Конспект урока по биологии 9 класс «Второй закон Менделя (закон расщепления)».
1 сл.
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сейчас мы проверим домашнее задание, далее перейдём к изучению нового материла.
2. Проверка домашнего задания.
-Скажите, кто является основоположником учения о наследственности? (Грегор Мендель).
- На каком самоопыляющемся растении он проводит опыты, скрещивание? (На горохе).
-Что означает понятие чистая линия? ( Всё потомство по изучаемому признаку единообразное).
- Какие это были признаки? (Взаимоисключающие или альтернативные). Приведите пример.
- Как называется метод, которым он пользовался? (Гибридологический).
- Как называются особи которые участвуют в скрещивании? (Гибриды).
- А потомство, которое получается после скрещивания? (Гибридное потомство).
-Таким образом, он выявил определённые закономерности наследования признаков и сформулировал их в законы.
До решать задачи. (Повторить термины).
2 сл.
Самостоятельная работа:
1. Как называется первый закон Менделя?
2.Написать формулировку первого закона Менделя.
3. Решить задачу.
1 вариант
У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое получится потомство при скрещивании двух гетерозиготных мышей с коричневой окраской шерсти.
2 вариант
У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей и какое будет потомство при скрещивании двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.
3. Изучение нового материала.
-Какое получится потомство в первом поколении от скрещивания двух гомозиготных организмов, один из которых будет доминантный, а другой рецессивный по изучаемому признаку? (Получится потомство гетерозиготных особей, одинаковых по изучаемому признаку).
- Так вот если скрестить два гетерозиготных организма получившихся в первом поколении, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определённом числовом соотношении: 3 из 4х особей будут иметь доминантный признак, а 1 рецессивный.
- Таким образом происходит распределение признаков между потомством, такое явление называется расщеплением.
4 сл.
«Расщепление- это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определённом числовом соотношении».
- Что происходит с рецессивном признаком в первом поколении? (Не исчезает, а подавляется).
-Тогда в каком поколении он проявится? (Во втором).
-Какое наблюдается расщепление по фенотипу? (3:1). По генотипу? (1:2:1) В процентном соотношении? (По фенотипу 75:25%, по генотипу: 25:50:25%).
-Исходя из вышесказанного и той работе, которую провёл Мендель при скрещивании 2х гетерозиготных организмов он сформулировал второй закон.
4 сл.
«При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения наблюдается расщепление в определённом числовом соотношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1».
- А что же будет при неполном доминировании в потомстве гибридов второго поколения? Давайте про решаем. (Решаем).
- Расщепление и по генотипу и по фенотипу совпадает 1:2:1. В процентном соотношении совпадает.
-Мендель предложил, что наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде.
- Сколько признаков содержаться в теле гибрида после скрещивания, в первом поколении? (2 признака - доминантный и рецессивный).
- Доминантный будет проявляться, рецессивный подавляться.
-Благодаря какому процессу осуществляется передача признаков? (Половое размножение).
-Через какие клетки? (Половые, гаметы).
- Можно предположить, что каждая из гамет содержит только один фактор из пары.
- Тогда если гамета при оплодотворении несёт рецессивный признак, то будет приводить к образованию организма с рецессивным признаком, который проявляется фенотипически.
- Если гамета несёт доминантный признак, то появится организм с доминантным признаком.
- Если доминантный признак всегда доминирует, превосходит, по появление рецессивного признака во втором поколении будет проявляться при соблюдении определённых условий:
5 сл.
1. Если у гибридов наследственные факторы сохраняются в неизменном виде;
2. Если половые клетки содержат только один наследственный фактор из аллельной пары;
-После чего Мендель формулирует закон чистоты гамет:
6 сл.
«При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары».
-Возникает вопрос каким образом это происходит?
- Вспомним процесс мейоза 1. После образования гамет гомологичные хромосомы попадают в разные клетки или одни? (разные).
-После чего образуются два сорта гамет по данной аллельной паре.
-А вот уже при оплодотворении они могут комбинироваться между собой в зиготе вл всех возможных сочетаниях: АА, Аа, аа.
- То есть расщепление признаков происходит благодаря расхождение гомологичных хромосом и образования гаплоидных половых клеток при мейозе.
7 сл.
Решение задач на второй закон Менделя (расщепления).
1. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
2. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей трёх братьев и сестёр, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.
3. Миоплегия (синдром внезапных приступов мышечной слабости) предаётся по наследству, как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
4. Фенилкетонурия (наследственное заболевание, связанное с нарушением метаболизма аминокислот, отставание в умственном и физическом развитии) наследуется, как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
5. Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В F1- 25 % с чёрной шерстью, 50%- с серой и 25% с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.
Домашнее задание
Параграф 37 стр. 178- 180.