вам больше всего запомнились?

  • Назовите героев крымской войны. (Солдаты, матросы, русский народ)

  • В чём причины поражения России в Крымской войне? ( слайд2)

II.Целеполагание ( 5минут)

Учитель: Я приглашаю вас сегодня на интересный и полезный урок истории нашего государства середины XIX века, в эпоху реформы 60-х годов. Скажите, а нужно ли нам изучать реформу 162-летней давности? Что могут дать нам эти знания?

1. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса

  • Правомерно ли реформу 1861года называть Великой? ( слайд 3)

2.Определение темы урока

Учитель: Раз крепостное право являлось, тормозом для дальнейшего развития страны его необходимо было отменять. Сформулировать тему урока ( слайд4)

Ученик: Отмена крепостного права

3.Постановка цели и задач урока

Учитель: Давайте сформулируем цель урока и задачи изучения данной темы.

План урока:

1. Предпосылки новых реформ в России Александром II

2.АлександрII. Причины отмены крепостного права.

3. Подготовка крестьянской реформы.

4.Основные положения крестьянской реформы.

5. Итоги и значение отмены крепостного права.

Цель урока:

Познакомиться с основными положениями реформы отмены крепостного права


4.Мотивация

  • Ребята, для чего изучаем эту тему, где вам это пригодится.

Ученик: Знать и помнить историю своей Родины, какой бы она не была.

Учитель: Какой сделаем вывод?

  • Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских государств и в военном, техническом и экономическом отношениях. ( слайд5)

  • А почему Россия отстаёт от других стран, какая ещё причина?

  • Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке ( слайд6)

Учитель: Соотнесите составить предложения . ( слайд7)

Правильные ответы ( слайд8)

Физкультминутка : Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

(1,5 минуты) ( Приложений 1)

1. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.





III. Получение новых знаний и умений ( 15минут)

Учитель : ( слайд10,11)

Александр2 родился 17апреля 1818года. Будучи прямым наследником, Александр с малых лет готовился к роли государственного правителя.  Он получал прекрасное образование, не выходя из царских покоев.  В числе его учителей значились такие небезызвестные фамилии как Сперанский, Жуковский, Канкрин и другие. ( слайд12,13,14,15,16)

Коронация Александра II прошла 26 августа (7 сентября) 1856 г. в Москве. Вместе с правами на престол ему достались и неразрешенные проблемы Крымской войны, а также недовольное декабристской ссылкой 1825 года общество. В 1864 году победой России завершилась почти 50-летняя Кавказская война. В результате к Российской империи были присоединены земли Северного Кавказа и укрепилось ее влияние в этих регионах. Также произошло массовое переселение народа из центральной части России на Кавказ.

Изучая биографию Александра II, нельзя не упомянуть его историческое прозвище «Освободитель». Его российский император получил после подписания 3 марта 1861 года манифеста «Об отмене крепостного права». Несмотря на то, что подготовка к этому шагу велась на протяжении предыдущих десятилетий (еще во время правления Александра 1 в 1820-х годах), Реформа 1861 года носит неоднозначный характер. С одной стороны, Александр 2 снял с государства оковы крепостничества, а с другой  подвел его к социальному и экономическому кризису. В таблице рассмотрены положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы.

Реформы Александра 2 перечислить ( образования, армии, земская, судебная реформы )

Учитель: Россия середины 19 века отставала в своём развитии от других европейских стран. В России существовало крепостное право, и оно превратило большинство крестьян в рабов. Их покупали, били, наказывали. Они работали почти бесплатно на помещиков и владельцев заводов.

  • Кому принадлежали результаты труда крепостных?

  • Были ли они заинтересованы в том, чтобы хорошо работать, если результаты труда присваивали их хозяева?

Учитель: Вспомните, что еще при Екатерине II, Павле, АлександреII решался крестьянский вопрос, но его так и не удалось решить ( слайд17)

Учитель: Возникли вопросы , а как провести реформу? ( сайт варианты освобождения)

Промышленность и сельское хозяйство в стране не развивалось. Своё правление Александр II начал с крестьянской реформы. ( слайд18)

- что же такое реформа?

Реформа - преобразования, осуществляемые в целях улучшения.( запись в тетради)

АлександрII говорил:» И сами вы знаете….( слайд19)

Учитель: 19 февраля 1861г. Александр подписал Манифест об отмене крепостного права. (слайд манифеста)

Все крестьяне получили личную свободу. Теперь помещики не имели права продавать и покупать крестьян, распоряжаться ими и заставлять их работать на себя.

Представьте себя крестьянами, что будет делать крестьянин со свободой?

