Конспект урока по биологии 5 класс
Тема: «Методы исследования в биологии».
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
1. Устный опрос
1. С какой наукой мы с вами начали знакомство на прошлом уроке?
2. Дайте определение науки биология.
3. В каком году появилось слово биология и какой учёный его придумал? (1802, Ламарк)
4. Дайте определение понятию клетка?
5. Что такое биосфера?
6. Какие ещё оболочки земли различают?
2. Тестирование
1. Наука о живой природе это…
1) география
2) физика
3) химия
4) биология
2. Клетка это-
1) Наименьшая единица живых организмов
2) Наука о растениях
3) Наибольшая единица живых организмов
3. Какой учёный определил слово «биология»?
1) Ч. Дарвин
2) М.В Ломоносов
3) Ж.Б. Ламарк
4. Область распространения жизни-
1) Гидросфера
2) Биосфера
3) Литосфера
5. Гидросфера – это
1) Водная оболочка Земли
2) Почвенная оболочка Земли
3) Природная оболочка Земли
3. Изучение нового материала
-Дорогие ребята у меня на столе есть волшебная коробочка, в ней есть различные предметы, которые нам сегодня с вами помогут при изучении новой темы. (Термометр, часы, линейка, ручная лупа и т.д.)
-Скажите, как человек использует эти предметы?
-Можно ли использовать эти предметы при изучении биологии?
-Можете привести примеры? Тогда чем является сравнение в биологии? (Методом)
-Какова тема нашего урока? (Методы исследования в биологии)
2 слайд
-Запишите число и тему урока.
-Какова цель нашего урока? (Познакомится с методами исследования в биологии и оборудованием для этих исследований).
-Как вы думаете, зачем нужны методы исследования в биологии? (Изучить, познать окружающий мир).
-Применяют ли методы исследования в других науках?
- Значит что такое наука?
3 слайд
(Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира - записать).
-Биология помогает понять мир живой природы. Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу.
-Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину - естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.
-Что же такое научный метод?
4 слайд
-Научный метод - это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. (Запись в тетради).
-Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения.
-Например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение.
-В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие может длиться миллионы лет.
-Рассмотрим каждое по отдельности, тем самым научимся составлять и заполнять таблицу.
5 слайд
Таблица 1: «Основные методы исследования в биологии»
Название метода | Характеристика метода | Пример исследования |
1. Наблюдение | преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. | Орнитолог наблюдает за птицей в бинокль, фиксирование звуков с помощью прибора, вне слышимости человеческого уха. |
2. Описательный | Сбор информации, описание характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно. | Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. |
3. Сравнительный | Сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. | Наблюдение за насекомыми: у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают, что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно. |
4. Исторический | Применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. | Сравнение животных и их свойств, внешнего и внутреннего строения от самых просто устроенных, до самых сложно устроенных. |
5. Эксперимент- оборудование перечислить. | Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. | Эксперимент с луком и стакан с водой. (Определяются цели и задачи, предполагаемые результаты). Гипотеза: 1. Если луковице создать благоприятные условия, то есть посадить в ёмкость с почвой или водой, поставить в теплое, освещенное место, то можно вырастить зеленый лук. 2. Употребление в пищу зелёного лука в весенний период способствует повышению иммунитеты, является профилактикой простудных заболеваний. Вывод. |
Закрепление материала.
1. Что такое наука?
2. С какими методами исследования мы сегодня с вами познакомились?
6 слайд
Домашнее задание.
§ 2. Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему: «Влияние загрязнения водоёма на численность животных и растений»;