СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка «Петух и собака»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Петух и собака"

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Петух и собака»»

















Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 А классе Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»



Подготовила:

учитель начальных классов

Н.В.Гордеева




















2025г.



Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»

Тип урока: Открытие нового знания. На уроке использована «Технология продуктивного чтения»

Цели: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать познавательный интерес к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять главную мысль сказки; развивать память, мышление, речь, воображение.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; на основе картинного плана пересказывать сказку; находить отличия народной и литературной сказки.

Учебная задача: определять главную мысль сказки.

Образовательные ресурсы: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф Климанова; В.Г.Горецкий; выставка книг с русскими народными сказками; презентация к уроку.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений


- Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок!

-Вы любите уроки литературного чтения? За что?

Я их очень люблю.

А чего ждете сегодня от урока?

Свой ответ начните словам: Сегодня на уроке мне хотелось бы …

Мы нацелили себя на серьёзную работу, пусть у нас всё получится!


III. Речевая разминка

— Прочитайте текст.

Кукушка кукушонку купила капюшон

— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте скороговорку, произнося последние слова каждой строчки с вопросительной интонацией.

— Прочитайте быстро, еще быстрее.

— Кто может прочитать один?


IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, посмотрите, перед вами выставка книг:

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и волк»

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Русская народная сказка «Петух и собака»

Русская народная сказка «Гуси - лебеди»

— Что объединяет все эти книжки? Как можно назвать выставку книг?

— Какие цели мы поставим для работы на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока. Что мы на уроке будем делать?

— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.


V. Работа по теме урока

(На слайде появляются загадки)

— Отгадайте загадки.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака.)

 

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный. (Петух.)

— Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть?

— Откройте учебник на с. 43. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?

— Прочитайте название произведения.

— Кто его автор? (Автора нет.)

— Почему нет автора? (Это народная сказка.)

— Все части текста сказки перепутаны. Прочитаем их, восстановим последовательность событий.

/Чтение русской народной сказки «Петух и собака» учителем./

-Понравилось произведение?

-А сказка ли это, докажите? (да, звери разговаривают)

-Какие чувства испытали? (жалость, страх, радость, что все хорошо закончилось)

-Когда было особенно страшно?

-Кого осуждаете? (хозяев)


Физминутка.

Мы работали, читали

И немножечко устали.

Петушок наш золотой

На зарядку деток строй.

Надо пальчики размять,

Руки в стороны поднять.

Петушок с высокой спицы

деток просит наклониться,

Распрямиться, наклониться.

Снова быстро распрямиться.

Чтоб усталость отогнать,

руки надо повращать.

Петушок-то бьется, бьется.

Влево, вправо повернется.

Вниз головку опускает.

Вверх обратно поднимает.

Раз,2,3,4,5 ноги надо разминать.

Мы немного порезвились,

с петушком угомонились.


-А сейчас мы поработаем над словами из этой сказки. Прочитаем хором с экрана по слогам и всё слово.


Про-да-дим продадим

Ис-пу-гал-ся испугался

Рас-ска-зал рассказал

Раз-ли-ва-ет-ся разливается

Раз-да-ёт-ся раздаётся

Рас-хва-ли-ва-ет расхваливает

По-ла-ко-мить-ся полакомиться

Об-ра-до-ва-ла-сь обрадовалась

Про-су-ну-ла просунула


VII. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Повторное чтение.

-Кому из вас захотелось самим прочитать эту сказку? Читайте внимательно, запомните последовательность событий в сказке. Это нам пригодится в дальнейшей работе.

2. Словарная работа.

-Все ли слова и выражения были понятны?

Занялась заря - рассвело

Масленый праздник - праздник Масленицы

Припасла - заготовила про запас

Счастье привалило - появилось неожиданно

3. Проверка прочитанного.

-Почему петух покинул стариков?

-Кто помог уйти со двора в лес?

-Как петух навлёк на себя опасность?

-Чем лиса хотела заманить к себе петушка?


VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Составление плана. /Работа в парах/

-Восстановите последовательность событий в сказке.

(на партах в конвертах №1 части плана)

1.Разговор старика со старухой.

2.Уход из дома.

3.Встреча с лисой.

4. Побег лисы.

-У кого получился такой план! Молодцы!

- Вы, наверное, устали?

И, поэтому все встали!


IX. Включение в систему знаний и повторение.

1.Чтение по ролям.

А сейчас мы прочитаем по ролям 3 и 4 часть сказки. Но во время чтения нужно постараться передать характер каждого героя.


-Дайте характеристику лисе. Какая она? (хитрая, коварная, льстивая)


-А какой петушок? (находчивый, сообразительный, вдумчивый, умный)

-А собака? (смелая, ловкая)

2.Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите рисунок. Найдите отрывок в тексте к этой иллюстрации?

- Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга как собака? (он бы погиб)

-А нужно человеку иметь друзей? Зачем? (чтобы помогли в трудную минуту)

3. Работа с пословицами.

-Соберите пословицы о дружбе. /Пословицы на полосках/

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Если рядом друг, никто не страшен.

-Как понимаете смысл пословиц? (с другом, никто не страшен)

4. Выявление главной мысли сказки.

-Для чего народ сочинил сказку? (чтобы мы учились дружить)

-«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова подтверждают, что сказка может научить только хорошему.

- Посмотрите у меня на экране записаны 2 слова: добро и зло. )

- Ваша задача соотнести героев сказки с этими словами.

- Итак, еще раз перечисляем всех героев!? (Бабушка, дедушка, петух, собака, лиса.)

-Каких героев отнесем к добру? (Собака, петух.)

-Каких героев отнесем к злу? (Бабушка, дедушка, лиса.)

-В сказке всегда добро побеждает зло и каждая из сказок чему-то учит.

- Чему учит эта сказка? (Выручать товарища из беды.)

Песня «Дружба крепкая»


VIII. Рефлексия

— Посмотрите на слайд и пользуясь опорными словами расскажите свои впечатления об уроке.

Сегодня на уроке:

- Я узнал…

- Мне было…

- Мне захотелось…

IX. Подведение итогов урока

— С какой сказкой сегодня познакомились?

— Кто её написал?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить пересказ сказки «Петух и собака».





Разговор старика со старухой.

Уход из дома.

Встреча с лисой.

Побег лисы.

Разговор старика со старухой.

Уход из дома.

Встреча с лисой.

Побег лисы.

Разговор старика со старухой.

Уход из дома.

Встреча с лисой.

Побег лисы.