СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: Формирование у учащихся читательского интереса к устному народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс."»


Тема урока: Русская народная сказка «Петух и собака»

Класс - 1

Цели: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества; познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петух и со­бака»; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, главную мысль произведения; развивать память, речь, мышление, воображение; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.


Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся читать выра­зительно, плавно по слогам и целыми словами, правильно выделяя ударные сло­ги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; соотносить иллюстрацию с содержа­нием текста; пересказывать сказку по вопросам и по картинному плану; различать народную и авторскую сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Личностные: положительно относиться к чтению различных жанров художественной литературы; уметь соотносить свои жизненные наблюдения с литературными произведениями.

Познавательные: сравнивать различные произведения малых и больших жанров; уметь находить общие и отличие.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: совершенствовать речевые умения и навыки при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; уметь работать с информацией на уроке, осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; уметь высказывать свое отношение к персонажам произведений и их поступкам, оценивать высказывания товарищей.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, игровые.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, познавательный, практический, словесные, наглядные, игровые.

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, выставка книг с произведениями устного народного творчества, карточки с загадками, иллюстрации солнышка, учебник«Литературное чтение» 1 класс..


Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

- Я хотела бы урок начать с пословицы.

С книгой поведешься – ума наберешься.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что нужно, чтобы извлечь из прочитанного пользу?

- Быть внимательным читателем, не только уметь читать, но и думать.

- Прочитайте текст на доске.

Карл у Клары украл кораллы.

- Определите жанр. (Скороговорка.)

- Прочитайте скороговорку медленно.

- Прочитайте скороговорку удивленно, вопросительно, весело, с недовольной интонацией.

  • Прочитайте быстро, еще быстрее.

  • Кто может прочитать один?

III Актуализация знаний. Постановка целей урока

  • Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой)

Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, сказки,пословицы, песенки.)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведе­нием устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, правильно говорить.

- Сейчас мы с вами немножко поиграем. Отгадай название сказки? Я зачитываю отрывок из сказки:

1.« Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

А от тебя медведь, полгоря уйти. »

- Как называется эта сказка?

- С какими героями встречался колобок на своем пути?

- Какую песенку напевал колобок?

- А почему лиса съела Колобка? (Был глупый, маленький)

2. « Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. »

- Как называется эта сказка?

- Кто помогал дедке тащить репку?

- Кого не хватало что бы вытащить репку?

- Что помогло им вытянуть репку? (Дружба)



  1. Работа по теме урока

- Сегодня мы будем читать сказку о животных: А о каких вы узнаете, отгадав загадки.


Не ездок, а со шпорами.

Ни сторож, а всех будит. (Петух)


Гладишь – ласкается,

Дразнишь - кусается. (Собака)

Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)

- Значит, мы сегодня знакомимся с еще одной русской народной сказкой « Петух и собака».

- У А.С Пушкина есть замечательные строки «Что за чудо эти сказки!» Почему он так сказал?

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке в учебнике.

Кто автор этой сказки? (Автора нет.)

- Почему нет автора? (Это народная сказка.)


Словарная работа.

Занялась заря- рассвело.

Масленый праздник – праздник Масленицы.

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – появилось неожиданно.

Дупло – пустота в стволе дерева.


- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:

Жи-во-тин-ки – животинки

Про-да-дим – продадим

За-ня-лась – занялась

Раз-ли-ва-ет-ся – разливается

По-ла-ко-мить-ся – полакомиться

На-ду-ма-ла – надумала

При-ва-ли-ло – привалило

Бро-си-лась – бросилась

За-но-че-ва-ли - заночевали

- Я сейчас прочитаю сказку, а вы подумайте, какая мысль в сказке самая, главная. (Чтение сказки учителем)


- Какое впечатление произвела на вас сказка?

Анализ сказки.



  1. Физкультминутка. «Прогулка в лесу»

- С каких слов начинается сказка? [Давным-давно...)

Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

- Подумайте, какие зачины вы еще знаете? некотором цар­стве, в некотором государстве... Жили-были...)

- Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, ско­тины у них не было, только старая собака да старый петух.)

- Почему петух и собака ушли от старика со старухой?

- Где они решили заночевать?

- Что случилось утром в лес?

- Как вы думаете, зачем лиса расхваливала петуха?

- Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумай­те, каким голосом надо читать их слова?.

(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом \ полакомиться...».)

- Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.

- Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. Объясните их смысл.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)

  • Не рой другому яму - сам в нее упадешь. лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)

- Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)

- Назовите ее героев.

- Восстановите последовательность событий.


VI. Итог урока.

- Какую сказку мы сегодня читали? Кто её автор?

- Чему учит нас сказка «Петух и Собака»? ( Дружбе, взаимовыручке, верности)



VII. Рефлексия.

- Мы на примере русской народной сказки рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера, я думаю, что вы, ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту : - У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное.

– Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Давайте прикрепим ваши солнышки на панно. Пусть они ярко светят и напоминают вам о крепкой и верной дружбе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!