Крестьяне стали объединяться в сельское общество – общину. Все вопросы они решали на сельском сходе, руководил ими сельский староста.

Опыт отмены крепостного права был в Прибалтике, свободу получили, но без земли.. ( слайд22)

Учитель: Прочитайте отрывок из Манифеста: «…пользуясь своим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положении повинности. В сем состоянии, которое переходное, крестьяне именуются временнообязанными…»

  • Представьте, что вы сейчас на сходе, какой главный вопрос вы будете обсуждать?

  • Да самый главный для крестьян вопрос, земельный. ( слайд23)



Из документа мы делаем вывод, пока крестьяне пользуются наделом, они исполняют повинности.

Вся земля объявлялась собственностью помещиков. Даже те наделы, которые были раньше у крестьян и они ими пользовались, тоже были помещиков. Но помещики были обязаны предоставить крестьянам землю, крестьяне должны были выкупить её. Невыкупленная земля считалась во временном пользовании. Крестьянин обязан был платить помещику за пользование землёй. Плату можно было вносить деньгами или продуктами.

  • Как называлась такая плата (Оброк)

  • Кто помнит, как называлась плата, когда крестьянин отрабатывал плату за землю? (Барщина)

Предположите, что такое Уставная грамота?

  • От какого слова образовано прилагательное «уставная»?

Уставная грамота - договор помещика с крестьянином. Помещик и крестьянин должны были договариваться между собой о размерах надела, о размерах оброка и барщины. Эта записывалась в Уставной грамоте

Крестьянин, не выкупивший свой надел земли, назывался временнообязанным.

А крестьяне, которые выкупали землю, назывались крестьянами - собственниками.

3. Работа с учебником. стр.122 карта ( слайд24)

Учитель: -Причина недовольства крестьян связана с землей и не грамотностью.

Уменьшение земельных наделов и увеличение в разных губерниях было по- разному.

- Во многих губерниях в том числе в Башкирии были недовольные крестьяне в силу своей не грамотности. Некоторые считали, что они должны поменяться с помещиками местами.

Где на карте крестьяне проявляли свое недовольство? ( слайд24)

Крестьяне смирились с реформой. Но жизнь крестьян после отмены крепостного права складывалась тяжело. Крестьянам надо было самостоятельно вести своё хозяйство. У них были старые орудия труда, купить новые им было не на что. Землю обрабатывали по старинке, поэтому урожаи у них были очень низкими. Многие крестьяне уходили на заработки в город. ( слайд25,26,27)

Вывод: Реформа 1861 года вызвала недовольство. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все крепостные становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

( слайд28,29,30,31)

IV. Закрепление

1.Тест (выполняем на слайдах, учитель выделяет ответ ученика и сообщает о правильности ответа). (5 минут) ( слайд32,33)

1.Когда был обнародован манифест «О даровании крепостным

людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»?

В 1851г.

В 1861г.

В 1871г.

2.Что было одной из причин отмены крепостного права?

Поражение России в Крымской войне.

Стремление Александра II сделать Россию правовым государством.

Решение, принятое Государственной думой.

3.Что получили крестьяне в 1861г.?

Свободу от государственных повинностей.
Личную свободу.
Право выхода из крестьянской общины.

4.Крестьянина, который до совершения выкупной сделки должен был платить оброк и отбывать барщину в пользу помещика, называли?

Крепостным.

Временнообязанным.

Свободным.

5.В чем состояло главное значение крестьянской реформы?

В ликвидации общины.

В личном освобождении крестьян.

В освобождении крестьян с землей без выкупа.

V. Итог ( 3минуты) ( слайд34)

Учитель :

  • С какой темой познакомились на уроке?

  • Когда и почему в России было отменено крепостное право?

  • Какие положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы вы можете назвать? (Крестьяне получили гражданские права, личную свободу)

  • В чём историческое значение отмены крепостного права?

1.Ответ на проблемный вопрос ( 2минуты) ( слайд35)

1.В начале урока перед вами был поставлен вопрос.

  • Почему Александр II получил почётное звание царь-освободитель.

(Александр II за реформу 1861 г. получил почётное звание царь-освободитель.)

Домашнее задание: 1. п.18 прочитать и пересказать стр.123 ответы на вопросы по тексту учебника.

2. Заполните пропуски. 

Ребята, посмотрев на предложение, попробуйте сделать вывод

Александр II … навсегда … право помещиков на … .



4.Рефлексия (2 минуты)

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Надеюсь, наши ладошки помогли нам и всё у нас получилось. Вы были активны и внимательны, работали дружно. И вместе мы преодолели все трудности

Спасибо за работу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!