Тема урока: Русская народная сказка «Петух и собака»
Класс - 1
Цели: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества; познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, главную мысль произведения; развивать память, речь, мышление, воображение; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся читать выразительно, плавно по слогам и целыми словами, правильно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку по вопросам и по картинному плану; различать народную и авторскую сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Личностные: положительно относиться к чтению различных жанров художественной литературы; уметь соотносить свои жизненные наблюдения с литературными произведениями.
Познавательные: сравнивать различные произведения малых и больших жанров; уметь находить общие и отличие.
Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: совершенствовать речевые умения и навыки при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; уметь работать с информацией на уроке, осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; уметь высказывать свое отношение к персонажам произведений и их поступкам, оценивать высказывания товарищей.
Используемые технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, игровые.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, познавательный, практический, словесные, наглядные, игровые.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, выставка книг с произведениями устного народного творчества, карточки с загадками, иллюстрации солнышка, учебник«Литературное чтение» 1 класс..
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка.
- Я хотела бы урок начать с пословицы.
С книгой поведешься – ума наберешься.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Что нужно, чтобы извлечь из прочитанного пользу?
- Быть внимательным читателем, не только уметь читать, но и думать.
- Прочитайте текст на доске.
Карл у Клары украл кораллы.
- Определите жанр. (Скороговорка.)
- Прочитайте скороговорку медленно.
- Прочитайте скороговорку удивленно, вопросительно, весело, с недовольной интонацией.
Прочитайте быстро, еще быстрее.
Кто может прочитать один?
III Актуализация знаний. Постановка целей урока
Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, сказки,пословицы, песенки.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, правильно говорить.
- Сейчас мы с вами немножко поиграем. Отгадай название сказки? Я зачитываю отрывок из сказки:
1.« Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
А от тебя медведь, полгоря уйти. »
- Как называется эта сказка?
- С какими героями встречался колобок на своем пути?
- Какую песенку напевал колобок?
- А почему лиса съела Колобка? (Был глупый, маленький)
2. « Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. »
- Как называется эта сказка?
- Кто помогал дедке тащить репку?
- Кого не хватало что бы вытащить репку?
- Что помогло им вытянуть репку? (Дружба)
Работа по теме урока
- Сегодня мы будем читать сказку о животных: А о каких вы узнаете, отгадав загадки.
Не ездок, а со шпорами.
Ни сторож, а всех будит. (Петух)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)
- Значит, мы сегодня знакомимся с еще одной русской народной сказкой « Петух и собака».
- У А.С Пушкина есть замечательные строки «Что за чудо эти сказки!» Почему он так сказал?
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке в учебнике.
Кто автор этой сказки? (Автора нет.)
- Почему нет автора? (Это народная сказка.)
Словарная работа.
Занялась заря- рассвело.
Масленый праздник – праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно.
Дупло – пустота в стволе дерева.
- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:
Жи-во-тин-ки – животинки
Про-да-дим – продадим
За-ня-лась – занялась
Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
На-ду-ма-ла – надумала
При-ва-ли-ло – привалило
Бро-си-лась – бросилась
За-но-че-ва-ли - заночевали
- Я сейчас прочитаю сказку, а вы подумайте, какая мысль в сказке самая, главная. (Чтение сказки учителем)
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
Анализ сказки.
Физкультминутка. «Прогулка в лесу»
- С каких слов начинается сказка? [Давным-давно...)
Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
- Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)
- Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
- Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
- Где они решили заночевать?
- Что случилось утром в лес?
- Как вы думаете, зачем лиса расхваливала петуха?
- Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо читать их слова?.
(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом \ полакомиться...».)
- Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
- Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. Объясните их смысл.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
Не рой другому яму - сам в нее упадешь. {К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)
- Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)
- Назовите ее героев.
- Восстановите последовательность событий.
VI. Итог урока.
- Какую сказку мы сегодня читали? Кто её автор?
- Чему учит нас сказка «Петух и Собака»? ( Дружбе, взаимовыручке, верности)
VII. Рефлексия.
- Мы на примере русской народной сказки рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера, я думаю, что вы, ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту : - У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное.
– Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Давайте прикрепим ваши солнышки на панно. Пусть они ярко светят и напоминают вам о крепкой и верной дружбе.