СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Планеты гиганты". Астрономия 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели. Выяснить физические особенности природы планет-гигантов (Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна )и их спутников. Показать различие между ними и планетами земной группы, как следствие формирования их вокруг Солнца.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Планеты гиганты". Астрономия 11 класс»

Пшегалинская Наталья Васильевна,

учитель физики

11 класс

Конспект урока по астрономии



Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы.

Цели. Выяснить физические особенности природы планет-гигантов (Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна )и их спутников. Показать различие между ними и планетами земной группы, как следствие формирования их вокруг Солнца.Познакомить с малыми телами Солнечной системы и закономерностями их движения, формировать познавательную деятельность, развивать любознательность, умение анализировать, самостоятельно формулировать выводы, работать с текстом научного содержания, осуществлять рефлексию деятельности на уроке.

Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная доска, на которой: карта звездного неба, модель Солнечной системы, малые тела Солнечной системы, кометы, метеориты; фотографии объектов из книги Дж. Дариуса «Недоступное глазу» и соответствующие фрагменты видеофильмов.

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

Так как в конце урока предполагается астродиктант, то повторение провожу в формате мозгового штурма ответы на вопросы: о физических характеристиках Земли, Луны, планет земной группы, их атмосфер, количества спутников, особенностей вращения вокруг оси.

II. Изучение нового материала.

1. Характеристика планет-гигантов. В этой части урока заслушать и просмотреть презентации, которые подготовили ученики о планетах:

а) самая большая планета -- Юпитер;

б) Планета с кольцом -- Сатурн;

в) Уран и Нептун.

Как и на предыдущем уроке по этой теме (о планетах земной группы), учащиеся в ходе рассказа заполняют таблицу в своих тетрадях. Также напоминаем, о том, что они

наблюдали на Юпитере и Сатурне. Правда, школьные телескопы-рефракторы несовершенные, но позволяют увидеть четыре" галлиевых" спутника Юпитера и изменение их положений, если наблюдать хотя бы два вечера, и кольцо Сатурна, предлагаю посмотреть фрагмент

видеофильма «Планетная система»

2. После ученических презентаций, еще раз подчеркиваю некоторые особенности планет-гигантов: большая Красное Пятно Юпитера, собственный поток энергии этой планеты Ганимед --

самый большой спутник в Солнечной системе, вулканы, система колец Сатурна и других гигантов, открытия Нептуна и др.

3. Закон Тициуса-Боде и его роль в открытии астероидов. Кратко рассказываю о поисках неизвестной планеты между Марсом и Юпитером и первый день XIX в. (1 января

1801 г.), когда поиски Пиацци увенчались успехом, была открыта Церера - первый (и самый большой) астероид.

Знакомлю учеников с названиями некоторых астероидов,особенностями их движения (Икар, Эрос, Гермес, Ида).

4. Кометы, их движение, строение и физическая природа. Суеверия, связанные с появлением комет. Комета Галлея. Эволюция комет и их связь с метеор-потоками.

5. Конечно, когда на изучение астрономии отводилось 34 ч., материал о малых телах Солнечной системы подавался на отдельном уроке. А сейчас (при 17 часах) очень интересные данные о кометах: Галлея, Тунгусский метеорит-как ядро кометы, комету Же Шумейкера-Леви,

которая упала на Юпитер, метеоритные кратеры на Земли (в том числе Аризонский), Сихоте-Алинский метеорит и другие сведения, можно рассказать ученикам во внеурочное время, можно и во время наблюдений. Можно порекомендовать дополнительную литературу, сделав ее осмотр и разместив на сменном стенде.

III. Закрепление полученных знаний

На этом этапе урока провожу астрономический диктант.

Несколько раз зачитываю каждый вопрос диктанта, а ученики дают ответ, нумеруя его(ответ предпочтительно давать одним словом). Хотя вопросов 24, но диктант забирает не более 10 мин. времени.

1. Планета, 4 спутника которой галлиевые. (Юпитер)

2. Ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий)

3. Что находится между Марсом и Юпитером?(Астероиды)

4. У какой планеты очень сильный «парниковыйэффект"? (Венера)

5. Планета с частыми пылевыми бурями. (Марс)

6. На какой планете есть Большое Красное Пятно? (На Юпитере)

7. Ближайшее к нам небесное тело. (Месяц)

8. Как иначе называют «падающие» звезды? (Метеоры)

9. Планета, покрытая в основном водой. (Земля)

10. У какой планеты самый большой период вращения вокруг оси?(Венера)

11. Какое открытие было сделано в первый день ХІХ века? (Астероид Церера)

12. Планета, которая открыта «на кончике пера».

13. Какая планета, могла б плавать в воде? (Сатурн)

14. «Хвостатое» небесное тело. (Комета)

15. Планета, имеющая самый большой звездный период вращение. (Плутон)

16. Атмосферу какой планеты открыл М. Ломоносов? (Венера)

17. Как называют небесные тела, которые выпадают на Землю? (Метеориты)

18. Какой частью Солнечной системы мог быть Тунгусский метеорит? (Комета)

19. Какая планета имеет больше всего спутников? (Сатурн)

20. Какие планеты, кромеСатурна, имеют кольца?(Юпитер, Уран, Нептун)

21. Какие планеты не имеют спутников? (Меркурий, Венера)

22. Кто впервые увидел горы на Луне?(Галилей)

23. На каких планетах Солнечной системы мягкие посадки? (Луна, Венера, Марс)

24. Какую планету называют «сестрой» Земли?(Венера)

Оцениваю ответы так: за два верных ответы - один балл и т.д.

IV. Домашнее задание.

Y. Подведение итогов.

Литература:

  1. Б. А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут . Астрономия 11 класс, 4 издание, переработанное, Москва, « Дрофа», 2003 г.

  2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Физика.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Москва, « Просвещение», 2017г.

  3. Саймон и Жаклин Миттон. Астрономия, Москва,«РОСМЭН», 1995.

  4. 5.И.А. Климишин. Элементарная астрономия. М. Наука. 1991.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!