СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 9 класс: "Второй закон Г. Менделя"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 9 класс: "Второй закон Г. Менделя"»

Конспект урока по биологии 9 класс «Второй закон Менделя (закон расщепления)».

1 сл.

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сейчас мы проверим домашнее задание, далее перейдём к изучению нового материла.

2. Проверка домашнего задания.

-Скажите, кто является основоположником учения о наследственности? (Грегор Мендель).

- На каком самоопыляющемся растении он проводит опыты, скрещивание? (На горохе).

-Что означает понятие чистая линия? ( Всё потомство по изучаемому признаку единообразное).

- Какие это были признаки? (Взаимоисключающие или альтернативные). Приведите пример.

- Как называется метод, которым он пользовался? (Гибридологический).

- Как называются особи которые участвуют в скрещивании? (Гибриды).

- А потомство, которое получается после скрещивания? (Гибридное потомство).

-Таким образом, он выявил определённые закономерности наследования признаков и сформулировал их в законы.

До решать задачи. (Повторить термины).

2 сл.

Самостоятельная работа:

1. Как называется первый закон Менделя?

2.Написать формулировку первого закона Менделя.

3. Решить задачу.

1 вариант

У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое получится потомство при скрещивании двух гетерозиготных мышей с коричневой окраской шерсти.

2 вариант

У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей и какое будет потомство при скрещивании двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

3. Изучение нового материала.

-Какое получится потомство в первом поколении от скрещивания двух гомозиготных организмов, один из которых будет доминантный, а другой рецессивный по изучаемому признаку? (Получится потомство гетерозиготных особей, одинаковых по изучаемому признаку).

- Так вот если скрестить два гетерозиготных организма получившихся в первом поколении, то во втором поколении признаки обоих родителей проявляются в определённом числовом соотношении: 3 из 4х особей будут иметь доминантный признак, а 1 рецессивный.

- Таким образом происходит распределение признаков между потомством, такое явление называется расщеплением.

4 сл.

«Расщепление- это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определённом числовом соотношении».

- Что происходит с рецессивном признаком в первом поколении? (Не исчезает, а подавляется).

-Тогда в каком поколении он проявится? (Во втором).

-Какое наблюдается расщепление по фенотипу? (3:1). По генотипу? (1:2:1) В процентном соотношении? (По фенотипу 75:25%, по генотипу: 25:50:25%).

-Исходя из вышесказанного и той работе, которую провёл Мендель при скрещивании 2х гетерозиготных организмов он сформулировал второй закон.

4 сл.

«При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения наблюдается расщепление в определённом числовом соотношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1».

- А что же будет при неполном доминировании в потомстве гибридов второго поколения? Давайте про решаем. (Решаем).

- Расщепление и по генотипу и по фенотипу совпадает 1:2:1. В процентном соотношении совпадает.

-Мендель предложил, что наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде.

- Сколько признаков содержаться в теле гибрида после скрещивания, в первом поколении? (2 признака - доминантный и рецессивный).

- Доминантный будет проявляться, рецессивный подавляться.

-Благодаря какому процессу осуществляется передача признаков? (Половое размножение).

-Через какие клетки? (Половые, гаметы).

- Можно предположить, что каждая из гамет содержит только один фактор из пары.

- Тогда если гамета при оплодотворении несёт рецессивный признак, то будет приводить к образованию организма с рецессивным признаком, который проявляется фенотипически.

- Если гамета несёт доминантный признак, то появится организм с доминантным признаком.

- Если доминантный признак всегда доминирует, превосходит, по появление рецессивного признака во втором поколении будет проявляться при соблюдении определённых условий:

5 сл.

1. Если у гибридов наследственные факторы сохраняются в неизменном виде;

2. Если половые клетки содержат только один наследственный фактор из аллельной пары;

-После чего Мендель формулирует закон чистоты гамет:

6 сл.

«При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары».

-Возникает вопрос каким образом это происходит?

- Вспомним процесс мейоза 1. После образования гамет гомологичные хромосомы попадают в разные клетки или одни? (разные).

-После чего образуются два сорта гамет по данной аллельной паре.

-А вот уже при оплодотворении они могут комбинироваться между собой в зиготе вл всех возможных сочетаниях: АА, Аа, аа.

- То есть расщепление признаков происходит благодаря расхождение гомологичных хромосом и образования гаплоидных половых клеток при мейозе.

7 сл.

Решение задач на второй закон Менделя (расщепления).

1. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?

2. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имевшей трёх братьев и сестёр, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.

3. Миоплегия (синдром внезапных приступов мышечной слабости) предаётся по наследству, как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

4. Фенилкетонурия (наследственное заболевание, связанное с нарушением метаболизма аминокислот, отставание в умственном и физическом развитии) наследуется, как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

5. Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В F1- 25 % с чёрной шерстью, 50%- с серой и 25% с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.

Домашнее задание

Параграф 37 стр. 178- 180.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!