СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 5 класс: "Методы познания в биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какими методами пользуются при изучении науки биологии. Практическое применение этих методов на уроках биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 5 класс: "Методы познания в биологии"»

Конспект урока по биологии 5 класс

Тема: «Методы исследования в биологии».

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

1. Устный опрос

1. С какой наукой мы с вами начали знакомство на прошлом уроке?

2. Дайте определение науки биология.

3. В каком году появилось слово биология и какой учёный его придумал? (1802, Ламарк)

4. Дайте определение понятию клетка?

5. Что такое биосфера?

6. Какие ещё оболочки земли различают?

2. Тестирование

1. Наука о живой природе это…

1) география
2) физика
3) химия
4) биология

2. Клетка это-

1) Наименьшая единица живых организмов

2) Наука о растениях

3) Наибольшая единица живых организмов

3. Какой учёный определил слово «биология»?

1) Ч. Дарвин

2) М.В Ломоносов

3) Ж.Б. Ламарк

4. Область распространения жизни-

1) Гидросфера

2) Биосфера

3) Литосфера

5. Гидросфера – это

1) Водная оболочка Земли

2) Почвенная оболочка Земли

3) Природная оболочка Земли

3. Изучение нового материала

-Дорогие ребята у меня на столе есть волшебная коробочка, в ней есть различные предметы, которые нам сегодня с вами помогут при изучении новой темы. (Термометр, часы, линейка, ручная лупа и т.д.)

-Скажите, как человек использует эти предметы?

-Можно ли использовать эти предметы при изучении биологии?

-Можете привести примеры? Тогда чем является сравнение в биологии? (Методом)

-Какова тема нашего урока? (Методы исследования в биологии)

2 слайд

-Запишите число и тему урока.

-Какова цель нашего урока? (Познакомится с методами исследования в биологии и оборудованием для этих исследований).

-Как вы думаете, зачем нужны методы исследования в биологии? (Изучить, познать окружающий мир).

-Применяют ли методы исследования в других науках?

- Значит что такое наука?

3 слайд

(Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира - записать).

-Биология помогает понять мир живой природы. Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу.

-Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину - естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.

-Что же такое научный метод?

4 слайд

-Научный метод - это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. (Запись в тетради).

-Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения.

-Например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение.

-В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие может длиться миллионы лет.

-Рассмотрим каждое по отдельности, тем самым научимся составлять и заполнять таблицу.

5 слайд

Таблица 1: «Основные методы исследования в биологии»

Название метода

Характеристика метода

Пример исследования

1. Наблюдение

преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.

Орнитолог наблюдает за птицей в бинокль, фиксирование звуков с помощью прибора, вне слышимости человеческого уха.

2. Описательный

Сбор информации, описание характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно.

Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных.

3. Сравнительный

Сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения.

Наблюдение за насекомыми: у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают, что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно.

4. Исторический

Применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.

Сравнение животных и их свойств, внешнего и внутреннего строения от самых просто устроенных, до самых сложно устроенных.

5. Эксперимент- оборудование перечислить.

Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.


Эксперимент с луком и стакан с водой.

(Определяются цели и задачи, предполагаемые результаты).

Гипотеза:

1. Если луковице создать благоприятные условия, то есть посадить в ёмкость с почвой или водой, поставить в теплое, освещенное место, то можно вырастить зеленый лук.

2. Употребление в пищу зелёного лука в весенний период способствует повышению иммунитеты, является профилактикой простудных заболеваний.

Вывод.


Закрепление материала.

1. Что такое наука?

2. С какими методами исследования мы сегодня с вами познакомились?

6 слайд

Домашнее задание.

§ 2.  Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему: «Влияние загрязнения водоёма на численность животных и растений»;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!