Дата урока | |
Тема урока | Живая и неживая природа. Признаки живого. |
Цель урока | Выявить черты сходства и различия объектов живой и неживой природы, подвести к пониманию, что живая и неживая природа - это единое целое. |
Планируемые результаты: предметные | Применять биологические термины и понятия объект природы, биосфера, описывать проявление свойств живого и неживого, называть свойства живых организмов, рассматривать изображение живого организма и выявлять его признаки. |
метапредметные | Выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); добывать недостающую информацию с помощью вопросов; публично представлять результаты выполненного биологического опыта; задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы; сверять свои действия с целью и при необходимостиисправлять ошибки. |
личностные | Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение биологии, оценивать вклад советских ученых в развитии мировой биологической науки (на примере В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского). |
Используемые технологии | Здоровьесбережение, проблемного обучения, развивающего обучения, информационные. |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал: листы с перечнем объектов и явлений живой и неживой природы. |
Ход урока |
Орг. момент | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Посмотрите ребята в окно и обратите внимание, какая сегодня погода? Ответы детей (каждый отвечает свой ответ). Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Природа - это друг человека. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир. Воздух, вода, пища - это те ресурсы нашей жизни, которые мы берем у природы. Берём и ничего не даем ей взамен. Благополучия и качество жизни, это не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Но, это еще и то, без чего люди не могут жить - чистый воздух, чистая вода, свежая зелень, солнечные лучи. И сегодня тема нашего занятия «Живая и неживая природа». Мы сегодня с вами поговорим о природе, о земле, узнаем, почему земля кормилица, поиграем в разные игры, поговорим об экологической безопасности и в конце подведем итог. Кто мне скажет ребята, что такое экология? Экология - наука о нашем доме, о земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. |
Работа по теме урока. 1.Объекты живой и неживой природы. | Кто мне скажет, что такое природа? Правильно то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют на группы: живая и не живая природа. Как ребята отличать живую природу от неживой? Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, размножаются и наоборот. Сейчас выполните самостоятельную работу нужно распределить объекты и явления по группам. Слова для самостоятельной работы: собака, лист бумаги, кристалл соли, гром гремит, у коровы родился теленок, стакан упал и разбился, тело человека состоит из клеток, воздух, дом, собака ест мясо, заяц испугался орла, на крыше растет сосулька, подосиновик, кишечные бактерии, из гусеницы развивается бабочка, горение спички, рост кристалла соли, водоросли, камнепад, ливень. Объекты живой природы | Объекты неживой природы | Явления живой природы | Явления неживой природы | | | | | |
2.Изучение свойств живого. | А что значит – быть живым? По каким признакам мы можем определить, принадлежит объект к живой или неживой природе? (Ученики выдвигают свои версии. Учитель рассказывает о признаках живых организмов, раскрывая содержане каждого понятия из перечня на примерах). Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ (питание, дыхание, выделение), рост, развитие, раздражимость, размножение. Человек – это тоже живой организм. Только в отличии от животных и растений он может выражать свои мысли с помощью слов и сложных жестов (пантомимы). Я предлагаю вам продемонстрировать это на практике. Игра «Признаки живого» (физкультминутка) Я буду называть вам признаки живого, а вы будите их показывать. -
Дыхание – все дышат глубоко и шумно. -
Движение – все двигают руками и ногами. -
Рост – все сгибают тело и пытаются достать руками до пола, а затем выпрямляются в полный рост. -
Развитие – каждый изображает изменяющуюся фигуру. -
Раздражимость – учитель командует: «Закрыть глаза» - ученики закрывают, просит произнести слово «биология» - говорят, то есть реагируют. - Молодцы, ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (лист бумаги) - Можно разорвать лист на части, стало много листков. Что это? Может, это признак живого – размножение? (нет) - А теперь я отпускаю лист, и он начинает двигаться, он летит. Может, это признак живого – движение? (нет) - А теперь я его смяла, он изменился. Может, это признак живого – развитие? (нет) Для усиления понимания отличия живых организмов от объектов неживой природы необходимо еще раз перечислить признаки живого, заострив внимание на клеточном строении. Записать в тетрадь определение «клетка». Клетка – это основная структурная единица живого организма. Обладая всеми признаками живого, организм ведет очень сложную жизнь, имеет множество потребностей: чтобы дышать, нужен воздух, всему живому необходима вода и соли. Так же солнечный свет. (Учитель обращает вниманиена рис. 2 на с. 8 учебника). В этих явлениях очевидна связь живой и неживой природы. |
3.Роль живого в приподе. | Работа с текстом учебника рубрика «Моя лаборатория» на с. 10 – 11. Можно ли сказать, что графит тоже является объектом живой природы? Ученые пришли к выводу, что живые организмы в первые появились на Земле около 3,7 млрд лет назад. Первые жители нашей планеты – бактерии – обитали в мировом океане. Благодаря деятельности цианобактерийв атмосфере Земли появился кислород. Живые организмы развивались миллионы лет. Сейчас все они объединяются в биосферу Земли. Это живая оболочка, включающая гидросферу, часть литосферы и часть атмосферы. Целостное учение о биосфере создал русский ученый В.И. Вернадский. Более подробно познакомитесь в рубрике «Из истории науки» на с. 11 учебника. |
Рефлексивно-оценочный этап | Учитель вместе с учениками подводит итоги урока. -
Человека окружают объекты живой и неживой природы. -
Живые организмы имеют признаки, отличающие их от объектов неживой природы: клеточное строение, обмен веществ, рост, развитие, раздражимость и размножение. -
Объекты живой и неживой природы взаимосвязаны. -
Биосфера – оболочка земли, заселенная живыми организмами. |
Домашнее задание | Прочитать параграф 1, ответить на вопросы и выучить новые понятия. |