СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Отношение христианина к природе»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Отношение христианина к природе», 4 класс Основы религиозных культур и светской этики модуль «Основы православной культуры»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Отношение христианина к природе»»


МБОУ «Руссковская СШ»

Шумячского района Смоленской области










Конспект урока «Отношение христианина к природе»

4 класс Основы религиозных культур и светской этики

модуль «Основы православной культуры»








Корнеева Татьяна Михайловна

учитель начальных классов






















2022год


Тема: «Отношение христианина к природе»

 Цель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе.

 Задачи урока: 

- формировать осмысленный взгляд  на связь природы и человека, особой роли человека в мире;

- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

- Развитие коммуникативных умений учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом.


Планируемые результаты:

Предметные:

- моделировать самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать  необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

- осуществлять контроль выполненных действий;

- оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

- формировать личную ответственность за сохранение природы;

- уметь работать в группе.

Основные понятия: природа, ответственность, экология, милосердие.

Тип урока: комбинированный.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группе,  работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование:

  1. А.В. Кураев  Основы православной культуры/учебник для общеобразовательных учреждений/ . Москва, Просвещение 2012;

  2. Презентация к уроку;

  3. Глобус.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Психологический настрой учащихся.

  2. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки:

- Летом греет, зимой холодит. (Солнце)

- Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

- В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб)

- Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)

- На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец)


- Как всё это назвать одним словом? - Окружающая среда. Природа.

-Что для вас означает слово «природа»?(Ответы учащихся)

- Совершенно верно, природа – то, что нас окружает и не создано руками человека. Это растения, животные, люди, звезды, …

Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека. (Запись в тетради)

- А кто создал природу с точки зрения православных христиан? ( Природа создана Богом-Творцом)

- А кто ещё был создан Творцом?        (Человек)

- А как называют человека в православии? (Христианин)


3. Постановка темы урока.

-Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

- Действительно мы сегодня на уроке с вами будем говорить об отношении христианина к природе и выясним,  что такое ответственность за сохранение природы.(Слайд 1)



  1. Изучение нового материала


Учитель. Христиане верят в то, что у природы есть Творец. Бог вложил свою любовь и мудрость в природу. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца.



Комментированное чтение текста учебника



Задание 1.

Чтение текста учебника на странице 84 абзац 2.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги – Библию и книгу природы. (Слайд 2)

-Скажите, что написано в Библии?

(Заповеди божьи)

-А что написано в Книге природы?

( Правила разумного и бережного отношения к природе, использованию её богатств)



В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение, а ещё познаёт мир.

Ответим на вопрос: Почему необходимо познавать мир? (Ответы учащихся)

-В мире природы всё прекрасно и удивительно. Море звуков, запахов, тысячи разных загадок и тайн, стоит только остановиться, прислушаться, задуматься.



Сегодня на уроке мы узнаем, как к природе относятся Христиане, рассмотрим проблему охраны и защиты природы и животных.





Задание 2 (практическая работа)

Знакомясь с высказыванием Ломоносова мы можем выделить три ключевых понятия: Бог, человек, природа. У вас на столах лежат 3 круга. На каждом написано одно слово: Бог, человек, природа. В процессе чтения текста из учебника страница 84 (7 абзац) и страница 85 (1, 2, 3 абзацы) расположите их один над другим так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит.

После прочтения дети объясняют свой выбор: Бог выше человека, человек выше природы и несет за нее ответственность.



Учитель. К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе прекрасный храм Божий. Однажды мир уже пострадал из-за человека.





Задание 3(работа с учебником)



Учитель. Давайте прочитаем с вами на странице 85 учебника в разделе «это интересно» библейскую историю и рассмотрим на странице 84 репродукцию картины А.Айвазовского «Всемирный потоп» (дети рассматривают картину и сообщают как художник воплотил библейскую историю).

1)В каких тонах написана картина? Почему художник выбрал такие мрачные цвета? (Ответы учащихся)

2).А как вы думаете, почему среди тьмы мы видим свет? ( Как надежда.  Путь к спасению).

3).Все ли погибли во время потопа? Кто остался в живых?(Человек и животные.Тем самым Бог дал человеку шанс на спасение и продолжение своего рода).

Вывод: Причиной этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

Люди ведут хозяйство так жадно и бездумно, что, по сути, отравляют нашу планету. Воздух, вода и почва потеряли свою чистоту. Некоторые виды животных исчезли с лица земли.

К чему это может все привести? (Ответы учащихся)

Учитель, обобщая ответы детей.

Мир надо не только познавать. В мире надо трудиться, а иначе все это может привести к экологической катастрофе. А что такое катастрофа? (Ответы учащихся)

А экологическая катастрофа? (Ответы учащихся) (Слайд 3)

Проблемный вопрос: Докажите, что человек несёт ответственность за природу? Как это закреплено в обществе, государстве?

( Существуют правила поведения  в природе, создаются заповедники, заказники. Существуют законы государства об охране и разумном использовании природных богатств)

Физминутка

Учитель.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем-
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Дети выполняют упражнения.





Имея опыт прошлого, наша задача не повторять эти ошибки в настоящем.

Сегодня, люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы ее защиты.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.


-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ? (Ответы учащихся)

- А вот православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. (Слайд 4)

Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью. (Слайд 5)



- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, кого защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.)

- Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.

Всех не обогреешь, не прокормишь…

Не спасешь и не укроешь от беды…

Что ж, логично… только на секунду

Вдруг представь, что эта кроха – ты… (Слайд6)

- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых, их милосердном отношении к животным. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.(Слайд7 )

-А есть ли у вас дома животные, за которых вы отвечаете? Расскажите об этом. (Ответы учащихся)

Т. е. вы относитесь к своим питомцам с милосердием. Милосердие – это готовность помочь, простить. (Запись в тетрадь) (Слайд8 )


Человек может сделать много добрых дел, которые помогут сохранить природу. Но он, к сожалению, совершает и много злых поступков, которые губят окружающий мир.

5.Закрепление изученного материала.

- Знаменитый писатель Б. Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает одного – научиться жить как люди».

- Как вы понимаете слова: «… научиться жить как люди»?

- Как связаны между собой понятия природа и люди(Благодаря милосердию, культуре, труду человек может сохранить природу).

- Как Христиане относятся к природе?



- Выполните следующее задание (Коллективное выполнение )

Подчеркни, в чём проявляется правильное отношение к природе зелёным карандашом, а неправильное - красным.

Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать старого кота на улицу; покормить бездомного котёнка; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята; морить голодом домашнего питомца.


- Без всякого сомнения, можно сказать, что христиане должны быть самыми активными друзьями природы. Ведь для христианина природа — это величественное творение Божие.


7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель : (передаёт детям глобус): Пусть каждый из вас, передавая нашу маленькую землю друг другу, подумает и скажет,  чем можно помочь планете? (Слайд 9 )

( Дети передают друг другу глобус и  говорят, как нужно относиться к природе)



Вывод: Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.


Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей - не земля!


Люди – человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как – то расплатиться…

Пусть расправит крылья раненая птица!


Домашнее задание: написать мини-эссе размышления христианина о его месте в мире природы. «Кто я в природе: хозяин или защитник?»













 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!