СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Жизнедеятельность клетки»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

 

Цель урока:

Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности растительной клетки.

 

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление, дыхание, питание.
  • способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Развивающие:

  • развивать понимание, что растительная клетка живая;
  • продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.

Воспитательные:

  • создавать условия для учения с увлечением;
  • воспитывать наблюдательность и любознательность;
  • способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету.

 

Формирование УУД:

 

Предметные УУД: 

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов).

 

Метапредметные УУД: 

Познавательные УУД:

- продолжать формирование умений осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- продолжать формирование умений планировать свою работу, делать выводы по результатам работы, осуществлять межпредметные связи, выполнять простейшие опыты.

Коммуникативные УУД:

-продолжать формирование умений работать в составе творческих групп, высказывать своё мнение.

 

Личностные УУД: 

- формировать устойчивый познавательный интерес;

 

Элементы содержания: межклеточное вещество, межклетники, хромосомы, дочерние и материнские клетки.

 

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.

 

Методы и приемы работы:  опрос, эвристическая беседа, демонстрация, репродуктивный, частично-поисковый. 

 

 

Оборудование: учебник И.Н.Пономарёва «Биология» 5 класс, рабочая тетрадь по биологии «Биология» 5 класс, таблицы «Клетка», «Деление клетки».

ПК, проекционное оборудование, презентация «Рост клетки», «Деление клетки», «Движение цитоплазмы» (фрагменты «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия»).

 

1 этап: организационный момент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 3, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы. Рефлексия.

 

 

Ход урока

 

I.Организационный момент

На доске цитата «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!» Козьма Прутков.

Сегодня урок открытия новых знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

А чтобы наш урок (наше путешествие) было интересным и познавательным, между нами должно царить взаимопонимание и сотрудничество.

 

 II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

На планете Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены на 4 Царства (дети называют их). И первое Царство, которое мы начали изучать на уроках биологии – это Царство Растения.

Прежде, чем перейдём к повторению, проведём разминку для ума.

«Мозговой штурм» - «верно – не верно» (10-12 вопросов).

Ребята, а из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?

Еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

Прежде, чем мы вспомним строение растительной клетки, дайте определение, что такое клетка.

Как же устроена клетка? Проверим ваши знания. На парте у вас карточки (приложение № 2). Для выполнения двух заданий я вам даю 2 минуты. При проверке заданий идет демонстрация презентации.

 Cлайд. Назовите органоиды клетки.

Из каких веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и неорганических). Проверка домашнего задания.

- Почему из семян пшеницы не делают масло, а из семян подсолнечника не пекут хлеб?

 

III. Целеполагание

Мы вспомнили строение клетки, её химический состав, а теперь настала очередь погрузиться в тайну жизни клетки.

Как вы понимаете термин «жизнь?» - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь. (учитель прикрепляет на доске таблички с надписями – дышат, питаются, растут, размножаются, умирают).

Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Попробуйте сформулировать тему урока «Жизнь клетки» (запись в тетрадь темы урока).

Цель нашего урока - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

 

IV.Изучение нового материала

 

Наше путешествие начинается. Я предлагаю посмотреть видеоролик (Движение цитоплазмы).

В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются с цитоплазмой вдоль клеточной оболочки. Оказывается, движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движе­ния цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолиро­вана от цитоплазмы других живых клеток, расположен­ных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клет­ки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. (Запись определения в тетрадь). Если межклеточное вещест­во разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов расте­ния меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное ве­щество разрушается. Возникают межклетники, запол­ненные воздухом. (Запись определения в тетрадь).

Предположите, как клетки питаются?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Какой можно сделать вывод из рассказа? Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.

 

Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь вы в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

 

Как делится клетка? Клетки некоторых частей расте­ний способны к делению, благодаря чему их число уве­личивается. В результате деления и роста клеток расте­ния растут.

1 этап - Делению клетки предшествует деление ее ядра учебник[9]. Перед делением клетки ядро увеличивается и в нем становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндри­ческой формы — хромосомы (от греческих слов «хро­ма» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследст­венные признаки от клетки к клетке.

2 этап - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части и выстраиваются на экваторе клетки.

3 этап - В ходе деления части хромосомы расходятся к раз­ным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в мате­ринской клетке.

4 этап - Все содержимое также равномерно рас­пределяется между двумя новыми клетками.Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у кукурузы – 20, у земляники – 56, у рака – 116, у человека – 46. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации. Дополнительный материал. Стр. 24.

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте (приложение № 3) из которых необходимо её составить.  Проверка с проговариванием этапов деления. Отложите конверты с заданием (то же повторяют у доски).

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели? (рост)

А сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником, страница 23, снизу рис. 10.

Прочитайте и ответьте на вопрос - Как происходит рост клетки и его значение? Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост всего растения. Отсюда и название «растение» заключается в том, что оно постоянно растет.

 

 

V.Домашнее задание

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект, наклеить схему деления, зарисовать рост клетки. Выучить п. 5, ответить на вопросы в конце параграфа.

 

VI.Закрепление

А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку в стихах. Слайд «Сказка о житие – бытие растительной клетки»

 

Часть веществ построит клетку, (Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живет растение. И название «растение»

Получило объяснение. Я вам сказку рассказала. Что о клетке вы узнали?

 

Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?

Является ли одна клетка живым организмом?

Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. 

Ну, вот мы и побывали в гостях у клетки – единице всего живого на Земле.

