СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока письма»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Письмо»

студентки 3 «А» группы

Утяковой Дарьи Муслимовны

Тема: «Письмо буквы ь»

Класс 1 «В» МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани



Допуск к проведению урока:

Студентка: Утякова Д.М.

____________________(Подпись)

Учитель: Акаева Т.П

____________________(Подпись)

Методист: Степаненко Е.А.

____________________(Подпись)

Оценка за урок_______________


Астрахань, 2022

Тема: «Письмо буквы ь»

Тип урока: усвоение нового материала

Класс: 1 «В»

УМК «Начальная школа 21 века»

Цель урока: создать условия для формирования умения писать строчную букву, соотносить печатные и письменные буквы, содействовать развитию моторики руки, фонематического слуха.

Планируемые результаты:

- предметные: различают печатную и письменную букву ь; сформировать графический навык письма строчной буквы ь

- метапредметные:

Познавательные:

  1. Сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей.

  2. Характеризовать звуки по заданным признакам.

Коммуникативные:

  1. В процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

  2. Строить устное речевое высказывание о речевом составе слова.

Регулятивные: выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова и удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа.

Личностные: адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности. Организовы­вать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте.

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, план-конспект урока.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


Приветствие учащихся

-Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно возле парт. Меня зовут Дарья Муслимовна и сегодня урок письма проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Теперь тихо садитесь на место.

Приветствуют учителя.











Садятся на места.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)


Личностные УУД (правильная посадка за партой

Актуализация знаний. Определение темы урока











Знакомство с письменной буквой ь, сравнение её с печатной









-Ребята, отгадайте загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить –

Знай, что это …

- Правильно. Сколько звуков в слове лось? Назовите их.

А сколько букв нам понадобится?

-Почему так?

-Зачем нужен ь?

-На основе этого, скажите, какую букву мы будем сегодня учиться писать.

-Правильно, мы будем писать строчную букву ь (мягкий знак).


-Верно. Как вы думаете, чему мы должны научиться?

-Посмотрите на слайд, на нем вы видите изображение печатной и письменной буквы ь (мягкий знак). Ребята, а почему буква ь только строчная?


Посмотрите на них внимательно и скажите, есть ли сходство или различие?








Лось


3 звука

[л],[о],[ с`]

4 буквы


Чтобы обозначить мягкий звук [c,]

Чтобы показать мягкость звука

Букву ь





Мы должны научиться писать строчную букву «ь».




Потому что нет слов, начинающихся с буквы ь (мягкий знак)


Печатная буква ь состоит из прямых линий, а письменная из наклонных.

Познавательные УУД

(формировать умение различать звуки и буквы, развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление)


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)

Познавательные УУД:

Характеризовать звуки по заданным признакам.













Пальчиковая гимнастика

- Прежде чем начать писать, давайте подготовим наши пальчики к письму. Повторяйте движения за мной.

Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

(Повторить дважды)

Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем.


Рассматривание образца (буквы) в прописи.

Анализ зрительных элементов буквы








- Ребята, откройте пропись на странице 50. Посмотрите на образец буквы, который изображен в квадратной рамке. Скажите, из скольких элементов состоит строчная буква «ь»?

- Назовите их.

- Давайте обведем элементы буквы в прописи (самая первая строчка на странице). Стрелочки обозначают направление руки при письме. Первый элемент – сверху вниз, второй элемент – снизу-вверх с закруглением.





Из 2-х элементов


Из наклонной линии и малого овала





Выполняют задание

Коммуникативные УУД:

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

Личностные УУД: адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности. Организовы­вать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте.

Показ учителем написание буквы с одновременным комментированием и анализом двигательных элементов

-Ребята, посмотрите на доску.  Итак, начинаю письмо с верхней линии рабочей строки. Веду наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, закругляю и пишу овал снизу вверх, касаясь верхней линии рабочей строки. Заканчиваю письмо посередине рабочей строки.

Дети смотрят на доску

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества учителя с учениками. Учить правильной посадке за партой.

