СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока письма по теме "Две работы буквы Н"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока письма в 1 классе по теме "две работы буквы Н"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока письма по теме "Две работы буквы Н"»

План-конспект урока


Тема: « Две работы буквы Н »

(Д.Б. Эльконин «Букварь»)


Цель: создать условия для осознания детьми способа обозначения твердости – мягкости согласных звуков.


Задачи:

1.  Раскрыть детям два способа обозначения буквами гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.

2.  Определить работу букв гласных в открытом слоге: обозначения звука [А] в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.

3.  Научить детей читать буквы согласных (на примере букв М, Н), ориентируясь на последующую букву гласного.


Литература: Д.Б. Эльконин «Букварь» стр.24-25


Наглядность: план Города букв, буква Н.


Ход урока:


Этап, цель, методическое обоснование

Содержание этапа

1.Орг.момент.


Цель: организовать учащихся на УД

Ребята, сегодня мы начнём знакомство с Городом букв -главным городом Страны грамоты. План Города букв вы будете заполнять сами.

(Учитель вешает на доску план Города букв, пока на нём обозначены всего два района: буквы гласных и согласных. В каждом районе – кармашки для букв. Эти кармашки дети заполняют по мере знакомства с буквами.)


2.Повторение.


Цель: проверить и утонить правильность усвоения ранее изученного материала, умение обозначать гласные звуки буквами, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков [м] и [м`] перед буквами гласных.


Вид работы: беседа.

Посмотрите: вот район букв гласных, в нём есть две улицы-улица твердых команд и улица мягких команд. Как вы думаете, кем командуют буквы гласных? (Буквами согласных.) Какую команду отдают жители улицы твердых команд?(«Читайся твёрдо!») Кто может назвать буквы гласных, которые живут на улице твёрдых команд? (Дети называют А, О, У, Ы, Э и вставляют их в кармашки первого ряда.) Какую команду букве согласного отдают жители улицы мягких команд? ( «Читайся мягко!») Назовите букву гласного, которая обозначает тот же звук, что и буква А, но живет на улице мягких команд. (Я.) Поселите её рядом с буквой А. Какая буква живёт рядом с О на улице мягких команд?( Ё.) (Дети находят пару для каждого твёрдого командира и заполняют второй ряд.)


3.Подготовка к изучению нового материала.


Цель: создать ситуацию, подготавливающую к изучению новой темы.

Работа с кассой букв.


Вид работы: беседа.

Молодцы! Итак, с районом букв гласных мы познакомились. В районе согласных мы знаем только одну букву. Кто может найти её в кассе и поселить в свободный домик ?(Ученик выходит к доске, достаёт из кассы букву и вставляет в первый кармашек ряда букв согласных, на улице самых звучных согласных.)

Рядом с буквой М будет жить новая буква .(Учитель вставляет в соседний кармашек букву Н.) Кто знает её имя? Как вы думаете, какие два звука умеет обозначать эта буква?( [н] и [н`])


4.Изучение нового материала.


Цель: познакомить учащихся различать мягкость и твердость согласных звуков [н] и [н`]; повторять артикуляционный критерий для распознания твёрдых и мягких звуков.


Вид работы: беседа, проговаривание, выделение звуков.









Запись звуковых схем к словам.

















Закрепление открытого знания.

Откройте букварь. Рассмотрите картинку. Что изображено? (Луна.) Запишем звуковую схему слова ЛУНА в тетради. (В тетрадях и на доске строится звуковая схема.)



Назовите второй звук в слове ЛУНА. Какой буквой надо обозначить этот звук? (У.) А можно поставить букву Ю? Почему? (после твердого согласного звук У обозначается У.) Если бы мы поставили букву Ю, какое бы слово получилось?(ЛЮНА.)На какой звук падает ударение в слове ЛУНА? Какой буквой надо обозначить этот звук: А или Я? Почему А? Подпишите под знаками гласных звуков буквы. Покажем стрелочками, что твердые согласные выбирают буквы У и А.

(Учитель рисует на доске схему - - .)

У А


Назовите звук , который стоит перед А.(Н.) Обозначим его новой буквой. Прочитайте слово, которое получилось. (Учитель ведет указкой: - - . Дети читают слово хором.)

У Н А

В той же последовательности ведется работа со словом ДЫНЯ. Давайте запишем схемы, которые у нас получились.


- - - -

У Н А Ы Н Я


А теперь послушайте, как эти слова прочитал иностранец, который учит русский язык. ( Учитель читает: ЛУНЯ, ДЫНА.) Что ему нужно узнать про буквы гласных и согласных, чтобы научиться читать правильно? Я буду иностранцем, постарайтесь мне объяснить правило чтения буквы Н. В каких случаях она читается твёрдо, а в каких мягко [Н`]? (Дети формулируют правило, учитель- иностранец проверяет его на всех частных случаях.) Как читаются эти слоги: НО-НЁ, НУ-НЮ, НЫ-НИ, НЭ-НЕ? Прочитайте их мне.(Самостоятельно, а затем вслух.) Кто хочет прочитать? Объясните, почему в одном случае Н читается твердо, а в другом – мягко.(Дети объясняют.)

А теперь давайте закрепим по образцу:

(Учитель, уже от своего имени, просит детей подкрепить объяснения рисунком и даёт образец.)

- =

НА НЯ.

Давайте проведем физминутку. Повторяем все за мной:


На горе стояла ива.

Ветерок её качал-

То направо, то налево,

То листочки колыхал.




5. Отработка открытого знания.


Цель: тренировка в обозначении мягкости и твёрдости согласных звуков [м] и [м`], [н] и [н`] перед буквами гласных.


Вид работы: беседа, работа с использованием пособия «Окошки».

А сейчас почитаем, используя пособие «Окошки».

Как действовать с этим пособием, первоначально покажу я: в одном из окошек закрепляется знакомая вам буква М, через другое окошко продергивается полоска с буквами гласных. Например, «А- читаем твердо: МА!», «Я- читаем мягко: МЯ!» (Дети читают слоги МА, МЯ, МО, МЁ и т.д.)

(Слоги с согласной Н дети читают без предварительных команд учителя.)


Чтение слогов и слов на с.25





6.Итог урока.

Цель: обобщить открытое знание.

Теперь я вижу, что вы знаете и смело можете назвать, кем командуют буквы гласных, какую команду отдают жители улицы твердых команд и мягких команд. В районе согласных рядом с буквой М какая буква живет? (Н.)

На следующем уроке мы продолжим знакомство с Городом букв - главным городом Страны грамоты, там нас ждёт много нового и интересного. А пока всем спасибо за работу на уроке.











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!