СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре и началам математического анализа в 10 классе по теме: "Радианная мера угла"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по алгебре и началам математического анализа в 10 классе по теме: "Радианная мера угла"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре и началам математического анализа в 10 классе по теме: "Радианная мера угла"»

10 класс Математика: алгебра и начала математического анализа

Учитель : Сейдаметова Г. К.

20.01.2021 г.


Урок № 53


ТЕМА: «Радианная мера угла»


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цели урока: формировать знание определения угла в один радиан; отработать формулы, устанавливающие связь между радианным и градусным измерением углов при выполнении упражнений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формировать умения и навыки использования формул перехода от радианной меры угла к градусной и от градусной к радианной; научить выделять целое число полных оборотов, подводя к понятию «периодичность функции».

Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. 

Методы: проблемно-диалогический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: школьная доска, тетради у учащихся, учебник Алгебра и начала математического анализа. 10 класс Никольский С.М. и др. компьютер.


Ход урока


1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

  • приветствие;

  • визуальная проверка готовности учащихся к уроку

Здравствуйте ребята!

Известно, что 21 век называют веком информации. Почему? Во - первых, потому, что уже сейчас, в начале века, объем новой информации удваивается каждые 5-6 лет. Во - вторых, ученые предсказывают, что в будущем власть будет в руках тех, кто владеет информацией. Это значит, что для успешной и счастливой жизни человеку нужно постоянно пополнять свой багаж знаний. Для этого необходимо овладеть умениями работы с учебной литературой, понимать, перерабатывать, применять, хранить в памяти и передавать другим.

2. Постановка цели и задач урока.

  • информация о теме урока и его целях;

  • запись темы урока в тетрадь учащихся.

Сегодня нам с Вами представлена возможность расширить свои знаний и продолжить изучение нового для Вас раздела математики «Тригонометрия». Основными понятиями
этого раздела является определение синуса, косинуса и тангенса угла. Но прежде, мы должны изучить тему "Радианная мера угла", чтобы узнать в каких единицах измеряется углы в тригонометрии.

Каждый путешественник знает цель своего движения. У нас это учебная цель. На доске даны ключевые слова по новой теме: УГОЛ, РАДИАН, ГРАДУСНАЯ МЕРА, РАДИАННАЯ МЕРА.

Учитель спрашивает у учащихся: "Что бы вы хотели узнать на уроке, исходя из этих слов? Это и будет цель нашего урока".

(Совместно с учащимися формулируем цели урока: познакомиться с определением радианной меры угла, выучить определение угла в один радиан; рассмотреть формулы, устанавливающие связь между радианным и градусным измерением углов при выполнении упражнений.)


  1. Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без повторения некоторых вопросов.

Повторение определений:

Окружность – это замкнутая линия, все точки которой равноудалены от центра.

Радиус окружности – отрезок, соединяющий её центр с любой лежащей на окружности точкой.

Градусом называют величину центрального угла, которому соответствует     часть окружности. 

Градусная мера угла – это положительное число, которое показывает, сколько раз градус и его части укладываются в измеряемом угле.


На доске изображено 5 видов углов и их названия, учащимся необходимо установить соответствие между картинкой и названием.

Ответы:

1-острый угол

2-тупой угол

3-полный угол

4-развёрнутый угол

5-прямой угол.


(в листах самооценки те, кто получил 4-5 ставят 1 балл)


Итак, в чём считаются углы? В школьном курсе тригонометрии используются две меры: градусная мера угла и радианная мера угла. Разберём эти меры. Без этого в тригонометрии - никуда.



  1. Первичное усвоение новых знаний.

Начертим окружность.

Центр окружности совместим с точкой О, которая является началом координат и проведём координатные оси. За единичный отрезок примем радиус окружности. Такая окружность называется единичной.

Отметим единичные отрезки и укажем координатные четверти.


Длина этой окружности, как мы помним из уроков геометрии,

. А учитывая, что R=1, , осями координат она поделена на четыре дуги, которые находятся соответственно в I, II, III и IV координатных четвертях.


Давайте выполним следующее задание:

Заполни таблицу на рабочем листе:

 

89

-68

91

189

-175

245

Координатная четверть

 

 

 

 

 

 


А теперь давайте вычислим длину каждой дуги.

