СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Петух и собака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с русской народной сказкой "Петух и собака", учить выборочному чтению, работать с текстом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Петух и собака»

Тема: Русская народная сказка « Петух и собака»

Цели деятельности учителя:

  • обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы;

  • познакомить детей с русской народной сказкой « Петух и собака»;

  • учить детей выборочному чтению, работать с текстом;

  • воспитывать у детей чувство товарищества, взаимовыручки;

  • формировать читательский интерес к устному народному творчеству;

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Метапредметные:

Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общее и отличие.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.


Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими), презентация к уроку



Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Актуализация знаний

Сегодня мы продолжим работу по теме устное народное творчество.

Вспомним что такое УНТ?

Устное –

Народное-

Творчество-

Какие жанры УНТ вы знаете? (На партах лежат карточки. Проведите стрелки от жанра к УНТ. Будьте внимательны, всё ли можно отнести к УНТ) Один работает у доски.

Проверить поднять сигнальный фонарик.

Выставка книг. Посмотрите на выставку книг.

Что представлено на выставке? (сказки)

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (О сказках).

Какие сказки бывают? (народные и авторские) (слайд )


Чем отличается народная сказка от авторской?


- Приведите примеры народных сказок.



Какие авторские сказки вы знаете?

- На какие группы делятся сказки?( О животных, волшебные) (слайд )

Есть ещё группа, мы с ней познакомимся позже.

Изучение нового материала

А сейчас к нам на урок пришли герои из произведения, с которым мы сейчас познакомимся.


Я буду читать загадки, а вы должны их отгадать (слайд )


Не ездок, а со шпорами

Не сторож, а всех будит. /Петух/ (Слайд)

Гладишь-ласкается,

Дразнишь-кусается./Собака/

Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (сказок и рассказов)

Наша цель определить жанр произведения (сказка это или рассказ?)

Как может называться произведение?(дети высказывают свои предположения)

О чём может идти речь в этом произведении? ( высказывания детей)

Интересно вам узнать ,что же происходило на самом деле

Наша цель на данном этапе определить жанр произведения , название и узнать о чём идёт речь. (слайд .)

А что бы ответить на этот вопрос нужно прочитать.

Первичное закрепление во внешней речи.

Чтение сказки учителем (первичное чтение)

Понравилось вам произведение?

К какому жанру отнесём? (сказка)

Докажите, что мы прочитали сказку? (Звери разговаривают)

Какие чувства вы испытывали вначале сказки? (страх и жалость)

Когда было особенно страшно? (когда хотели зарезать)

Кого осуждаете? (хозяев)

А в конце какие чувства испытывали? (радость что всё хорошо закончилось)

Ответили на вопросы, которые ставили вначале урока? (да) (появляется слайд с целями)

Захотелось вам самим прочитать эту сказку?



Откройте учебники с.54.

Сравните название, которое дали в начале урока вы и авторы нашего учебника. Прочитаем. Молодцы! Назовите героев сказки? (лиса, собака, петух)

Кто автор сказки? (его нет)

Почему нет автора? (сказка народная)

Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок.

Как вы это понимаете? (сказки учат нас быть добрыми, трудолюбивыми, смелыми ,умными)

Цель этапа урока: определить чему учит нас эта сказка?

Речевая разминка

А сейчас мы поработаем над словами из этой сказки. Прочитаем хором с экрана по слогам и всё слово. (Слайд )


Про-да-дим продадим

Ис-пу-гал-ся испугался

Рас-ска-зал рассказал

Раз-ли-ва-ет-ся разливается

Раз-да-ёт-ся раздаётся

Рас-хва-ли-ва-ет расхваливает

По-ла-ко-мить-ся полакомиться

Об-ра-до-ва-ла-сь обрадовалась

Про-су-ну-ла просунула



1. Повторное чтение. Читаем сказку цепочкой

Читайте внимательно, запомните последовательность событий в сказке. Это нам пригодится в дальнейшей работе. (чтение сказки хорошо читающими детьми)

2. Словарная работа. (Слайд)

-Все ли слова и выражения были понятны?

Занялась заря - рассвело

Масленый праздник - праздник Масленицы

Припасла - заготовила про запас

Счастье привалило - появилось неожиданно

3. Проверка прочитанного.

- с каких слов начинается сказка? (давным- давно)

Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином (слайд)

Подумайте, какие зачины вы ещё знаете?(Жили- были, в некотором царстве

-КАК ЖИЛИ старики? Докажите

-Почему петух покинул стариков?

-Кто помог уйти со двора в лес?

-Найдите в тексте и прочитайте слова собаки (уйдём в лес, житьё здесь плохое, хуже не будет)

-Как вы думаете, почему собака предложила петуху уйти в лес, ведь ей не грозила никакая опасность? (Она хотела помочь петуху, ей стало жалко петуха.)

-Где они заночевали? (прочитайте отрывок)

-Как петух навлёк на себя опасность?

-Чем лиса хотела заманить к себе петушка?

-Найдите в тексте и прочитайте, как лиса расхваливала петуха?

Работа в парах. (карточки)(рисунки героев и слова)

Как вы охарактеризуете героев? Выполните работу в парах.

Подберите каждому герою черты характера, которые ему присущи.

Включение в систему знаний и повторение.

2.Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите рисунок с.55.Найдите отрывок в тексте к этой иллюстрации?

Что интересного вы увидели в записи этого отрывка.(Разговор или диалог)

Прочитаем его по ролям. Но во время чтения нужно постараться передать характер каждого героя. Вам поможет словарик..

-Почему спасся петух? (помогла собака)

- Можно ли собаку назвать настоящим другом? Почему? (2 раза спасает: от хозяев и от лисы)

- Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга как собака? (он бы погиб)

-А нужно человеку иметь друзей? Зачем? (чтобы помогли в трудную минуту)

Как должны общаться друзья? (не ссориться, помогать)


4. Выявление главной мысли сказки.

-Обсудите с другом, какая мысль в сказке самая главная. )Минута на рассуждение

(В сказке всегда добро побеждает зло и каждая из сказок чему-то учит.

- Чему учит эта сказка? (Выручать товарища из беды.)

Работа с пословицами. ( слайд )

Прочитайте пословицы. Подумайте к кому из героев сказки они подходят?

добро и зло. - соотнесите героев сказки со словами. Добро и зло (на доске составление кластера)

- -Каких героев отнесем к добру? (Собака, петух.)

-Каких героев отнесем к злу? (Бабушка, дедушка, лиса.)


- Чему учит эта сказка? (Выручать товарища из беды.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Составление плана. /Работа в парах/ (слайд )

-Восстановите последовательность событий в сказке.

(на партах в конвертах №1 части плана)

1.Разговор старика со старухой.

2.Уход из дома.

3.Встреча с лисой.

4. Побег лисы.

-У кого получился такой план! Молодцы!


Домашнее задание. (Слайд )

-Мы из сказки узнали, что друзья остались жить в лесу.

- А кому из вас хочется, чтобы сказка закончилась по-другому?

- Дома выполните задание по выбору:

2. Пересказать сказку по плану изменив ее конец.

Итог урока.

Какую сказку мы изучили

-Кто были главные герои сказки?

-Какие виды сказок вы знаете?


XII. Рефлексия. (Слайд )

-На экране и у вас на столах изображены три человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя