СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Лист- орган воздушного питания" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь молодому учителю

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Лист- орган воздушного питания" 6 класс»

Биология -6 Учитель: Паульс Л.А.

Дата 11.10.2021 Класс-6 Урок №10

Тема: Лист - орган воздушного питания растений

Цель: раскрыть особенности воздушного питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; формировать умение устанавливать взаимосвязи между строением листа и его функциями; показать планетарное значение фотосинтеза; продолжить формировать умения работать с учебной литературой, анализировать, делать выводы.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

продолжить формирование понятия о питании растений, раскрыть понятие «фотосинтез» и его сущность, показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях протекания и результатах фотосинтеза; раскрыть значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

Метапредметные

1.     Познавательные:

уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений  строить высказывания, анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты, закреплять умение представлять информацию в виде таблицы

2.     Коммуникативные:

строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; слушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

3.     Регулятивные:

формулировать цель урока и ставить задачи необходимые для её достижения ; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности;

4.Личностные:

   формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы научное мировоззрение применять полученные знания в практической деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, стимулирования и мотивации интереса к учению, контроля и самоконтроля.

Оборудование и материалы: учебник, таблица

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания ( опрос)

-Дать определение понятия лист?

-Из каких частей состоит лист?

-Какие функции выполняет лист?

-Какой газ необходим растениям и всем живым организмам для дыхания?

Лист как и другие органы растения дышит. Каким образом воздух проникает внутрь листа?

Выдающийся ученый-ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев назвал растение посредником между Землей и космосом? В чем заключается планитарная роль растений?

3.Изучение нового материала. Работа по теме урока.

- Что такое питание?

– Какие вы знаете типы питания?

– Как могут питаться растения?

Питание растений: почвенное и воздушное.

1.История фотосинтеза. Фотосинтез - процесс создания органических веществ.

История открытия процесса фотосинтеза

1771 год английский химик Джозеф Пристли - растения делают воздух пригодным для жизнедеятельности. Опыт Пристли.

1779 год голландец Ингенхуз - доказал, что свет является необходимой составляющей процесса преобразования зелеными растениями углекислого газа в кислород.

Климент Аркадьевич Тимирязев установи , что веществом улавливающим свет является хлорофилл.

Фотосинтез - это процесс образования органических веществ ( углевода) из неорганических (углекислого газа и воды) в хлоропластах на свету. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород.

Лист - главный фотосинтезирующий орган высших растений, как и у всех других органов строение листа и его функции тесно взаимосвязаны.

-Какое строение имеет покровная ткань?

-Какой пигмент находится в основной ткани?

-Какие функции в этой связи выполняет основная ткань?

-Какое строение имеет проводящая ткань? Какие функции она выполняет?

( Покровная ткань листа состоит из одного слоя клеток- клетки бесцветные, прозрачные пропускают солнечный свет; фотосинтезирующая ткань с хлоропластами- основная функция фотосинтез; губчатая ткань запасает крахмал; проводящая ткань по ксилеме в лист поступает вода и минеральные соли, а по флоэме выводятся продукты фотосинтеза.)

В тетрадях составим схему воздушного питания.

Тип питания → воздушное (фотосинтез). Орган → лист. Ткань → основная. Клетки → столбчатые. Структуры → хлоропласты. Вещества → органические (сахара).

Для того чтобы прошел процесс фотосинтеза необходимы определенные условия. Какие?

Условия фотосинтеза: свет, вода, минеральные вещества, углекислый газ, температура 25-28 градусов Цельсия, органы растения, выполняющие функцию фотосинтеза: стебель, листья, устьица, прозрачность кожицы эпидермиса.

2 Зелёные растения – автотрофы.

В процессе фотосинтеза растения из углекислого газа, содержащегося в воздухе, и воды поглощаемой ими из почвы, под действием солнечного света производят органические вещества. В виде органических веществ энергия может использоваться другими обитателями Земли ( например грибами, животными и человеком). Только зеленые растения способны усваивать энергию Солнца и переводить её форму, доступную другим живым организмам. В этом и заключается планетарная роль растений.

3. Значение фотосинтеза в природе.

Заключённые в органическом веществе энергия может сохраняться многие годы, века и даже тысячелетия. Например, каменный уголь - полезное ископаемое, которое добывает человек и использует его, сжигая и высвобождая энергию, это стебля древесных растений, подвергшиеся изменению( отсутствие кислорода, опускание на большие глубины под землю, воздействию высоких температур) с течением времени.

Рефлексивно-оценочный этап.

- Что такое фотосинтез?

- Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

- При каких условиях растения дышит ?

-Какой газ растения поглощают , а какой выделяет в процессе дыхания?

-Какой газ растения поглощают , а какой выделяют в процессе фотосинтеза?

- В чём заключается космическая роль зелёных растений?

- В чём состоит приспособленность формы листовой пластинки эффективному осуществлению процесса фотосинтеза?

-Можно ли управлять процессом фотосинтеза?

Управление фотосинтезом растений: улучшения освещённости растений, обеспечение растения водой и минеральными веществами, регулирование в парниках и теплицах температуры, регулирование в парниках и теплицах поддержание углекислого газа в воздухе



Домашнее задание: повторить параграфы 29-30, выучить основные термины.

Написать мини – сочинение « Жизнь на Земле без растений».