Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 А классе
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Подготовила:
учитель начальных классов
Н.В.Гордеева
2025г.
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Тип урока: Открытие нового знания. На уроке использована «Технология продуктивного чтения»
Цели: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать познавательный интерес к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять главную мысль сказки; развивать память, мышление, речь, воображение.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; на основе картинного плана пересказывать сказку; находить отличия народной и литературной сказки.
Учебная задача: определять главную мысль сказки.
Образовательные ресурсы: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф Климанова; В.Г.Горецкий; выставка книг с русскими народными сказками; презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
- Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок!
-Вы любите уроки литературного чтения? За что?
Я их очень люблю.
А чего ждете сегодня от урока?
Свой ответ начните словам: Сегодня на уроке мне хотелось бы …
Мы нацелили себя на серьёзную работу, пусть у нас всё получится!
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Кукушка кукушонку купила капюшон
— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
— Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте скороговорку, произнося последние слова каждой строчки с вопросительной интонацией.
— Прочитайте быстро, еще быстрее.
— Кто может прочитать один?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, посмотрите, перед вами выставка книг:
Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и волк»
Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Русская народная сказка «Петух и собака»
Русская народная сказка «Гуси - лебеди»
— Что объединяет все эти книжки? Как можно назвать выставку книг?
— Какие цели мы поставим для работы на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока. Что мы на уроке будем делать?
— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
V. Работа по теме урока
(На слайде появляются загадки)
— Отгадайте загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака.)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух.)
— Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть?
— Откройте учебник на с. 43. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
— Прочитайте название произведения.
— Кто его автор? (Автора нет.)
— Почему нет автора? (Это народная сказка.)
— Все части текста сказки перепутаны. Прочитаем их, восстановим последовательность событий.
/Чтение русской народной сказки «Петух и собака» учителем./
-Понравилось произведение?
-А сказка ли это, докажите? (да, звери разговаривают)
-Какие чувства испытали? (жалость, страх, радость, что все хорошо закончилось)
-Когда было особенно страшно?
-Кого осуждаете? (хозяев)
Физминутка.
Мы работали, читали
И немножечко устали.
Петушок наш золотой
На зарядку деток строй.
Надо пальчики размять,
Руки в стороны поднять.
Петушок с высокой спицы
деток просит наклониться,
Распрямиться, наклониться.
Снова быстро распрямиться.
Чтоб усталость отогнать,
руки надо повращать.
Петушок-то бьется, бьется.
Влево, вправо повернется.
Вниз головку опускает.
Вверх обратно поднимает.
Раз,2,3,4,5 ноги надо разминать.
Мы немного порезвились,
с петушком угомонились.
-А сейчас мы поработаем над словами из этой сказки. Прочитаем хором с экрана по слогам и всё слово.
Про-да-дим продадим
Ис-пу-гал-ся испугался
Рас-ска-зал рассказал
Раз-ли-ва-ет-ся разливается
Раз-да-ёт-ся раздаётся
Рас-хва-ли-ва-ет расхваливает
По-ла-ко-мить-ся полакомиться
Об-ра-до-ва-ла-сь обрадовалась
Про-су-ну-ла просунула
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Повторное чтение.
-Кому из вас захотелось самим прочитать эту сказку? Читайте внимательно, запомните последовательность событий в сказке. Это нам пригодится в дальнейшей работе.
2. Словарная работа.
-Все ли слова и выражения были понятны?
Занялась заря - рассвело
Масленый праздник - праздник Масленицы
Припасла - заготовила про запас
Счастье привалило - появилось неожиданно
3. Проверка прочитанного.
-Почему петух покинул стариков?
-Кто помог уйти со двора в лес?
-Как петух навлёк на себя опасность?
-Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.Составление плана. /Работа в парах/
-Восстановите последовательность событий в сказке.
(на партах в конвертах №1 части плана)
1.Разговор старика со старухой.
2.Уход из дома.
3.Встреча с лисой.
4. Побег лисы.
-У кого получился такой план! Молодцы!
- Вы, наверное, устали?
И, поэтому все встали!
IX. Включение в систему знаний и повторение.
1.Чтение по ролям.
А сейчас мы прочитаем по ролям 3 и 4 часть сказки. Но во время чтения нужно постараться передать характер каждого героя.
-Дайте характеристику лисе. Какая она? (хитрая, коварная, льстивая)
-А какой петушок? (находчивый, сообразительный, вдумчивый, умный)
-А собака? (смелая, ловкая)
2.Работа с иллюстрацией.
-Рассмотрите рисунок. Найдите отрывок в тексте к этой иллюстрации?
- Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга как собака? (он бы погиб)
-А нужно человеку иметь друзей? Зачем? (чтобы помогли в трудную минуту)
3. Работа с пословицами.
-Соберите пословицы о дружбе. /Пословицы на полосках/
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Если рядом друг, никто не страшен.
-Как понимаете смысл пословиц? (с другом, никто не страшен)
4. Выявление главной мысли сказки.
-Для чего народ сочинил сказку? (чтобы мы учились дружить)
-«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова подтверждают, что сказка может научить только хорошему.
- Посмотрите у меня на экране записаны 2 слова: добро и зло. )
- Ваша задача соотнести героев сказки с этими словами.
- Итак, еще раз перечисляем всех героев!? (Бабушка, дедушка, петух, собака, лиса.)
-Каких героев отнесем к добру? (Собака, петух.)
-Каких героев отнесем к злу? (Бабушка, дедушка, лиса.)
-В сказке всегда добро побеждает зло и каждая из сказок чему-то учит.
- Чему учит эта сказка? (Выручать товарища из беды.)
Песня «Дружба крепкая»
VIII. Рефлексия
— Посмотрите на слайд и пользуясь опорными словами расскажите свои впечатления об уроке.
Сегодня на уроке:
- Я узнал…
- Мне было…
- Мне захотелось…
IX. Подведение итогов урока
— С какой сказкой сегодня познакомились?
— Кто её написал?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ сказки «Петух и собака».
Разговор старика со старухой. |
Уход из дома. |
Встреча с лисой. |
Побег лисы. |
Разговор старика со старухой. |
Уход из дома. |
Встреча с лисой. |
Побег лисы. |
Разговор старика со старухой. |
Уход из дома. |
Встреча с лисой. |
Побег лисы. |