Познакомить учащихся с жизнью Кирилла и Мефодия, создателями славянской азбуки, формировать чёткое представление о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества, совершенствовать речь, содействовать развитию навыков выразительного чтения и умения работать с книгой.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в тексте и иллюстрации; логические – осуществление анализа содержания текста.
Коммуникативные: учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы, методы, приёмы |
I. Организация начала урока. | Приветствие учащихся. – Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! -Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
II. Актуализация опорных знаний | – Как называется государство, в котором мы живем? – Какой город является столицей нашей Родины? -В какой области мы живём? - Как называется наш район, село? | Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки. | Фронтальная. Словесный. Беседа |
III. Постановка учебной задачи | – Кто знает, как появились первые буквы? А кто хочет узнать, как они появились? Вспомните какая бывает речь? А вы слышали про славянскую азбуку? Кто догадался о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Сегодня мы познакомимся с двумя братьями, которые создали славянскую азбуку. | Отвечают на вопросы, делают предположения. Принимают учебную задачу. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Просмотр презентации | Рассказ о славянских просветителях с опорой на презентацию | Слушают рассказ учителя, воспринимают рассказ, проявляют интерес | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, показ презентации |
Физминутка | Видеофрагмент. | Повторяют движения. | |
2. Чтение рассказа В. Крупина «Первоучители словенские» учителем (учебник, с. 88) | – Кого называют первоучителями словенскими? Найдите ответ в тексте. – Как вы понимаете слово «равноапостольные»? Найдите ответ в тексте. -Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность? Найдите ответ в тексте. – Какой праздник отмечается 24 мая? Найдите в тексте. | Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Воспринимают содержание рассказа на слух. Высказывают свое мнение. Объясняют смысл слов. | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
3. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 88) | – Прочитайте рассказ «цепочкой». | Читают рассказ. Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания. | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение |
V. Закрепление знаний и способов действий. | – Составьте с другом рассказ о Кирилле и Мефодии по материалу презентации и текста. | Вспоминают, что запомнили из презентации и текста, составляют рассказ. Отрабатывают навыки работы с презентацией, извлекают из неё необходимую информацию. | Парная. Практический. Рассказ |
VI. Рефлексивно-оценочный, подведение итогов. | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? -Что было особенно интересно узнать? -Посмотрите пожалуйста на лесенку успеха и проанализируйте свою деятельность на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и оценивают работу на уроке. | Фронтальная. Словесный. Беседа |