МБОУ «Руссковская СШ»
Шумячского района Смоленской области
Конспект урока «Отношение христианина к природе»
4 класс Основы религиозных культур и светской этики
модуль «Основы православной культуры»
Корнеева Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
2022год
Тема: «Отношение христианина к природе»
Цель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе.
Задачи урока:
- формировать осмысленный взгляд на связь природы и человека, особой роли человека в мире;
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
- Развитие коммуникативных умений учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- формировать личную ответственность за сохранение природы;
- уметь работать в группе.
Основные понятия: природа, ответственность, экология, милосердие.
Тип урока: комбинированный.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группе, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование:
А.В. Кураев Основы православной культуры/учебник для общеобразовательных учреждений/ . Москва, Просвещение 2012;
Презентация к уроку;
Глобус.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки:
- Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
- Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
- В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб)
- Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)
- На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец)
- Как всё это назвать одним словом? - Окружающая среда. Природа.
-Что для вас означает слово «природа»?(Ответы учащихся)
- Совершенно верно, природа – то, что нас окружает и не создано руками человека. Это растения, животные, люди, звезды, …
Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека. (Запись в тетради)
- А кто создал природу с точки зрения православных христиан? ( Природа создана Богом-Творцом)
- А кто ещё был создан Творцом? (Человек)
- А как называют человека в православии? (Христианин)
3. Постановка темы урока.
-Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
- Действительно мы сегодня на уроке с вами будем говорить об отношении христианина к природе и выясним, что такое ответственность за сохранение природы.(Слайд 1)
Изучение нового материала
Учитель. Христиане верят в то, что у природы есть Творец. Бог вложил свою любовь и мудрость в природу. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца.
Комментированное чтение текста учебника
Задание 1.
Чтение текста учебника на странице 84 абзац 2.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги – Библию и книгу природы. (Слайд 2)
-Скажите, что написано в Библии?
(Заповеди божьи)
-А что написано в Книге природы?
( Правила разумного и бережного отношения к природе, использованию её богатств)
В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение, а ещё познаёт мир.
Ответим на вопрос: Почему необходимо познавать мир? (Ответы учащихся)
-В мире природы всё прекрасно и удивительно. Море звуков, запахов, тысячи разных загадок и тайн, стоит только остановиться, прислушаться, задуматься.
Сегодня на уроке мы узнаем, как к природе относятся Христиане, рассмотрим проблему охраны и защиты природы и животных.
Задание 2 (практическая работа)
Знакомясь с высказыванием Ломоносова мы можем выделить три ключевых понятия: Бог, человек, природа. У вас на столах лежат 3 круга. На каждом написано одно слово: Бог, человек, природа. В процессе чтения текста из учебника страница 84 (7 абзац) и страница 85 (1, 2, 3 абзацы) расположите их один над другим так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит.
После прочтения дети объясняют свой выбор: Бог выше человека, человек выше природы и несет за нее ответственность.
Учитель. К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе прекрасный храм Божий. Однажды мир уже пострадал из-за человека.
Задание 3(работа с учебником)
Учитель. Давайте прочитаем с вами на странице 85 учебника в разделе «это интересно» библейскую историю и рассмотрим на странице 84 репродукцию картины А.Айвазовского «Всемирный потоп» (дети рассматривают картину и сообщают как художник воплотил библейскую историю).
1)В каких тонах написана картина? Почему художник выбрал такие мрачные цвета? (Ответы учащихся)
2).А как вы думаете, почему среди тьмы мы видим свет? ( Как надежда. Путь к спасению).
3).Все ли погибли во время потопа? Кто остался в живых?(Человек и животные.Тем самым Бог дал человеку шанс на спасение и продолжение своего рода).
Вывод: Причиной этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.
Люди ведут хозяйство так жадно и бездумно, что, по сути, отравляют нашу планету. Воздух, вода и почва потеряли свою чистоту. Некоторые виды животных исчезли с лица земли.
К чему это может все привести? (Ответы учащихся)
Учитель, обобщая ответы детей.
Мир надо не только познавать. В мире надо трудиться, а иначе все это может привести к экологической катастрофе. А что такое катастрофа? (Ответы учащихся)
А экологическая катастрофа? (Ответы учащихся) (Слайд 3)
Проблемный вопрос: Докажите, что человек несёт ответственность за природу? Как это закреплено в обществе, государстве?
( Существуют правила поведения в природе, создаются заповедники, заказники. Существуют законы государства об охране и разумном использовании природных богатств)
Физминутка
Учитель.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем-
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Дети выполняют упражнения.
Имея опыт прошлого, наша задача не повторять эти ошибки в настоящем.
Сегодня, люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы ее защиты.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.
-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ? (Ответы учащихся)
- А вот православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. (Слайд 4)
Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью. (Слайд 5)
- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, кого защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.)
- Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.
Всех не обогреешь, не прокормишь…
Не спасешь и не укроешь от беды…
Что ж, логично… только на секунду
Вдруг представь, что эта кроха – ты… (Слайд6)
- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых, их милосердном отношении к животным. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными.
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.(Слайд7 )
-А есть ли у вас дома животные, за которых вы отвечаете? Расскажите об этом. (Ответы учащихся)
Т. е. вы относитесь к своим питомцам с милосердием. Милосердие – это готовность помочь, простить. (Запись в тетрадь) (Слайд8 )
- Человек может сделать много добрых дел, которые помогут сохранить природу. Но он, к сожалению, совершает и много злых поступков, которые губят окружающий мир.
5.Закрепление изученного материала.
- Знаменитый писатель Б. Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает одного – научиться жить как люди».
- Как вы понимаете слова: «… научиться жить как люди»?
- Как связаны между собой понятия природа и люди? (Благодаря милосердию, культуре, труду человек может сохранить природу).
- Как Христиане относятся к природе?
- Выполните следующее задание (Коллективное выполнение )
Подчеркни, в чём проявляется правильное отношение к природе зелёным карандашом, а неправильное - красным.
Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать старого кота на улицу; покормить бездомного котёнка; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята; морить голодом домашнего питомца.
- Без всякого сомнения, можно сказать, что христиане должны быть самыми активными друзьями природы. Ведь для христианина природа — это величественное творение Божие.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель : (передаёт детям глобус): Пусть каждый из вас, передавая нашу маленькую землю друг другу, подумает и скажет, чем можно помочь планете? (Слайд 9 )
( Дети передают друг другу глобус и говорят, как нужно относиться к природе)
Вывод: Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как – то расплатиться…
Пусть расправит крылья раненая птица!
Домашнее задание: написать мини-эссе размышления христианина о его месте в мире природы. «Кто я в природе: хозяин или защитник?»