СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока письма и развития речи «Разделительный твердый знак после приставок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся 6 класса специальной (коррекционной) школы вспомнят, когда в словах пишется разделительный ъ. Определят сходство и различие в употреблении разделительных ъ и ь знаков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока письма и развития речи «Разделительный твердый знак после приставок»»

Конспект урока письма и развития речи в 6 А классе на тему «Разделительный твердый знак после приставок»

Учитель русского языка Рычкова В.С.


Цель: создать условия для распознавания изучаемой орфограммы и осознанного применения правила обучающимися

Задачи:

-образовательные:

  • уточнить и расширить знания обучающихся о правописании слов с разделительным твердым знаком после приставок;

  • закрепить понятие «приставка»;

  • закрепить навык правописания слов с разделительным мягким знаком;

  • формировать умение определять приставки, после которых пишется разделительный твердый знак;

  • формировать умение находить сходство и различие в употреблении разделительных твердого и мягкого знаков;

-коррекционно-развивающие:

  • корригировать мыслительную деятельность (анализ, синтез, умозаключение), слуховое и зрительное восприятие, внимание.

-воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование: проектор, схема правила, карточки со словами и приставками, картинки к стихотворению, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами! У нас сегодня гости, повернитесь к ним лицом и поприветствуйте учителей наклоном головы. Улыбнитесь друг другу, пусть у всех будет хорошее настроение.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

- Лень мы прогнали, и теперь я надеюсь, что вы будете внимательными и активными, дружно потрудитесь, чтобы урок был для каждого успешным.

-Откройте тетради и запишите число. Подчерните орфограммы в записи.

  1. Актуализация знаний.

  1. Орфографическая минутка

Запись словосочетаний на доске с обозначением орфограмм

(на осенних листьях написаны словосочетания, в которых нужно раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы)

(За)шёл (за)друз . ями, (на)рисовал лист . я, (по)к . рмил в . роб . ёв, (у)ехал ноч . ю.

  1. Беседа

- Какие орфограммы встретились в словосочетаниях?

- Что такое приставка? Для чего служат приставки?

- Когда в словах пишется разделительный ь? Что он обозначает?

(схема правила)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, я прочитаю стихотворение – загадку. Догадайтесь, о чем идет речь, и узнаете тему нашего урока.

Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? —
(Твердый знак).
- Сегодня мы вспомним, когда в словах пишется разделительный ъ, найдем сходство и различие в употреблении разделительных ь и ъ.

  1. Работа по теме урока

  1. Наблюдение

- На доске записаны слова. В каждом слове выделите корень и приставку. Образец стр. 57 упр. 87


Подъезд, переезд, съёмка, объявить.


- Какое слово лишнее? Почему? (переезд, в нем нет ъ)

- Когда в словах пишется разделительный ъ?

- Подчеркни последнюю букву в приставке одной чертой, а первую букву в корне – двумя чертами.

- Как произносится подчеркнутый согласный с гласным?

- Почему между приставкой и корнем стоит разделительный твердый знак?


- Делаем вывод: если приставка оканчивается на согласную, то перед гласными е, ё, я пишется Ъ

2. Чтение правила на стр. 57.

3. Работа со схемой правила.

4. Задание на карточке.

- Прочитайте про себя приставки, которые могут встречаться в словах и подчеркните только те, после которых мы можем написать ъ .

С- НА- ПО- ПРО- РАЗ- ОБ- ОТ- ЗА- В- ПОД-

Проверка: на доске остаются только те приставки, после которых можем написать ъ.

  1. Физминутка

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!

Предлагаю вам, друзья, отыскать потерявшиеся слова.

Левый ряд ищет в классе карточки со словами, в которых есть разделительный ъ, а правый ряд – в которых есть разделительный ь.

А теперь пора учиться,

Да прилежно! Не лениться!

  1. Закрепление знаний.

  1. Работа с учебником. Выполнение упр. 89, стр. 57.

Задание: образовать слова с помощью данных приставок. Определить, в каких словах нужен ъ, а в каких нет. Составить и записать словосочетания со словами 1-ой строчки.

Выехать за город, подъехать к дому, заехать к другу, объехать яму, отъехать от магазина, доехать до школы, переехать в деревню.

2. Самостоятельная работа. Карточка


- Обратите внимание на схемы правописания разделительных ъ и ь. В чем сходство в употреблении разделительных ь и ъ знаков?

- В чем различие? Эти знания вам пригодятся при выполнении самостоятельной работы.

Отметь + правильное написание.


ъ

ь

сем . я



с . едобный



под . ёмный



осен . ю



об . явление



Взаимопроверка. Обменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнено задание у товарища.

3. Коррекционное упражнение «Найди ошибку» (работа в парах)

Ребята, к нам обратилась с просьбой о помощи девочка Ульяна. Она написала маме записку. Прочитав записку, мама расстроилась. Девочка не поняла, почему огорчилась мама. Поможем Ульяне выяснить, в чем дело?

- Прочитайте записку. Догадались, почему мама расстроилась?

- Ульяна допустила много ошибок, а мы поможем их исправить.

VII. Итог урока, выставление оценок.

- Над каким правилом мы работали?

- В каком случае мы будем писать после приставки ъ?

Домашнее задание: упр. 90, стр. 58.

VIII. Рефлексия

-Что на уроке было трудным?

-Какие задания понравились?

-Оцени свою работу (зелёный ъ – хорошо поработал, все получилось

жёлтый ъ– работал неплохо, но иногда ошибался

красный ъ – допустил много ошибок)

Приложение





сели

съели







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!