Письмо новой буквы.

Воображаемое письмо по образцу.


- Теперь поставьте локоть на парту, вспомните, как правильно держать ручку.

- Сядем правильно, выпрямили спину, ноги стоят на полу, тетрадь наклонена, ручку держим правильно.

Начинаем писать строчную букву ь в воздухе. (раз ии)

- А сейчас давайте напишем букву ь (вторая строчка)

Показывают правильное держание ручки.





Пишут букву


Коммуникативные УУД:

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

Личностные УУД: адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности. Организовы­вать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте.

Физкультминутка

(на 15 минуте)

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Выполняют упражнения


Работа со словами

-А теперь научимся писать слова с новой буквой

-Посмотрите на 3 и 4 строчку. Прочитайте слова.

Что общего вы заметили в этих словах?

-Посчитайте количество букв. Сколько?

-А звуков?

-Как вы думаете, почему букв получилось больше, чем звуков?


- Для чего же в русском языке нужна буква ь?


-Верно, мягкий знак обозначает мягкость впереди стоящего согласного.

-Давайте напишем каждое слово по одному разу.

-Теперь посмотрите на следующую строчку и прочитайте слова.

Какое количество обозначает слово день?

А слово деньки?

-Где стоит ь в слове «день» и в слове «деньки»?

-Напишем эти слова.

-Посмотрите на следующую строчку. Прочитайте слово.

Измените слово, чтобы оно обозначало несколько предметов.

-Верно, напишем эти слова.

-Читаем следующее слово

- Изменяем по аналогии

-Записываем.

Сравните слова «деньки, огоньки, угольки»


-Посмотрите на последнюю строчку. Какое слово написано? Давайте допишем это слово до конца строчки.

-Что объединяло все записанные нами слова?

-Для чего служит ь?


-Ребята, ь может работать волшебником. Сейчас мы в этом убедимся.

-Откройте страницу 51. Прочитайте первую пару слов.

-Для чего нужен мел?

-А что такое мель?

Мель-это неглубокое место в реке, озере или в море.

Как получили слово с другим значением?



-Читаем следующее слово.

Что мы должны сделать с этим словом, чтобы последний звук стал мягким?

-Какое слово получается?

Во что мы превратили действие?

-Верно, молодцы. Записываем это слово.

- Читаем следующее слово.

Поднимите руку, у кого есть младший брат? А теперь - у кого есть старший брат?

-В какое слово мы можем превратить слово брат? И с помощью чего?

-Какое слово получается?

Что оно означает?

-Правильно, записываем к себе в пропись.

Проделайте такую же работу со следующим словом.

- Что такое угол?

Что такое уголь?

Уголь- полезное ископаемое.

-Записываем слова.

Читаем и образуем следующую пару слов.

-Что такое сталь?

Сталь-это сплав, состоящий из железа.

-Записываем слова.

Как мы получали новые слова?

Что изменялось?

А количество звуков в паре слов одинаковое или разное? Почему?

-Прочитайте пару слов.

Что вы заметили? Чем они отличаются?




- Читаем и образуем следующую пару слов.

-Какое слово получилось?

-Что такое полька?

Полька-это чешский народный танец.

Посмотрите небольшое видео танца польки.

-Записываем слова.

-Читаем и образуем следующую пару слов. Где в основном используют банки? У кого мама или бабушка закручивают банки на зиму, поднимите руку.

-Какое слово получилось?

-Кто-нибудь из вас ходил когда-нибудь в баню, поднимите руку?

-Запишем слова.

-Читаем и образуем следующую пару слов.

-Где мы можем увидеть пенку?

-Какое слово получилось?

-Вы знаете, что такое пеньки?

Пеньки- это то, что осталось от дерева после того, как его спилили.

-Записываем слова.

-Итак, скажите, как мы получали новые слова?

-Что в них изменялось?

-Каким становился впереди стоящий согласный?




