СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Пешеход. Безопасность пешехода"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пешеход. Безопасность пешехода"»

Класс: 5

Тема: 2.2 Пешеход. Безопасность пешехода.

Длительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Комбинированный( проверка домашнего задания и изучение нового материала)

Цель: пропаганда правил безопасного поведения пешехода среди учащихся.

Задачи учебного занятия:

  • Образовательная-формирование представление об основных понятиях (пешеход, пешеходный переход), а также навыков безопасного поведения на дорогах;

  • Развивающая-развитие образного логического мышления, памяти, внимания, речи учащихся;

  • Воспитательная-воспитание в ребенке грамотного пешехода, воспитание навыков осторожного поведения на дороге.

Оборудование: лекционная аудитория или класс; учебник ОБЖ 5 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. или раздаточный материал в виде распечатки из учебника темы 2.2 Пешеход. Безопасность пешехода; мультимедийный проектор и персональный компьютер или ноутбук.

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

  • Наглядные: работа с учебником, презентация, видеоролик

  • Практические: работа в тетради








Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: приветствие( 2 минуты)

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, методы контроля и оценивания

-настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Словесные методы; форма организации – фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Сергей Андреевич, сегодня я буду вести у вас урок ОБЖ. Мне нужно, чтобы на моих уроках у вас имелись тетрадь, дневник, учебник, ручка, простой карандаш и линейка. Ребята, кто у нас сегодня дежурный в классе? Назовите отсутствующих. Раздайте учебники( раздаточный материал) по одному на парту.

Прежде чем начать наш урок по новой теме, мне необходимо проверить, насколько вы запомнили и усвоили материал прошлого занятия (Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения).

Приветствуют учителя, внимательно слушают.

Дежурный по классу называет отсутствующих, раздаёт учебники( раздаточный материал) по одному на парту.

II этап учебного занятия: актуализация знаний, повтор пройденного материала(4 минуты)

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, методы контроля и оценивания

Проконтролировать усвоение материала прошлого урока

-проверить имеющиеся у учащихся знания и умения;

-устранить в ходе проверки пробелы в знаниях

-объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А проверку мы проведём в форме загадок:

1)Встало с краю улицы,
В длинном сапоге,
Чучело трёхглазое,
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу,
Людям перейти( слайд 3)

(Светофор)(слайд 4)

Давайте вспомним, ребята, какие бывают светофоры. Для чего нужны светофоры?

Что или кто управляет движением на дорогах в некоторых случаях в отсутствие светофора?

2)Для этого коня еда – бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется, по дорогам он несется(слайд 5) (Автомобиль)( слайд 6)

3)Тянется нитка, среди полей петляя.

Лесом, перелесками без конца и края.

Ни порвать, ни в клубок смотать( слайд 7)

(Дорога) (слайд 8)

Давайте вспомним, что же такое дорога? На прошлом занятии мы записали в тетрадь данное определение.

4)Две пары ног на мостовой,

И две руки над головой.

Что это?( слайд 9)

(Троллейбус) ( слайд 10)

5)Два брата убегают, а два догоняют.

Что это?( слайд 11)

(Колеса) (слайд 12)

6)Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ, это мой … ( слайд 13)

(Велосипед) ( слайд 14)

Молодцы! На все мои вопросы вы ответили правильно. Теперь мы смело можем сказать, что тема прошлого урока усвоена.


Учащиеся слушают, отгадывают загадки, отвечают на вопросы.








-транспортные и пешеходные

-для регулирования ДД

Регулировщик






Учащиеся смотрят в тетрадь и читают определение:

Дорога-это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения(моста)

III этап учебного занятия: создание проблемной ситуации( 3 минуты)

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, методы контроля и оценивания

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

Проблемный метод(частично-поисковый),

форма организации – фронтальная;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Для того, чтобы начать изучать новый материал мы должны узнать тему, над которой будем сегодня работать. А узнать и сформулировать её мы попробуем вместе.