 

VII.Рефлексия

Оценивание работы.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

 

VIII.Оценки за урок

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Жизнедеятельность клетки»»

Конспект урока: «Жизнедеятельность клетки»


Тип урока: Урок «открытия» нового знания


Цель урока:

Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности растительной клетки.


Задачи:

Обучающие:

  • сформировать знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление, дыхание, питание.

  • способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Развивающие:

  • развивать понимание, что растительная клетка живая;

  • продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.

Воспитательные:

  • создавать условия для учения с увлечением;

  • воспитывать наблюдательность и любознательность;

  • способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету.


Формирование УУД:


Предметные УУД: 

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов).


Метапредметные УУД: 

Познавательные УУД:

- продолжать формирование умений осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- продолжать формирование умений планировать свою работу, делать выводы по результатам работы, осуществлять межпредметные связи, выполнять простейшие опыты.

Коммуникативные УУД:

-продолжать формирование умений работать в составе творческих групп, высказывать своё мнение.


Личностные УУД: 

- формировать устойчивый познавательный интерес;


Элементы содержания: межклеточное вещество, межклетники, хромосомы, дочерние и материнские клетки.


Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.


Методы и приемы работы:  опрос, эвристическая беседа, демонстрация, репродуктивный, частично-поисковый. 



Оборудование: учебник И.Н.Пономарёва «Биология» 5 класс, рабочая тетрадь по биологии «Биология» 5 класс, таблицы «Клетка», «Деление клетки».

ПК, проекционное оборудование, презентация «Рост клетки», «Деление клетки», «Движение цитоплазмы» (фрагменты «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия»).


1 этап: организационный момент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 3, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы. Рефлексия.



Ход урока


I.Организационный момент

На доске цитата «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!» Козьма Прутков.

Сегодня урок открытия новых знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

А чтобы наш урок (наше путешествие) было интересным и познавательным, между нами должно царить взаимопонимание и сотрудничество.


II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

На планете Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены на 4 Царства (дети называют их). И первое Царство, которое мы начали изучать на уроках биологии – это Царство Растения.

Прежде, чем перейдём к повторению, проведём разминку для ума.

«Мозговой штурм» - «верно – не верно» (10-12 вопросов).

Ребята, а из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?

Еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

Прежде, чем мы вспомним строение растительной клетки, дайте определение, что такое клетка.

Как же устроена клетка? Проверим ваши знания. На парте у вас карточки (приложение № 2). Для выполнения двух заданий я вам даю 2 минуты. При проверке заданий идет демонстрация презентации.

 Cлайд. Назовите органоиды клетки.

Из каких веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и неорганических). Проверка домашнего задания.

- Почему из семян пшеницы не делают масло, а из семян подсолнечника не пекут хлеб?


III. Целеполагание

Мы вспомнили строение клетки, её химический состав, а теперь настала очередь погрузиться в тайну жизни клетки.

Как вы понимаете термин «жизнь?» - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь. (учитель прикрепляет на доске таблички с надписями – дышат, питаются, растут, размножаются, умирают).

Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Попробуйте сформулировать тему урока «Жизнь клетки» (запись в тетрадь темы урока).

Цель нашего урока - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.


IV.Изучение нового материала


Наше путешествие начинается. Я предлагаю посмотреть видеоролик (Движение цитоплазмы).

В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются с цитоплазмой вдоль клеточной оболочки. Оказывается, движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движе­ния цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолиро­вана от цитоплазмы других живых клеток, расположен­ных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клет­ки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. (Запись определения в тетрадь). Если межклеточное вещест­во разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов расте­ния меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное ве­щество разрушается. Возникают межклетники, запол­ненные воздухом. (Запись определения в тетрадь).

Предположите, как клетки питаются?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Какой можно сделать вывод из рассказа? Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.


Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь вы в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


Как делится клетка? Клетки некоторых частей расте­ний способны к делению, благодаря чему их число уве­личивается. В результате деления и роста клеток расте­ния растут.

1 этап - Делению клетки предшествует деление ее ядра учебник[9]. Перед делением клетки ядро увеличивается и в нем становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндри­ческой формы — хромосомы (от греческих слов «хро­ма» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследст­венные признаки от клетки к клетке.

2 этап - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части и выстраиваются на экваторе клетки.

3 этап - В ходе деления части хромосомы расходятся к раз­ным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в мате­ринской клетке.

4 этап - Все содержимое также равномерно рас­пределяется между двумя новыми клетками.Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у кукурузы – 20, у земляники – 56, у рака – 116, у человека – 46. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации. Дополнительный материал. Стр. 24.

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте (приложение № 3) из которых необходимо её составить.  Проверка с проговариванием этапов деления. Отложите конверты с заданием (то же повторяют у доски).

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели? (рост)

А сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником, страница 23, снизу рис. 10.

Прочитайте и ответьте на вопрос - Как происходит рост клетки и его значение? Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост всего растения. Отсюда и название «растение» заключается в том, что оно постоянно растет.



V.Домашнее задание

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект, наклеить схему деления, зарисовать рост клетки. Выучить п. 5, ответить на вопросы в конце параграфа.


VI.Закрепление

А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку в стихах. Слайд «Сказка о житие – бытие растительной клетки»


Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название «растение»

Получило объяснение.
Я вам сказку рассказала.
Что о клетке вы узнали?


Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?

Является ли одна клетка живым организмом?

Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. 

Ну, вот мы и побывали в гостях у клетки – единице всего живого на Земле.


VII.Рефлексия

Оценивание работы.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?


VIII.Оценки за урок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!