Конспект урока по биологии 7 класс «Класс костные рыбы»
1 сл.
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сейчас мы проверим домашнее задание, далее перейдём к изучению нового материала.
2. Проверка домашнего задания.
-Каких представителей отряда хрящевые рыбы вы знаете? (Акулы, скаты, химерообразные).
- На прошлом уроке мы с вами заполняли таблицу «Отряд хрящевые рыбы». И не заполнили одну из колоночек, какую? (Химерообразные).
- Итак, сообщение «Химерообразные». (Заполняем таблицу).
2 сл.
1 задание
Соотнесите характеристику отряда костные рыбы и представителей отряда.
Акулы | Тело сплющенное, грудные плавники сросшиеся, жабр нет. |
Скаты | Хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая. |
Химерообразные | Тело торпетовидное, 5-7 жаберных щелей, зрение слабое, хорошо развиты органы чувств. |
3 сл.
2 задание
В предложенный текст вставьте пропущенные слова.
Хрящевые рыбы- сравнительно небольшая современная группа рыб, включающая не более 700 видов животных. Скелет в течении всей жизни остаётся …. Кожа покрыта …., напоминающей по строению зубы. Жаберных крышек нет, но есть …. ….., открывающиеся наружу самостоятельными отверстиями. Представители класса- …, …, ….
4 сл.
3 задание
Тестирование
1. Какую форму тела имеют акулы?
А) Торпетовидная;
Б) Плоская;
В) Причудливая;
2. Что имеется у скатов в основании хвоста?
А)Плавательный пузырь;
Б) Длинная игла;
В) Брызгалец;
3. Назовите отличительную особенность электрических скатов?
А) Жары;
Б) Иглу у основания хвоста;
В) Имеют электрические органы - видоизменённые мышцы;
4. Чем заканчивается хвостовой отдел химерообразных?
А) Нитевидным придатком;
Б) Плавательным пузырём;
В) Парными плавниками несросшимися;
5) Какие акулы из предложенного списка представляют угрозу человеческой жизни?
А) Тигровая;
Б) Белая;
В) Акула молот;
Г) Гигантская акула;
Д) Акула катрана.
Самопроверка:
1. А; 2.Б; 3. В; 4.А; 5. А,Б.
Сообщения:
1. «Манта - морской дьявол;
2. «Катран - сельдевая акула»;
3. «Правда и вымыслы об акулах».
3. Изучение нового материала.
5 сл.
- Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.
- В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых - рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости.
6 сл.
В Японии и Китае карп - символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб - щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка.
7 сл.
В республике Татарстан, в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.
-Какие рыб я сейчас перечислила? (Карась, щука, карп).
-Посмотрите на их внутреннее строение и скажите из чего состоит их скелет? (Кость).
-Значит, к какому классу рыб они будут относиться? (Класс костистые рыбы).
8 сл.
- Какова тема нашего урока? (Класс костистые рыбы).
- Какова цель нашего урока? (Систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб).
9 сл.
- Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.
-Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой.
Музыкальная вставка.
-Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)
-Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб.
10 сл.
- Костные рыбы (лат. Osteichthyes) — класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные. Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб.
11 сл.
-Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.
- Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны?
12 сл.
- Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – их особенности, а хвост – вывод или результат.
-Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, заполнить рабочую карту.
-По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.
13 сл.
Задание: Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице.
Подкласс | Условия обитания | Особенности внешнего, внутреннего строения | Представители |
Лучепёрые. Надотряд ганоидные рыбы. | | Хвостовой плавник непарнолопастной, плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных блях. Череп хрящевой, прикрытый костями. Жаберная крышка и плавательный пузырь. Оплодотворение наружное, икра мелкая. | Белуга, осётр, стерлядь. |
Лучепёрые. Надотряд костистые рыбы. | В водоёмах солёных и пресных, стоячих и текущих водах, тропических, умеренных и полярных широтах. | То же самое. | Сельдь, хек, треска, тунец, палтус, морской окунь. |
Лопастепёрые (мясистолопастные). Надотряд двоякодышащие рыбы. | Пресных водоёмах, пересыхающих водоёмах. Африка, Австралия, Южная Америка. | Большая часть скелета остаётся хрящевой, сохраняется хорда, позвоночный столб представлен зачатками верхних и нижних дуг позвонков. Жаберное и лёгочное дыхание- один или два пузыря, открывающихся на брюшной стороне пищевода. | |
Лопастепёрые (мясистолопастные). Надотряд кистепёрые рыбы. | Район Коморских островов. Затемнённые места обитания. | Хищники, имеются острые зубы. Длина тела достигает 125- 180 см., масса- 25-80 кг. Хорда - осевой скелет, позвонки зачаточные. Череп хрящевой. Плавники мясистые. | Латимерия. |
Подвели итоги семинара.
14 сл. 15 сл.
- Вернёмся к цели и выясним чем же обусловлено их многообразие? (Результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, приспособленность к конкретной среде обитания, максимальная адаптация к водной среде, богатая видами группа).
- Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».
4. Закрепление материла
1. Какие подклассы относят к классу костные рыбы?
2. Какие рыбы относятся к ганоидным?
3. Чем интересны кистепёрые рыбы?
4. Какие приспособления имеются у костных рыб?
16 сл.
5. Домашнее задание
Параграф 38 стр. 148-151
Сообщение «Значение рыб в природе. Какое действие на рыб оказывает человек».
А закончить хочу урок оптимистическими словами:
О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало:
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало!
До свидания. Урок окончен.