цель, щель, пень, тень

Ь (мягкий знак) стоит в конце слова


4 буквы, 3 звука

Потому что мягкий знак обозначается буквой, но не обозначает отдельного звука

Для обозначения мягкости




Пишут слова


день и деньки


1

Несколько

В слове день- в конце, а в слове деньки-в середине

Пишут слова


Огонь

Огоньки



Уголь

Угольки


Мягкий знак стоит в середине и обозначает несколько предметов


Кольцо


У них у всех был мягкий знак

Для обозначения мягкости впереди стоящего согласного



Мел-мель


Кусочком белого мела ученики пишут на школьных досках.



К нему добавили мягкий знак.

В первом слове согласный твердый, во втором-мягкий

Ел


Добавим мягкий знак

Ель.

В хвойное дерево


Брат


Поднимают руки

Должны добавить мягкий знак


Получается слово брать.

Брать что-либо


Угол - уголь


Геометрическая фигура


Добавить мягкий знак


стал – сталь




Добавляли мягкий знак

Количество букв

Разное!

Мягкий знак звука не обозначает

галка и галька

Что посередине слова галька стоит мягкий знак. В слове галка л твёрдый, а в слове галька-мягкий

Добавить мягкий знак

Полка-полька

Получилось слово полька



Смотрят видео


Банка-банька

Для хранения еды, закрутки на зиму

Поднимают руку


Получилось слово банька


Поднимают руку


Пенки-пеньки

В кофе, в супе, в море

Пеньки





Добавляли мягкий знак


Количество букв

Он становился мягким


Физкультминутка для глаз.
















Чтение, анализ, письмо предложения



































Подведение итогов


Рефлексия

Глазки вправо, глазки влево, 
И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем 
И немножечко потрем. 
Посмотри на кончик носа 
И в «межбровье» посмотри. 
Круг, квадрат и треугольник 
По три раза повтори. 
Глазки закрываем, 
Медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять 
Глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились 
На места отправились.




-Что записано на следующей строчке?

-Как вы догадались, что это предложение?


-Что ещё должно быть в предложении?

Прочитайте его.

-Послушайте несколько пословиц о пользе чтения.

Чтение — лучшее учение! С книгою жить – век не тужить. Любить читать – счастье.

-Как вы понимаете эти пословицы?

-И правда, чтение необходимо и очень полезно. Каждый, кто умеет читать, многое знает. Чтение развивает память, расширяет кругозор, обогащает словарный запас. Поэтому обязательно читайте.

-Посчитайте, сколько слов в этом предложении?

-В каких словах вы видите мягкий знак? Прочитайте их.

-Где встречается мягкий знак?

-Что он обозначает?

-Теперь давайте запишем его в пустую строку.

- Прочитайте, что у вас получилось?


-Прочитаем следующее предложение.

-А в какое время года дни самые длинные?

-Сколько слов в этом предложении?

-Сейчас прочитайте только слово, в котором есть мягкий знак.

-Перепишите это предложение письменными буквами. Следите за соединениями букв.

-Молодцы!



-Давайте с вами подведём итоги.

-Чему мы научились на уроке?


- Что она обозначает?



- Верно, сегодня мы научились писать букву ь и слова с этой буквой.

-Посмотрите в прописи и поднимите руку, кому своя работа понравилась?

-Какая работа вызвала затруднения?

-Ребята, если на уроке у вас все получилось, поднимите большой палец вверх. Если у вас что-то не получилось, то поверните большой палец в сторону. Если у вас ничего не получилось, то опустите большой палец вниз.


-Молодцы! Сегодня хорошо поработали! Спасибо за урок!




Выполняют упражнения

















Предложение.

Первое слово с большой буквы, в конце–точка.

Смысл

Я очень люблю читать.





Чтение очень полезно, нужно обязательно читать





В предложении 4 слова


Очень, читать


В конце слова

Мягкость согласного

Записывают предложение


Читают предложение


Зимние деньки коротки

Летом

В предложении 3 слова

Деньки









Мы научились писать букву ь, как она пишется

Она обозначает мягкость согласного



















Коммуникативные УУД

(умение работать в паре)


Познавательные УУД

(умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации)


Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу)