№ | Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Результаты: формируемые УУД | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. Эмоциональный настрой на уроке. | Приветствие учеников. Психологический настрой. | Осуществляют осознанное вхождение в учебную деятельность. Проверяют готовность к уроку. | Настрой на учебную деятельность. | 1 мин |
2 | Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. | Вопросы по пройденной теме: - Какие субъекты РФ объединились в составе нашего государства? - Приведи примеры различных субъектов РФ (самостоятельно или с помощью карты). | Выслушиваются устные ответы учащихся (Тесты А. А. Плешаков) | Познавательные: Выделение и формулирование познавательных целей и задач, ориентировка в содержательном наполнении учебника. | 7 мин |
3 | Самоопределение к деятельности. | Слайд 1 В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! Слайд 2 Разгадайте ребусы. - Разгадав слова, узнаете, с какими понятиями будем работать на уроке. По мере разгадывания, на доске раскрываются слова: карта, масштаб, компас, план местности. | Ученики разгадывают ребусы. Формулируют тему урока и познавательные задачи. | Регулятивные: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач. | 4 мин. |
4 | Изучение нового материала. Работа по учебнику (с.26-27), электронному носителю, с атласом (стр.8-9). | Слайд 3-4 - Давайте узнаем, что такое географическая карта? - Какие карты бывают? Слайд 5-6 - Определите тему урока. - Что такое план местности? - А теперь сравним карту и план, чем они отличаются? Рассмотрите и сравните рисунок и план местности. (атлас стр. 8-9) - Сделайте вывод, чем план отличается от рисунка? Слайд 7-8 - Какие бывают планы? - Что можно изображать на планах? - Для чего нужны планы? - Какими планами люди пользуются чаще всего? (учебник стр. 26-27) Слайд 9 Изучите условные знаки плана. | Ответы детей. О чём расскажет план. Примерные ответы детей. Работа с атласом стр. 8-9 Вывод: план местности, так как все объекты на местности обозначены условными знаками, не зная их значения, понять, что изображено, нельзя. Работа по учебнику стр. 26-27. В повседневной жизни люди чаще всего пользуются планами для пешеходов и автомобилистов. Изучить условные обозначения и определить, что изображено на плане. | Коммуникативные: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи. | 3 мин 4 мин 4 мин 3 мин |
5 | Физкультминутка. | Слайд 10 На ноге стоит одной, Крутит – вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! | Дети выполняют движения соответствующие строкам стихотворения. | Личностные: понимание важности выполнения упражнений по снятию усталости и утомления. Регулятивные: осуществляют самоконтроль движений, сверяют свои действия с показом учителя. | 2 мин |
6 | Продолжение работы по теме урока. | Слайд 11-12 - Прочитайте, что такое масштаб. - Как вы считаете, можно ли составить карту или план не используя масштаб, объясните свой ответ? Слайд 13-14 - Прочитайте, что такое компас? - Для чего нужен компас? - В каких случаях мы его используем? | Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния. 1 см на плане соответствует 100 м на местности. 6см * 100м = 600м (Компас) Запад, восток, север, юг. | Личностные: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | 2 мин. 2 мин. |
7 | Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа. | Практическая работа. Выполнение задания в парах. .Игра «Остров – сокровищ». Поупражняемся в составлении и чтении готового плана местности с помощью условных знаков. Составление плана «Карта сокровищ». - Что необходимо для составления плана? (знание условных знаков) - Начертите план. -Сравните полученные чертежи и прочитайте их. | С помощью условных знаков и масштаба. Выполняют задание: Дети в парах составляют «Карту сокровищ», затем меняются картами и «читают» готовый план местности, используя условные обозначения. Делают вывод: изображены не сами предметы, а места, которые они занимают. | Познавательные: освоены методы информационного поиска, выделение необходимой информации из учебника, атласа. Коммуникативные: умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; использование специальной терминологии в устной и письменной речи. | 10 мин |
8 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | -Что мы узнали сегодня на уроке? -Чему мы научились на уроке? - Какими планами вам приходилось пользоваться? -Какую помощь они вам оказали? Объявление оценок за работу на уроке. | Кратко отвечают на вопросы. Слушают комментарии учителя. | Познавательные: освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания совместно с учителем. | 3 мин |
9 | Домашнее задание. | Прочитать текст на с. 24-27 учебника. Ответить на вопросы на с.27 в рубрике «Проверь себя». | | | |