Конспект урока по биологии 5 класс
Тема: «Царство растения»
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания - тестирование по теме: «Царство грибы».
3. Изучение нового материала
2 слайд
- назовите царства живой природы?
-какая наука изучает многообразие живых организмов?
- задача систематики.
-основная и наименьшая единица классификации?
- назовите самую крупную единицу классификации.
3 слайд (после загадки)
-Отгадайте загадку и скажите какое царство живой природы мы будем изучать сегодня.
«Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос». (Берёза).
-К какому царству живой природы относят берёзу? (Растения)
4 слайд
-Какая тема нашего урока? Запишите число и тему урока.
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
-В природе существует многообразие растений. Совокупность всех растений называют флорой. (Записать).
-Наука изучающая особенности строения и жизнедеятельности растений называется ботаника от греч. слова «ботане» - растение. (Записать)
-В древнегреческой мифологии Флора-богиня цветов, весны и юности. Они различаются по продолжительности жизни и внешнему строению (обращается внимание на растения кабинета биологии).
-Скажите, пожалуйста, почему растения, обитающие на Земле, так разнообразны? Можно их объединить в одно царство с бактериями или выделить в отдельное царство? Можем ли мы сейчас ответить на эти вопросы? (Нет). Но мы можем выдвинуть гипотезу.
5 слайд
Гипотеза. Можно объединить в отдельное царство, так как все растения зеленые.
Можно объединить с бактериями, так как они имеют клеточное строение.
-Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.
6 слайд
Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)
Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.
Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг), имеет запах гниющего мяса.
Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.
Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.
Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.
Основные признаки царства растения
Не способны активно передвигаться
Рост в течение всей жизни
9 слайд
Автотрофный тип питания – растения способны синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза
10 слайд
-Рассмотрим строение растительной клетки и ответим на вопрос что отличает растительную клетку от бактериальной и какие особые органоиды есть в растительной клетки, это и будет 4м признаком характерным для растений.
(Строение клетки).
11 слайд
-Назовите органоиды, которые имеются только в растительной клетки? Сравните бактериальную и растительную клетку.
Наличие пластидов, хлоропласты, хлорофилл - придаёт растениям зелёный цвет, участвует в процессе фотосинтеза.
Систематика растений
12 слайд
-Выделяют две большие группы низшие и высшие растения (имеют органы и ткани). (Схема).
-Почему водоросли отнесли к низшим растениям? (Не имеют разделение на органы и ткани).
13 слайд
Вернёмся к нашей гипотезе:
Можно объединить в отдельное царство, так как все растения зеленые.
Можно объединить с бактериями, так как они имеют клеточное строение.
-Подтвердились наша гипотеза? (Нет) Мы её опровергли.
-Тогда ответьте на вопрос, почему растения отнесли в отдельное царство?
-Почему бактерии и растения не отнесли в одно царство?
- А сейчас мы с вами проведем игру «Культурное и дикорастущее».
- Для начала напомните, какие растения мы называем культурными, а какие
дикорастущими? Ответы детей.
- Растения в жизни человека играют большое значение. Примерно 10-12 тыс. лет. назад, в период зарождения земледелия, появились первые культурные растения. Они специально выращиваются человеком, а растения, произрастающие в природе, независимо от усилий человека называются дикорастущими.
-Итак, условия игры, если я называю культурное растение, то вы хлопаете в ладоши, если дикорастущие, то вы поднимаете руки вверх.
1. Пшеница
2. Подорожник
3. Василёк
4. Вишня
5. Чёрная смородина
6. Белая берёза
7. Малина
8. Дуб монгольский
-Итак, мы познакомились с основными признаками характерными для царства растения, познакомились с систематикой царства растения, сейчас предлагаю выполнить задание в рабочей тетради на странице 40- 84, 85.
Домашнее задание
Параграф, вопросы после параграфа устно.
период зарождения земледелия, появились первые культурные растения. Они специально
выращиваются человеком. А растения, произрастающие в природе независимо от усилий
человека, называются дикорастущими.
Слайд 10. Итак, условия игры: я буду называть растения, если это культурное растение –
вы совершает танцевальные движения, как веселый огурец на слайде. Если прозвучало
название дикорастущего растения, тогда делаете наклоны, как кактус.
Начинаем:
1. пшеница