Наша тема будет состоять из 2 частей. Разгадать первую часть вам поможет эта загадка:

1)Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю (слайд 16)

(Пешеход) (слайд 17)

Молодцы, отгадать вторую частично поможет следующий вопрос:

2)По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас, ребята, знает,

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход…(слайд 18)

(Пешеходный переход) (слайд 19)

Правильно, это дорожный знак «Пешеходный переход». Что делает этот знак?


А теперь давайте обобщим выше сказанное. Как вы думаете, как называется тема нашего занятия?

Правильно. Молодцы! Ответьте мне ещё на один вопрос. –Для чего вы пришли сегодня в школу?, - Замечательно, тогда я вам задам ещё один вопрос: Для чего нам необходимо изучить и знать сегодняшнюю тему?

Верно, вы поставили перед собой цель, и мы постараемся сегодня её достичь!

А теперь давайте запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Пешеход. Безопасность пешехода»(слайд 20).

Учащиеся слушают, отгадывают загадки, вступают в диалог, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока.


















Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Показывает где можно перейти дорогу! Т.е. делает более безопасным наше пребывание на улице и дороге.



- «Пешеход. Безопасность пешехода».


- Учиться, получить знания.


- Для того, чтобы знать ПДД и уметь применять их в жизни, стать грамотным участником дорожного движения!


Учащиеся записывают в тетради число, классная работа и тему урока: «Пешеход. Безопасность пешехода».

IV этап учебного занятия: изучение нового материала( 21 минута)

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, методы контроля и оценивания

-сформировать знания и умения по правилам дорожного движения и воспитать в ребенке грамотного пешехода

Научить предвидеть и объяснять причину опасностей

Проблемный метод (эвристическая беседа), ситуационный метод

средства - комментирование, выполнение продуктивных заданий, метод контроля знаний – устный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Каждый день, выходя из дома на улицу, мы приобретаем новый статус – Статус пешехода. Все ли участники дорожного движения являются пешеходами? (Нет, не все.)

Ребята, а как вы думаете, кто такой пешеход?

В правилах дорожного движения сказано…

Откройте страницу 36 в учебнике( раздаточный материал) и самостоятельно запишите определение «пешеход» в тетрадь.

Учитель проговаривает вслух определение «пешеход».

После того, как учащиеся записали определение в тетради, учитель проходит между рядами и проверяет наличие записи в тетрадях учащихся.


Кто же приравнивается к пешеходам? Давайте обратимся к учебнику на странице 36. Учитель просит зачитать вслух классу одного из учащихся:

«К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».

Давайте запишем это в тетради.

После того, как учащиеся сделали запись в тетради, учитель проходит между рядами и проверяет наличие записи в тетрадях учащихся.

Каждый пешеход имеет свои права и обязанности. Давайте об этом сейчас поговорим более подробно.

Какие же правила существуют для пешеходов? Учитель зачитывает правила, которые показаны на слайдах.

1.Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам(слайд 24).

2. По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств(слайд 25).

3.Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств(слайд 26).

4.Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин(слайд 27).

Учитель раздаёт памятки учащимся для того, чтобы они дома вклеили их в тетрадь.

Давайте подробнее остановимся на пешеходном переходе. Наш помощник тётушка Сова даст нам несколько советов как правильно перейти дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе. В процессе просмотра обратите особое внимание на советы.

Учитель включает видеофрагмент.

Итак, ребята, мы посмотрели с вами видеофрагмент. Что же ещё мы забыли добавить с вами в памятку?

Правильно, ребята!

Учитель включает слайд с верными ответами:

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает(слайд 28).

При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю(слайд 29).

Учащиеся осознают логическую цепочку, запоминают понятия, пытаются осознать причинно–следственные связи, запоминают учебный материал, записывают определения.

Учащиеся пытаются сформулировать понятие «пешеход».


Учащиеся записывают в тетрадь со страницы 36 учебника( раздаточный материал) определение «пешеход».

«Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу».




Один из учащихся зачитывает из учебника( раздаточный материал) страницы 36 вслух:

«К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».

Учащиеся записывают в тетради.



























Учащиеся внимательно смотрят видеофрагмент.





Учащиеся стараются ответить на вопрос учителя.


Физминутка (2 минуты)

Упражнение 1:

Не поворачивая головы, глазами посмотрели влево, посмотрели вправо, теперь вниз и вверх. Повторяем это упражнение 2 раза.

