СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 8 класс: "Расы человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 8 класс: "Расы человека"»

Конспект урока по биологии 8 класс

Тема: «Расы человека и их происхождения».

1 слайд

Проверка домашнего задания: таблица.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Мы продуктивно поработали на предыдущем занятии, изучив основные этапы развития рода Человек. Надеюсь, что сегодняшний урок тоже принесет немало открытий и подарит вам радость познания.

2. Изучение нового материала.

2 слайд

- Скажите, пожалуйста, какой биологический процесс представлен на слайдах?

(Антропогенез - процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества — социогенеза)

- Скажите, к какому виду мы принадлежим? (Хомо сапиенс, человек разумный).

- Как любой биологический процесс антропогенез имеет движущие силы. Назовите движущие силы антропогенеза. (Движущие силы антропогенеза: биологические факторы антропогенеза: естественный отбор, генотипическая изменчивость; социальные факторы антропогенеза: групповое сотрудничество, общение и речь, изготовление орудий, наличие постоянных жилищ).

3 слайд

-Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Что вы видите?          

-К какому этапу развития рода Человек относятся изображенные на рисунки люди?

-На основании, каких признаков вы это определили?

-Чем отличаются эти люди?

-Почему могли возникнуть эти отличия?

- Есть признаки, по которым отличают целые общности людей - расы.

-Какая тема сегодняшнего урока? (Расы).

4 слайд

-Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Расы человека и их происхождения»

Задание: организуется частично-поисковая деятельность, в процессе которой учащиеся находят в учебнике определение расы, которое записывается в тетрадь.

5 слайд

«Раса - это исторически сложившаяся группа людей, объединённых общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями».

6 слайд

-К какой категории относятся человеческие расы: класс, род, вид, популяция?

-Возникает вопрос: человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек? Ответить на этот вопрос нам предстоит в течении урока.

-Формируются четыре рабочие группы: В каждой группе выбирается руководитель, который будет направлять работу и представлять результаты на обсуждение.

Группы составляют характеристику основных рас по плану пользуясь учебником и дополнительной информацией:

7 слайд

1. Основные морфологические признаки, характерные для представителей расы.

2. Основная территория проживания представителей расы. 

Время на выполнение работы – 10 минут, по истечении которых, группы представляют результаты работы и заполняют сводную таблицу «Характеристика человеческих рас»:

8-11 слайд

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

1 европеоидная

 

 

2 австралоидная



3 негроидная

 

 

4 монголоидная

 

 


-Все эти четыре расы учёные в настоящее время выделяют в три большие расы: Экваториальная (австрало- негроидная), евразийская (европеоидная), азиатско- американская (монголоидная).

-Скажите пожалуйста есть ли абсолютно чистая раса? (Нет).

12 слайд

-Поэтому учёные выделяют несколько десятков более мелких рас- второго и третьего порядка.

-Прочитайте учебник стр. 19 и ответьте на вопросы:

13 слайд

1. Когда появились первые расы;

2. Механизм образования рас; (Привести примеры).

-Ответим на наш проблемный вопрос: человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек?

-Выдвигаю 2 утверждения, подумайте с каким вы согласны?

14 слайд

-расы – это разные виды рода Человек, т.к. отличаются по морфологическим признакам, занимают разные территории, общаются на разных языках и т.д.

- расы – это популяции вида Человек разумный, т.к. имеют сходное строение всех органов и систем, люди одной расы могут говорить на языках других рас и т.д.

-Чтобы найти правильное решение вопроса вспомните определения вида и популяции.

Вид (от лат. species — эталон, единица измерения) — совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения - ареал. Все человечество принадлежит к одному виду — Homo sapiens, который имеет следующие признаки:

1) сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т. д.);

2) физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.);

3) возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;

4) все едины по происхождению.

-Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка.

 -Расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.

-Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света.

-Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между  расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях,  речи, трудовой деятельности.

-Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба  за существование, естественный отбор и изоляция.

Вывод: Несмотря на различия между расами, все современное человечество представлено одним видом Человек разумный. Это подтверждается, прежде всего, тем, что у вступающих в брак представителей различных рас рождается плодовитое потомство.

15 слайд

Домашнее задание: параграф стр. 18-20. Вопросы 1-10 устно.

Доклад

1. Вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека Гиппократа.

2. . Вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека Леонардо Да Винчи.

3. . Вклад в развитие знаний о строении и функциях организма человека Андреаса Везалия.





Группа 1.

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

1 европеоидная

 

 

 

 

 

 

 

 

раса, распространённая до эпохиВеликих географических открытий вЕвропе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке и северной и центральной Индии; позже — на всех населённых континентах. Особенно широко европеоиды расселились вСеверной Америке и Южной Америке, в Южной Африке и Австралии

Лицо заметно выступает вперёд в горизонтальной плоскости.Волосы прямые или волнистые. Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, толщинагуб небольшая или средняя, ростбороды и усов сильный. Кисть истопа широкие. Цвет кожи, волос иглаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций

 

Группа 2.

 

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

2 австралоидная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— общее название древнего темнокожего населения Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии иОкеании

лицо узкое и низкое, широкий нос, курчавые черные волосы, темнаякожа, широко открытые кариеглаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо

 

 

Группа 3.

 

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

3 негроидная

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной регион расселения — область исторического формирования расы: Африка, к югу от Сахары. Также к негроидному населению на начало XXI века относится значительная часть населения Бразилии, Вест - Индии, США и Франции

Рост  различный.  Конечностиудлинённые (особенно руки).  Тёмная кожа (особенно богатая меланином).  Курчавые волосы, плохо растет борода и усы.  Широкий плоский нос, толстыегубы, большие карие глаза, большие уши. прогнатизм.

 

Группа 4.

 

Расы

Основная территория проживания

Основные морфологические признаки

 

 4 монголоидная

 

 

 

 

 

 

распространены в Восточной и Юго-Восточной Азии, Америке и Арктике.

глаза с сильно развитой складкой верхнего века (эпикантус).Чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы.  Тёмные глаза. Смуглый, часто желтоватый цвет кожи. Слабое развитиемтретичного волосяного покрова; сильно выступают скулы; уплощённое лицо. большей частью низким переносьем.

 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!