СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии: "Генетическая терминология и символика, используемая в генетике."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии: "Генетическая терминология и символика, используемая в генетике."»

Тема урока: Терминология и символика, используемая в генетике.


Цель: ознакомить учащихся с основными терминами и символами, используемыми в генетике.

Задачи: 1. дать первое представление о терминологии и символике, используемой в генетике

2. сформировать знания об основных понятиях используемых в генетике;

3. начать формировать умения использовать символику для написания схем и для последующего решения генетических задач;

4. познакомить учащихся с исторической оценкой развитья генетики – как науки;

5. продолжить формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.

Методы урока: словесные, наглядные.

Оборудование: учебник, раздаточный материал


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

План.

1. Генетика – как наука.

2. Открытие законов наследования.

3. Развитие представлений о гене.

4. Терминология, используемая в генетике.

5. Символика, используемая в генетике.


1. Генетика – как наука.


Генетика – это сердцевина биологической науки, лишь в рамках генетики разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмысленно как единое целое.

Дети похожи на своих родителей и хотя это сходство далеко не абсолютно, оно тем не менее явно свидетельствует о существовании биологической наследственности. Люди давно поняли, что половой акт и у человека и у животных связан с размножением. Следовательно, естественно было предположить, что семя самцов служит носителем наследственности, однако, как именно это происходит оставалось не ясно.

Многие века господствовала теория пангенеза, согласно которой, семя образуется во всех частях тела, а затем, по кровеносным сосудам попадает через семенники в половые органы. Сходство между родителями и потомками объяснялось тем, что семя, образуясь в различных частях тела, отражает характерные особенности каждой из них.

Теория пангенеза была известна уже Аристотелю (384-322 г.до н.э.) и другим греческим философам и преобладала еще в XIX веке.

Жан Батист де Ламарк (1744-1829г.) считал пангенез основным механизмом эволюционных изменений. По Ламарку, эволюция была накоплением в чреде многих поколений благоприобретенных признаков: упражнение или неупражнение органов, по его мнению, приводят к таким изменениям в организме, которые могут передаваться потомству.

Ч. Дарвин (1809-1882г.) тоже принимал теорию пангенеза.

Август Вейсман (1834-1914 г.) сделал первый серьезный вызов теории пангенеза. Он противопоставил ей теорию зародышевой плазмы. Вейсман провел различия между зародышевой плазмой, включающей половые клетки, из которых они образуются, и соматоплазмой, к которой отнес клетки остальной части организма. По Вейсману, зародышевая плазма остается неизменной, передаваясь при размножении из поколения в поколение, тогда как соматоплазма преходяща и создается зародышевой плазмой лишь для того, чтобы защитить себя от повреждений и способствовать размножению. Эта точка зрения полностью противоречит теории пангенеза.

Опыт Вейсмана в подтверждении его теории: на протяжении многих поколений он отрезал хвосты мышам и заметил, что длина хвостов остается неизменной.

Вывод: наследственные признаки хвоста определяются не частицами их образующими, а формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы, которая при отрезании хвостов остается неизменной.

Итак, Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.


2. Открытие законов наследования.

Как мы уже сказали, с незапамятных времен людей волновал вопрос о сходствах потомков и родителей, о природе вновь возникающих изменений. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, долгое время установить не удавалось.

Основные законы наследственности были открыты Грегором Менделем (1822-1884г.) монахом августовского монастыря, жившим в австрийском городе Брно (ныне Брно, Чехия). Примерно с 1856 года он начал экспериментировать с горохом, для того чтобы узнать. Как передаются по наследству индивидуальные признаки этого организма.

Опыты Менделя и по сегодняшним меркам являются прекрасным образцом научного исследования. Результаты эксперимента он опубликовал в «Известях общества естественной истории» в Брюнно в 1866 году., но его статья не привлекла никакого внимания биологов.

Законы Менделя были открыты вторично в 1900 году тремя учеными, одновременно, получившими сходные с Менделем результаты и признавшими его приоритет. Это были Гуго де Фриз (Голландия), Карл Корренс (Германия), Эрих Чермах (Австрия). С этого момента для всех стало очевидно, насколько велико значение работ Менделя: именно им был открыт путь к разгадке тайны наследственности.

Первоочередной задачей было показать, что принципы Менделя приложены не только к растениям, но и к животным. Это было сделано впервые годы XX века в основном Льюеном Кено (Франция), Вильямом Бэтсоном (Англия), Вильямом Кастлем (США).

Вскоре последовали другие важные открытия.


3. Развитие представлений о гене.

Переоткрытие законов Менделя вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов – генетики. Элементарные единицы наследственности стали называть генами. Было доказано, что гены расположены в хромосомах. Но молекулярная структура генов еще долгое время оставалась неизвестной.

Открытие химической структуры ДНК позволило понять молекулярные основы наследственности и механизмы действия генов и их передачи – в форме молекул ДНК из поколения в поколение.

