СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии: "Костистые рыбы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии: "Костистые рыбы"»

Конспект урока по биологии 7 класс «Класс костные рыбы»

1 сл.

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сейчас мы проверим домашнее задание, далее перейдём к изучению нового материала.

2. Проверка домашнего задания.

-Каких представителей отряда хрящевые рыбы вы знаете? (Акулы, скаты, химерообразные).

- На прошлом уроке мы с вами заполняли таблицу «Отряд хрящевые рыбы». И не заполнили одну из колоночек, какую? (Химерообразные).

- Итак, сообщение «Химерообразные». (Заполняем таблицу).

2 сл.

1 задание

Соотнесите характеристику отряда костные рыбы и представителей отряда.

Акулы

Тело сплющенное, грудные плавники сросшиеся, жабр нет.

Скаты

Хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая.

Химерообразные

Тело торпетовидное, 5-7 жаберных щелей, зрение слабое, хорошо развиты органы чувств.

3 сл.

2 задание

В предложенный текст вставьте пропущенные слова.

Хрящевые рыбы- сравнительно небольшая современная группа рыб, включающая не более 700 видов животных. Скелет в течении всей жизни остаётся …. Кожа покрыта …., напоминающей по строению зубы. Жаберных крышек нет, но есть …. ….., открывающиеся наружу самостоятельными отверстиями. Представители класса- …, …, ….

4 сл.

3 задание

Тестирование

1. Какую форму тела имеют акулы?

А) Торпетовидная;

Б) Плоская;

В) Причудливая;

2. Что имеется у скатов в основании хвоста?

А)Плавательный пузырь;

Б) Длинная игла;

В) Брызгалец;

3. Назовите отличительную особенность электрических скатов?

А) Жары;

Б) Иглу у основания хвоста;

В) Имеют электрические органы - видоизменённые мышцы;

4. Чем заканчивается хвостовой отдел химерообразных?

А) Нитевидным придатком;

Б) Плавательным пузырём;

В) Парными плавниками несросшимися;

5) Какие акулы из предложенного списка представляют угрозу человеческой жизни?

А) Тигровая;

Б) Белая;

В) Акула молот;

Г) Гигантская акула;

Д) Акула катрана.

Самопроверка:

1. А; 2.Б; 3. В; 4.А; 5. А,Б.

Сообщения:

1. «Манта - морской дьявол;

2. «Катран - сельдевая акула»;

3. «Правда и вымыслы об акулах».

3. Изучение нового материала.

5 сл.

- Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.

- В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых - рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости.

6 сл.

В Японии и Китае карп - символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб - щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка.

7 сл.

В республике Татарстан, в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.

-Какие рыб я сейчас перечислила? (Карась, щука, карп).

-Посмотрите на их внутреннее строение и скажите из чего состоит их скелет? (Кость).

-Значит, к какому классу рыб они будут относиться? (Класс костистые рыбы).

8 сл.

- Какова тема нашего урока? (Класс костистые рыбы).

- Какова цель нашего урока? (Систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб).

9 сл.

- Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.

-Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки  и представим себя любой рыбой.

Музыкальная вставка.

-Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)

-Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб.

10 сл.

- Костные рыбы (лат. Osteichthyes) — класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные. Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб.

11 сл.

-Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная.   Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

- Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны?

12 сл.

- Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – их особенности, а хвост – вывод или результат.

-Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, заполнить рабочую карту.

-По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.

13 сл.

Задание: Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице.

Подкласс

Условия обитания

Особенности внешнего, внутреннего строения

Представители

Лучепёрые. Надотряд ганоидные рыбы.


Хвостовой плавник непарнолопастной, плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных блях. Череп хрящевой, прикрытый костями. Жаберная крышка и плавательный пузырь. Оплодотворение наружное, икра мелкая.

Белуга, осётр, стерлядь.

Лучепёрые. Надотряд костистые рыбы.

В водоёмах солёных и пресных, стоячих и текущих водах, тропических, умеренных и полярных широтах.

То же самое.

Сельдь, хек, треска, тунец, палтус, морской окунь.

Лопастепёрые (мясистолопастные). Надотряд двоякодышащие рыбы.

Пресных водоёмах, пересыхающих водоёмах. Африка, Австралия, Южная Америка.

Большая часть скелета остаётся хрящевой, сохраняется хорда, позвоночный столб представлен зачатками верхних и нижних дуг позвонков. Жаберное и лёгочное дыхание- один или два пузыря, открывающихся на брюшной стороне пищевода.


Лопастепёрые (мясистолопастные). Надотряд кистепёрые рыбы.

Район Коморских островов. Затемнённые места обитания.

Хищники, имеются острые зубы. Длина тела достигает 125- 180 см., масса- 25-80 кг. Хорда - осевой скелет, позвонки зачаточные. Череп хрящевой. Плавники мясистые.



Латимерия.

Подвели итоги семинара.

14 сл. 15 сл.

- Вернёмся к цели и выясним чем же обусловлено их многообразие? (Результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, приспособленность к конкретной среде обитания, максимальная адаптация к водной среде, богатая видами группа).

- Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».

4. Закрепление материла

1. Какие подклассы относят к классу костные рыбы?

2. Какие рыбы относятся к ганоидным?

3. Чем интересны кистепёрые рыбы?

4. Какие приспособления имеются у костных рыб?

16 сл.

5. Домашнее задание

Параграф 38 стр. 148-151

Сообщение «Значение рыб в природе. Какое действие на рыб оказывает человек».

А закончить хочу урок оптимистическими словами:

О рыбах много знаем мы,

И в то же время мало:

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало!


До свидания. Урок окончен.