Рассмотрим дугу, равную по длине радиусу единичной окружности. Полученный центральный угол РОМ равен длине дуги МР=R.

1 радиан – это центральный угол, длина дуги которого равна радиусу окружности.

Посмотрите на чертёж и прикиньте, сколько радиан включает в себя развёрнутый угол

( 3). Если быть точнее, то 3,14.

Что это за число? Верно, это число π. Запишем сделанный вывод:

180°= π рад

А сколько радиан содержит прямой угол? А полный? Запишем 

180° развёрнутый угол— π

90° прямой угол

360°полный угол— 

Из равенства (1) следует, что   и 1 рад =  , откуда вытекают формулы перехода от радианной меры к градусной и от градусной меры к радианной.

Если угол содержит   рад, то

  рад  (1) -формула перехода от радианной меры к градусной.

Пример: найдём градусную меру угла, равного   рад.

Воспользуемся формулой перехода от радианной меры к градусной.

Подставим   вместо  . Получим  .


Можно перейти от градусной меры к радианной: так как угол в   равен   рад, то   рад. Тогда

   рад (2) - формула перехода от градусной меры к радианной.

Пример: найдём радианную меру угла, равного  .

Воспользуемся формулой перехода от градусной меры к радианной. Подставим   вместо  :  .

Получим  .

При обозначении меры угла в радианах слово «радиан» обычно не пишут .

  1. Первичная проверка понимания.

В следующей таблице представлены углы в градусной и радианной мере, с которыми мы будем встречаться чаще всего.

(в листах самооценки те, кто заполнил таблицу верно ставят 1 балл)


  1. Первичное закрепление.

  1. Переведите градусную меру в радианную:

  1. Переведите радианную меру в градусную:

(в листах самооценки те, кто верно решил задание у доски ставят 1 балл)

Проверочная работа:

1. Выразите в радианной мере величины углов:


I в

60


II в

45

10

20

-75

-120

225

300

7220

4500


2. Выразите в градусной мере величины углов:


I в


II в

-11

-


3. В какой четверти расположен угол , если:


I в

=298


II в

=717

=-72

=-113

=

=

(в листах самооценки те, кто получил 9-12 баллов ставят 2 балла; 5-8 баллов ставят 1 балл)


  1. Информация о домашнем задании.

Давайте запишем домашнее задание:

  • изучить п.7.2., выучить основные понятия.

  • решить №№ 7.16-7.17 (а,в,д)


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Теоретический опрос по теме.

Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке?

Что такое радианная мера угла?

Как перевести градусную меру угла в радианную?

Как перевести радианную меру угла в градусную?


Учитель раздаёт карточки ученикам.

«Продолжи фразу»:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я научился...

Сегодня на уроке я повторил...


Заполните листы самооценки и подсчитайте свои оценки за урок.

А также отметьте галочкой смайлик, который соответствует вашему настроению в конце нашего урока.


Выставление оценок за урок.

На этом наш урок окончен! Спасибо за работу! Вы молодцы! Хорошего дня!



ПРИЛОЖЕНИЕ

Закрепление материала

Пример 1. Найти градусную меру угла, равного   рад.

Решение: Используя формулу (1),

находим  . Ответ:  .

Пример 2. Найти радианную меру угла, равного 60 .

Решение:    рад

 рад Ответ:   рад,   рад.

Пример 3. Найти длину дуги окружности радиуса 6 см, если её радианная мера  .

Решение: Используя формулу (3), получим: 

Ответ:  .

Пример 4. Найти площадь сектора, если радиус окружности 10 м, а радианная мера центрального угла   .

Решение: По формуле (4) вычисляем 

Ответ: 45   м2


Дополнительные задания:

1. Найдите градусную меру угла, выраженную в радианах:

а)  ; б)  ; в)  ; г)  ; д)  .

Решение.

2. Найдите радианную меру угла, выраженного в градусах:

а)  ; б)  ; в)  ; г)  .

Решение.

3. Чему равен радиус окружности, если дуге длиной   см соответствует центральный угол в   рад?

Решение.

4. Дуге кругового сектора соответствует угол, равный   рад. Чему равна площадь сектора, если радиус круга равен   см?

Решение.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!