СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Пейзажная лирика А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы" и А.А.Фета "Задрожали листы, облетая...".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий конспект урока по теме "Пейзажная лирика А.К.Толстого и А.А.Фета. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в стихотворении А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы" и и А.А.Фета "Задрожали листы, облетая...".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Пейзажная лирика А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы" и А.А.Фета "Задрожали листы, облетая...".»

Алексей Константинович Толстой вошел в историю русской литературы как поэт и прозаик. Его лирика легла в основу знаменитых романсов Петра ЧайковскогоНиколая Римского-Корсакова и других композиторов. Вместе с братьями Жемчужниковыми он создал одну из самых известных литературных мистификаций — вымышленного писателя Козьму Пруткова, чьи афоризмы известны и сегодня. А. К. Толстой Писал в разных жанрах и стилях, в его творчестве были и замечательные исторические произведения, баллады, сатиры, фантастические повести, былины. Но больше всего в творчестве поэта ценятся лирические стихотворения. Алексей Константинович был человеком огромной физической силы, любил охотиться и проводить время на природе, он находил в этом умиротворение, и вдохновений для многих прекрасных произведений. 

Сегодня мы с вами поговорим о центральной теме в творчестве А.К, Толстого.Это тема природы, красоты и чистоты. В своих произведениях Толстой мог удивительно точно сочетать пейзажную лирику с любовной, социальной и сатирической. Согласно собственной теории поэта, внутренний мир человека и мир природы отражаются друг в друге, и подчиняются они только законам абсолютной любви. В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, звонко-напевные мотивы. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса.

История создания – произведение написано в 1840 году, причём изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.

Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.

“Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно –
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!”

Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.

Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвёртая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.

Эпитеты“летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.

Символ – омут.

Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки"

Выдающемуся русскому лирику — поэту Алексею КонстантиновичуТолстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.



Афанасий Фет – русский эстет, поэт-лирик отечественной литературы 19 века, переводчик и мемуарист. Фет входил в когорту поэтов «чистого искусства», для которой характерно первостепенное выражение чувств и эмоций. Поэтому среди его стихов так много пейзажной, любовной и философской лирики.

Главной отличительной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление выразить мимолетные впечатления, возникающие при созерцании природных явлений. Это создает ощущение невероятной легкости и воздушности.

В произведениях поэта очень часто встречаются эпитеты: "воздушный", "крылатый". Ярко выражена тенденция отрыва от реального мира и "воспарение" в область чистой эстетики. Природу Фет считал воплощением вечной и неизменной красоты, существующей независимо от человека.

Задача поэта - почувствовать эту красоту и выразить ее в своем творчестве. Фет сам заявлял, что поэзия - это "ложь", потому что чистый лирик закрывает глаза на все недостатки окружающего мира. Поэт был уверен, что задача поэзии - изобразить не предмет, а его "односторонний идеал".

Благодаря такому узкому взгляду пейзажная лирика Фета приобретала особое обаяние и эстетическую прелесть. Фет стремился изображать природу с помощью слияния основных чувств.

Стихотворение А. Фета «Задрожали листы, облетая» замечательным примером осенней лирики поэта-художника, который вошел в историю русской литературы как живописец, заменивший краски рифмами и интонациями.

История создания

Стихотворение «Задрожали листы, облетая» занимает особое место в творчестве А. А. Фета. Оно было написано в июле 1887 года, что может сперва показаться странным, ведь произведение посвящено осени – «золотой» поре. Однако образ осени метафоричен, он отражает состояние души поэта и тяжесть испытаний, которые приходится преодолевать на жизненном пути.

В это время Афанасий Афанасьевич был в преклонном возрасте и проживал в уединении у себя в усадьбе. Он страдал от болезней и старости, вспоминал молодость и былую силу. Одиночество тоже наложило свой отпечаток на сознание автора: ему трудно было найти единомышленников в глуши. Он активно занимался хозяйством, но хлопоты помещика не занимали его полностью. Поэтому Фет приводил в порядок свои рукописи и занимался издательством сборников. Тем не менее, спустя три года после написания этого стихотворения Афанасий Афанасьевич предпринял попытку суицида. Она не удалась. Но вскоре поэт умер от сердечного приступа в 1892 году.

Композиция

Стихотворение «Задрожали листы, облетая» состоит из трёх строф. 

  1. В первой строфе автор описывает бушующую природу, появляется мотив страха. 

  2. Во второй строфе пространство сужается до маленького гнезда, птички, которой не страшна буря. И если в первой строфе пространство враждебное, то во второй мы видим, что там, в гнезде, теплится жизнь. 

  3. В третьей строфе пространство вновь расширяется и в последних двух строчках снова сужается. Тишина в гнезде противопоставляется раскатам грома.

Образы и символы

Друг другу противопоставляются «воздушные» образы: птичка, тучи и бури. Два последних образа – это тёмные силы, приносящие в жизнь хаос. Птичка, напротив, воплощает смелость, борьбу за жизнь. 

Образ бури в стихотворении символизирует те события и испытания, через которые поэт проходит на своём жизненном пути.

Ещё один образ – это «милая птичка», символизирующая жену, семью. Она дарит поэту покой и гармонию, помогает ему преодолеть любые препятствия. Она также становится символом стойкости и смелости.

В стихотворении «Задрожали листы, облетая» между строк звучит тема смерти: осень – это пора увядания, то есть с приближением зимы природа как бы умирает. В то же время тепло и гармония гнезда говорят о надежде, которая теплится даже в самой холодной душе, даже в холоде смерти.

В произведении читатель также увидит мотив одиночества. Он связан с образом птички: она одна противостоит буре. Этот мотив усиливают две последние строки, в которых читается опасность, что передаётся глаголом «грохочет» и повторяющимся звуком [р]. В гнезде же, напротив, царит тишина.

Для создания настроения поэт использует «краски». Строки окутаны тоской и мраком, чему противостоит «светлогрудая» птичка. Так Фет хочет передать чувство надежды, убеждая читателя в том, что с приходом проблем жизнь начинает бурлить с новой силой, а вовсе не заканчивается.

Основная идея

Сперва читатель увидит в стихотворении лишь осенний пейзаж: безжалостный ветер и тёмные тучи. Однако, как было отмечено раннее, осень – это метафора, раскрывающая состояние души поэта. Его жизнь полна проблем, которые ворвались подобно буре. Смысл стихотворения «Задрожали листы, облетая» состоит в том, что все эти ненастья вполне можно пережить, если в доме, «уютном гнёздышке», тебя ждёт тепло и умиротворение.

В стихотворении «Задрожали листы, облетая» поэт использует такие средства выразительности, как …

  1. эпитеты («буря … злая», «милая птичка», «тёплом гнёздышке», «светлогруда, легка»); 

  2. метафоры («громов перекличка»); 

  3. олицетворения («задрожали листы», «буря … рвёт и мечет и воет»). 



Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря, ворвавшися, злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.