Упражнение 2:

Начиная с мизинца, на каждой руке потянули пальчики. Выполняем это упражнение 2 раза.

Упражнение 3:

Повороты головы влево и вправо поочерёдно 3 раза.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Спасибо тётушке Сове за помощь, а мы продолжаем работать дальше. В видеофрагменте вы видели пример нерегулируемого пешеходного перехода. Какие же ещё существуют пешеходные переходы?

Регулируемый пешеходный переход. Это место где движение регулируется светофором или регулировщиком(слайд 30).

Давайте запишем данное определение в тетрадь.

А теперь немного истории. Учитель рассказывает историю светофора.

Светофору более 300 лет. Он начал свой путь на железной дороге. Сначала около светофоров должен был стоять человек, который менял стекла. Желтого стекла тогда еще не было, а вместо него сигналом к переключению цвета у светофора служил свисток человека, который менял стекла. Были светофоры со стрелками, похожие на часы. Там тоже были все цвета светофора, а стрелка перебегала и показывала определенный цвет. Сейчас светофоры на электронике, некоторые даже имеют счетчики и, учитывая количество машин, сами определяют, на каком перекрестке быстрее включить тот или иной цвет.

Итак, мы разобрали нерегулируемый и регулируемый пешеходный переход, а какие ещё бывают пешеходные переходы? Правильно, надземный(слайд 31) и подземный(слайд 32). Каждый из этих переходов имеет свой знак.

Ответьте мне на вопрос: может ли автомобиль остановиться мгновенно?

Правильно. Давайте узнаем с вами, а что же такое тормозной путь?

Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки(слайд 33). Записываем определение в тетрадь.

От чего может зависеть тормозной путь?!

Тормозной путь зависит от массы автомобиля. Трудно, например, остановить автобус. Существенное влияние на величину тормозного пути оказывают метеорологические условия. Машина тормозит, цепляясь за неровное дорожное покрытие, но когда асфальт мокрый, площадь соприкосновения уменьшается. Машине нужно 75-80 метров для остановки.







Учащиеся записывают определение в тетрадь со слайда.

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя.
















Учащиеся пытаются ответить на вопрос учителя.





Учащиеся отвечают на вопрос учителя:

-нет.
















V этап учебного занятия: закрепление знаний учащихся( 10 минут)

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, методы контроля и оценивания

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания.

Организовать усвоение учащимися нового материала фронтально

Репродуктивные методы (словесные, наглядные)

форма организации – фронтальная;

метод контроля знаний-устный



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

А теперь давайте с вами повторим то, что мы сегодня изучили. Подумайте и устно ответьте на следующие вопросы:

1вариант-Что ни в коем случае нельзя делать пешеходу?(слайд 34)

2вариант-Наиболее частые причины ДТП, связанные с пешеходом?(слайд 35)

На подготовку ответов вам даётся минута.
















Сегодня мы с вами плодотворно поработали и нам осталось выполнить последнее задание, а именно, разгадать ребусы по основным понятиям сегодняшнего урока.

Учитель показывает на слайдах ребусы по одному:

1.переход(слайд 36)

2.перекрёсток(слайд 38)

3.пешеход(слайд 40)








Учащиеся по вариантам дают ответы учителю:

1 вариант

1.Играть около дороги

2.Переходить дорогу на красный свет

3.Переходить дорогу, разговаривая по телефону или слушая музыку

4.Перебегать проезжую часть в неположенном месте

5.Выходить на дорогу из-за препятствий: деревьев, строений, перекрёстков.

2 вариант

1.Переход дороги перед близко идущим транспортом

2.Невнимательность пешехода

3.Неожиданный выход из-за транспорта

4.Переход на запрещающий сигнал светофора.





Учащиеся отгадывают ребусы.

VI этап учебного занятия: домашнее задание( 2 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание:

Параграф 2.2 читать. Памятки вклеить в тетрадь. Вопросы под знаком практикум на странице 39 письменно для 1 варианта 1-й вопрос, для 2 варианта-2 вопрос.

Учитель обходит учащихся и проверяет запись домашнего задания в дневнике.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!