2. Введение в тему 5 мин. | Игра «Третий лишний». - Найдите лишнее местоимение, объясните свой выбор: Некто (неопред.), никто, (отриц.) нечто (неопред.). Меня (Р.п., личн. «я»), о себе (П.п., возврат. «себя»), тобой (Т.п., личн. «ты»). Несколько (неопред.), сколько (вопросит.), сколько-нибудь (неопред.). - Какие изученные разряды местоимений не представлены в выполненном задании? (Относительные). |
3.Закрепление полученных знаний и умений 26 мин. Стадии закрепления: 1.Нахождение языкового явления в тексте без деформаций. 2. Нахождение изученного языкового явления в тексте с одной деформацией 3. Нахождение изученного языкового явления в тексте со смешиваемыми деформациями. | Лингвистический эксперимент. - Сравните два предложения, ответьте на вопросы. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил. - В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? (В первом – утверждается, во 2 – отрицается). - Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца. (никто) - Дайте определение отрицательных местоимений. (Местоимения, которые выражают отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества). - Что вы уже знаете об отрицательных местоимениях? (в отрицательных местоимениях приставка «не» - ударная, «ни» - безударная; Если приставки «не» и «ни» отделяются предлогом, то они в местоимениях пишутся раздельно). - Какие цели вы поставите перед собой на урок? (Совершенствовать умения склонять отрицательные местоимения, находить отрицательные местоимения в предложениях и словосочетаниях, определять грамматические признаки отрицательных местоимений). Творческий диктант. - Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму (задание на карточке): Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ). У доски 3 ученика: 1 ученик – 1-4 словосочетания, 2 ученик – 5 – 8 словосочетания, 3 ученик – 9 -11 словосочетания. Проверка задания тремя другими учениками (с места) работ, выполненных у доски. На местах взаимопроверка в парах. Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибок – «3», более 4 ошибок – «2». - Чему учились/Какие знания закрепляли, выполняя данное задание? (Сочетать глаголы с отрицательными местоимениями). Записать под диктовку словосочетания, обозначить орфограммы: Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас. Самопроверка по эталону (на слайде). Поставить себе отметку в соотвествии с представленными на слайде критериями: Без ошибок-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-6 ошибок – «3», более 6 ошибок – «2». |