На протяжении последних лет генетики разработали методы, которые позволили им в лабораторных условиях воссоздать последовательные этапы эволюции организмов.

Новое знание и возможности использовать его для достижения новых целей имеют глубокие последствия для всей биологии.

Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.


4. Терминология, используемая в генетике.

  1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости

  2. Ген – участок молекулы ДНК.

  3. Генотип – совокупность генов в организме.

  4. Фенотип – совокупность всех признаков организма.

  5. Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом.

  6. Гамета – половая клетка.

  7. Гаплоидность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.

  8. Диплоидность – организм, или клетка с двойным набором хромосом.

  9. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.

  10. Гомозиготность – организм, или клетка несут одинаковые аллели.

  11. Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей.

  12. Дигибридность – объединение генетического материала по двум признакам.

  13. Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам.

  14. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.

  15. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака.

  16. Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки.

  17. Доминирование – преобладающий признак наследования.

  18. Рецессивность – подавляемый наследственный генофонд.

  19. Комплементарность – или дополнительно действующий ген.

  20. Наследственность – свойство живых организмов обеспечивать преемственность между поколениями.

  21. Признак – свойство особей.

  22. Скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.


5. Символика, используемая в генетике.

(зеркала Венеры) – женский пол




(щит и копье Марса) – мужской пол.


Р (лат. parento) – родительские особи

G (Г) (гр. Gamete) – гаметы

F (filii) - дети, (F1, F2, и т.д. – поколения)

X - знак скрещивания

В схемах на первом месте принято обозначать генотип женского пола.

А – фактор наследственности, определяющий доминантный признак

а – фактор наследственности, определяющий рецессивный признак

АА, аа – гомозиготные особи

Аа – гетерозиготная особь


IV. Обобщение и систематизация знаний.

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

1 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости

  2. Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам.

  3. Доминирование – преобладающий признак наследования.

Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом

Признак – свойство особей по генофонду.

  1. Гаплоидность – организм, или клетка с тройным набором хромосом.

  2. Фенотип – совокупность всех признаков организма.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Совокупность генов галоидного набора хромосом — это:

А) генотип; В) генофонд;

Б) геном; Г) кариотип.

  1. Генотип — это:

А) совокупность всех генов организма, взаимодействующих между собой

и с факторами внешней среды;

Б) совокупность генов всех особей популяции;

В) совокупность внешних и внутренних признаков организма.

  1. Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

А) аллель; В) кодон;

Б) локус; Г) антикодон.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

знак скрещивания

женский пол

гомозиготные особи


ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

2 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Ген – участок молекулы ДНК.

  2. Гомозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.

  3. скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.

  4. Комплементарность – или дополнительно действующий ген.

  5. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Фенотип — это совокупность внешних и внутренних признаков:

А) организма; В) всех особей вида;

Б) всех особей популяции; .

  1. Наследственность — это:

А) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

Б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях

B) изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе.

  1. Набор хромосом соматической клетки, характеризующийся определенным их числом, размерами, формой, называется:

А) генотип; В) ген;

Б) геном; Г) кариотип.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

родительские особи ………

гаметы ………

поколения ………….


ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

3 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Генотип – совокупность генов в хромосоме.

  2. Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей.

  3. Наследственность – свойство живых организмов приобретать новые признаки.

  4. Дигибридность – объединение генетического материала по одному признаку.

Рецессивность – преобладающий наследственный генофонд.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Совокупность генов всех особей популяции — это:

А) генотип; В) генофонд;

Б) ген; Г) кариотип.

  1. Изменчивость — это:

А) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;

Б) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

B) свойство организмов приобретать признаки-различия в пределах вида

  1. Гомологичными называются парные хромосомы, имеющие:

А) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;

Б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;

B) сходное строение, но разное число генов..

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

фактор наследственности, определяющий рецессивный признак………….

дети …………

знак скрещивания …………….


ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

4 вариант

Выберите правильные ответы:

  1. Гамета – соматическая клетка.

  2. Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных условиях.

  3. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака.

  4. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.

  5. Дигибридность – организм, или клетка с двойным набором хромосом.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

А) аллельными; В) гомозиготными.

Б) гетерозиготными;

  1. Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления, называется:

A) гетерозиготным; В) гомозиготным;

Б) моногибридным; Г) гибридным

  1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:

А) генотип; В) ген;

Б) геном; Г) кариотип.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

мужской пол ………

фактор наследственности, определяющий доминантный признак…….

гетерозиготная особь ……..


V. Подведение итогов урока.

1. Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.

2. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

3. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, что предшествовало развитию такой науки как генетики.

4. Итак, сегодня на уроке мы разобрали термины и символы, которыми будем пользоваться при изучении такой большой темы как Наследственность и изменчивость организмов».


VI. Домашнее задание: выучить всю терминологию и символику генетики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!