Конспект урока по алгебре в 7 классе
Тема урока: «Умножение разности двух выражений на их сумму».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебник: Алгебра 7 класс, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.
Учитель: Лобасова Анастасия Алексеевна .
Цель: изучить формулу умножения разности двух выражений на их сумму; уметь выводить формулу (a − b)(a + b) = a2 – b2, уметь распознавать ее в различных ситуациях; сформировать умение применять формулу при решении задач.
Ученик должен знать:
- формулу умножения разности двух выражений на их сумму.
Ученик должен уметь:
- выводить формулу (a − b)(a + b) = a2 – b2.
- распознавать формулу в различных примерах;
- применять формулу.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к предмету.
Предметные: умеют осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей; доказывать и применять при решении.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия): познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, умеют отвечать на поставленные вопросы; регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок, осмысливают ошибки и устраняют их; коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ход урока
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организацион- ный момент
1 мин
Приветствие учащихся.
Показать готовность к уроку
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
10 мин
1. Давайте вспомним, как называлась предыдущая тема? С какими формулами мы познакомились?
2. Сформулируйте правила вычисления квадрата суммы и квадрата разности.
3. Преобразовать при помощи формул следующие выражения (записано на доске):
а) (х2+6)2= х4+12х2+36
б) (х2-у3)2= х4-х2у3+у6
в) (-5а-6х)2= 25а2-60ах+36х2
г) х4-6х2у+9у2= (х2-3у)2
д) 16х2+8ху+у2=(4х+у)2
е) 25х2-15ху+9у2
4. Ответьте на следующие вопросы:
- Представьте следующие выражения в виде 2*□*□ : 15х, 4ху, 16ху2, 3у, ху, -6х, -12ху.
- Какие из следующих выражений можно представить в виде квадрата: 16х, 9у2, ху, х2у2, 25, 4ху2, 2у2.
Отвечают на вопросы.
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
Квадрат суммы (разности) двух выражений равен квадрату первого выражения плюс (минус) удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
Диктуют ответы. В задании е) находят ошибку, исправляют ее.
Отвечают на вопросы.
3.Изучение нового материала
15 мин
Тема урока – Умножение разности двух выражений на их сумму
5. Открываем тетради, пишем число, тему урока: «Умножение разности двух выражений на их сумму»
-Какая возникает учебная задача?
Предлагаю решить примеры 1) 79*81, 2) 42*38, 3) 10 * 9 . Достаточно сложно перемножить, не так ли? В конце урока я покажу вам как эти примеры вычислить быстро.
Тогда упростим следующие выражения:
(c-d)(c+d) = c2+cd-cd-d2 = c2-d2.
(y+x)(y-x) = yx-y2+x2-xy = x2-y2.
Какую закономерность вы заметили при решении этих выражений?
Что у них общего и что различного?
Какой вывод можно сделать?
Имеет ли смысл выполнять подробную запись решения подобных заданий?
Как вы думаете, важен ли порядок множителей в произведении? Почему?
Попробуйте самостоятельно записать формулу для выполнения этих заданий в общем виде.
7. Какие из нижеперечисленных выражений можно представить в виде разности квадратов?
(х-5)(х+4)
(-3+а)(3+а)
(у+5)(у-(-5))
(х-у)(х+у)
(2х-5) : (2х+5)
(2х-у)(2у+х)
(0,1х+1)(0,1х-1)
8. 1) Умножим разность 10m-4 на их сумму 10m+4.
Воспользовавшись формулой (a-b)(a+b) = a2-b2, получим (10m-4)*( 10m+4) = (10m)2 – 42 = 100m2 – 16.
2) Представим в виде многочлена произведение (4b+1)*(4b-1).
Применив тождество, получим (4b+1)*(4b-1) = (4b)2 – 12 = 16b2 – 1.
3) Представим в виде многочлена произведение (10p3-7q)* (10p3+7q) = (10p3)2-(7q)2 = 100p6 – 49q2.
Получить правило умножения разности двух выражений на их сумму и уметь использовать его при решении различных примеров.
Диктуют как представить в виде многочлена произведения.
Отвечают на вопросы.
(a-b)(a+b) = a2-b2.
(▲-□)*(▲+□) = ▲2- □2.
(-3+а)(3+а)
(х-у)(х+у)
(0,1х+1)(0,1х-1)
Диктуют решение.
4.Решение упражнений
15 мин
№ 854 стр.163 в тетрадях и на доске.
Выполните умножение многочленов:
А) (x-y)(x+y)=x2-y2
Б) (p+q)(p-q)=p2-q2
В) (p-5)(p+5)=p2-52=p2-25
Г) (x+3)(x-3)=x2-32=x2-9
Д) (2x-1)(2x+1)=(2x)2-12=4x2-1
Е) (7+3y)(3y-7)=(3y)2-72=9y2-49
Ж) (n-3m)(3m-n)=n2-(3m)2=n2-9m2
З) (2a-3b)(3b+2a)=(2a)2-(3b)2=4a2-9y2
И) (8c+9d)(9d-8c)=(9d)2-(8c)2=91d2-64c2
После выполнения умножения многочленов вернемся к нашим примерам 1) 79*81, 2) 42*38, 3) 10 * 9 .
Как вы думаете, каким образом мы можем представить данные выражения?
Теперь представим данные произведения в виде многочлена.
(80-1)*(80+1)= 802-12=6400-1=6399
(40+2)*(40-2)= 402-22=1600-4= 1596
(10 )* (10 ) = 102 – ( )2 = 100-
79*81 как (80-1)*(80+1)
42*38 как (40+2)*(40-2)
10 * 9 как (10 )* (10 )
5. Самосто-ятельная работа
2 мин
(a+b)2=
a2-2ab+b2=
(a-b)(a+b)=
6.Итог урока
1 мин
- Какую цель мы поставили в начале урока?
-Мы достигли цели?
-Какие знания, полученные ранее, нам позволили «открыть» новое знание?
-Проанализируйте результат своей работы.
Отвечают на вопросы.
7.Домашнее задание
1 мин
П.34, №855, 857, 861 (б, г, е), 878, задание на листочке (вычислить, примеры на 1 листке, переписать соответствующие буквы в бланк на 2 лист, дома найти значение слова, которое получили в бланке).
Записывают в дневниках домашнее задание
5