Конспект урока по биологии 8 класс
Тема: «Расы человека и их происхождения».
1 слайд
Проверка домашнего задания: таблица.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Мы продуктивно поработали на предыдущем занятии, изучив основные этапы развития рода Человек. Надеюсь, что сегодняшний урок тоже принесет немало открытий и подарит вам радость познания.
2. Изучение нового материала.
2 слайд
- Скажите, пожалуйста, какой биологический процесс представлен на слайдах?
(Антропогенез - процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества — социогенеза)
- Скажите, к какому виду мы принадлежим? (Хомо сапиенс, человек разумный).
- Как любой биологический процесс антропогенез имеет движущие силы. Назовите движущие силы антропогенеза. (Движущие силы антропогенеза: биологические факторы антропогенеза: естественный отбор, генотипическая изменчивость; социальные факторы антропогенеза: групповое сотрудничество, общение и речь, изготовление орудий, наличие постоянных жилищ).
3 слайд
-Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Что вы видите?
-К какому этапу развития рода Человек относятся изображенные на рисунки люди?
-На основании, каких признаков вы это определили?
-Чем отличаются эти люди?
-Почему могли возникнуть эти отличия?
- Есть признаки, по которым отличают целые общности людей - расы.
-Какая тема сегодняшнего урока? (Расы).
4 слайд
-Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Расы человека и их происхождения»
Задание: организуется частично-поисковая деятельность, в процессе которой учащиеся находят в учебнике определение расы, которое записывается в тетрадь.
5 слайд
«Раса - это исторически сложившаяся группа людей, объединённых общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями».
6 слайд
-К какой категории относятся человеческие расы: класс, род, вид, популяция?
-Возникает вопрос: человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек? Ответить на этот вопрос нам предстоит в течении урока.
-Формируются четыре рабочие группы: В каждой группе выбирается руководитель, который будет направлять работу и представлять результаты на обсуждение.
Группы составляют характеристику основных рас по плану пользуясь учебником и дополнительной информацией:
7 слайд
1. Основные морфологические признаки, характерные для представителей расы.
2. Основная территория проживания представителей расы.
Время на выполнение работы – 10 минут, по истечении которых, группы представляют результаты работы и заполняют сводную таблицу «Характеристика человеческих рас»:
8-11 слайд
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
1 европеоидная | | |
2 австралоидная | | |
3 негроидная | | |
4 монголоидная | | |
-Все эти четыре расы учёные в настоящее время выделяют в три большие расы: Экваториальная (австрало- негроидная), евразийская (европеоидная), азиатско- американская (монголоидная).
-Скажите пожалуйста есть ли абсолютно чистая раса? (Нет).
12 слайд
-Поэтому учёные выделяют несколько десятков более мелких рас- второго и третьего порядка.
-Прочитайте учебник стр. 19 и ответьте на вопросы:
13 слайд
1. Когда появились первые расы;
2. Механизм образования рас; (Привести примеры).
-Ответим на наш проблемный вопрос: человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек?
-Выдвигаю 2 утверждения, подумайте с каким вы согласны?
14 слайд
-расы – это разные виды рода Человек, т.к. отличаются по морфологическим признакам, занимают разные территории, общаются на разных языках и т.д.
- расы – это популяции вида Человек разумный, т.к. имеют сходное строение всех органов и систем, люди одной расы могут говорить на языках других рас и т.д.
-Чтобы найти правильное решение вопроса вспомните определения вида и популяции.
Вид (от лат. species — эталон, единица измерения) — совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения - ареал. Все человечество принадлежит к одному виду — Homo sapiens, который имеет следующие признаки:
1) сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т. д.);
2) физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.);
3) возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;
4) все едины по происхождению.
-Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка.
-Расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.
-Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света.
-Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности.
-Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция.
Вывод: Несмотря на различия между расами, все современное человечество представлено одним видом Человек разумный. Это подтверждается, прежде всего, тем, что у вступающих в брак представителей различных рас рождается плодовитое потомство.
15 слайд
Домашнее задание: параграф стр. 18-20. Вопросы 1-10 устно.
Доклад
1. Вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека Гиппократа.
2. . Вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека Леонардо Да Винчи.
3. . Вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека Андреаса Везалия.
Группа 1.
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
1 европеоидная | раса, распространённая до эпохиВеликих географических открытий вЕвропе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке и северной и центральной Индии; позже — на всех населённых континентах. Особенно широко европеоиды расселились вСеверной Америке и Южной Америке, в Южной Африке и Австралии | Лицо заметно выступает вперёд в горизонтальной плоскости.Волосы прямые или волнистые. Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, толщинагуб небольшая или средняя, ростбороды и усов сильный. Кисть истопа широкие. Цвет кожи, волос иглаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций |
Группа 2.
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
2 австралоидная | — общее название древнего темнокожего населения Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии иОкеании | лицо узкое и низкое, широкий нос, курчавые черные волосы, темнаякожа, широко открытые кариеглаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо |
Группа 3.
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
3 негроидная | Основной регион расселения — область исторического формирования расы: Африка, к югу от Сахары. Также к негроидному населению на начало XXI века относится значительная часть населения Бразилии, Вест - Индии, США и Франции | Рост различный. Конечностиудлинённые (особенно руки). Тёмная кожа (особенно богатая меланином). Курчавые волосы, плохо растет борода и усы. Широкий плоский нос, толстыегубы, большие карие глаза, большие уши. прогнатизм. |
Группа 4.
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
4 монголоидная | распространены в Восточной и Юго-Восточной Азии, Америке и Арктике. | глаза с сильно развитой складкой верхнего века (эпикантус).Чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы. Тёмные глаза. Смуглый, часто желтоватый цвет кожи. Слабое развитиемтретичного волосяного покрова; сильно выступают скулы; уплощённое лицо. большей частью низким переносьем. |