СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему "Регуляция и координация процессов жизнедеятельности у животных" для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Регуляция и координация процессов жизнедеятельности у животных" для 8 класса»

Регуляция и координация процессов жизнедеятельности у животных. (8 класс)

Составитель: Ермакова И.Н., учитель биологии

Цель: Сформировать знания учащихся о регуляции и координации процессов жизнедеятельности организмов

Задачи:              

1. Познакомить учащихся со строением нейрона, нервной ткани, нервной системы. Выяснить роль гормонов, эндокринной системы на организм. Доказать взаимосвязь нервной и эндокринной системы.

2. Продолжить формирование умений  работать с микроскопом, рисунками, таблицами, схемами, а так же текстом учебника.

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Оборудование:

Микропрепарат «Нервные клетки»; таблицы «Тип простейшие», «Тип Кишечнополостные». Гидра», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь», «Тип Хордовые. Класс Рыбы», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», «Тип Хордовые. Класс Птицы», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», схема рефлекторной дуги.

План урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

Наш курс называется «Биология.  Живой организм». Мы изучаем признаки живых организмов. Об одном из них мы поговорим сегодня.

ВВспомните основные признаки живого

О: Обмен веществ, питание, дыхание и т.д.

Листья комнатных растений, стоящих на подоконнике и хорошо освещённые с одной стороны (со стороны окна) повёрнуты к окну.

Человек отдёргивает руку от горячего предмета.

Инфузория уходит из капли солёной воды в каплю без соли.

В: О чём идёт речь?

ОО раздражимости.

В: Дайте определение раздражимости

О: Раздражимость – это способность организма отвечать на действие раздражителя.

Верно.   Живые организмы и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы. Для того чтобы жить, нужно постоянно решать две основные задачи – обеспечивать себе пищу и защиту от врагов. Если все влияния окружающей среды разделить на благоприятные и не благоприятные, то задача организма активно стремиться навстречу благоприятным воздействиям и избегать   неблагоприятных. Такое поведение будет способствовать выживанию.

       Чтобы осуществить это, организму нужно быть хорошо информированным о том, что его окружает, чего ему следует ожидать в данном месте и в данный момент и действовать адекватно сложившейся ситуации.

       Сегодня мы поговорим о координации и регуляции процессов жизнедеятельности у животных.

ВВспомните какие системы органов осуществляют связь организма с внешней средой?

ОНервная и гуморальная

В: Какой тканью образована нервная система?

ОНервной

Нервная ткань состоит из нервных клеток- нейронов (рис.32) Каждый нейрон состоит из тела от которого отходят несколько коротких и 1 длинный отросток. Нервные клетки образуют нервную ткань, та в свою очередь нервную систему

Нервная система впервые появляется у кишечнополостных. Первоначальным, наиболее примитивным типом нервной системы является диффузная нервная система. (рис. 33). Сравните типы нервной системы у гидры, планарии и собаки. В чем их отличия? Различают следующие типы нервной системы:

       • Сетчатая (диффузная) — образована отдельными нервными клетками, которые своими отростками соединены друг с другом. Простая и примитивная система.

• Стволовая (лестничная) — в голове расположены нервные узлы, от которых отходят нервные стволы. Характерна для плоских и круглых червей

• Узловая — в отличие от стволовой, в ней намного больше узлов, не только в головном конце, но и на всей нижней (брюшной) стороне тела. Узлы расположены последовательно. Характерна для кольчатых червей и членистоногих

У Моллюсков нервная система разбросанно-узлового типа, то есть существуют узлы, отвечающие за определенные отделы тела и органы, но расположены они не последовательно.

•Трубчатая — в период эмбрионального развития хордовых закладывается нервная трубка, которая остается такой до конца жизни у Ланцетников или развивается в головной и спиной мозг у Позвоночных.

       Как же работает нервная система?

Если прикоснуться к щупальцу гидры иглой, то она сожмётся в комок. Это ответ организма на раздражение. От момента действия раздражителя до ответной реакции проходят секунды. Но за это время нервная система выполняет огромную работу. Мы сравнивали дендриты с антеннами именно потому, что их окончания улавливают

все воздействия из внешней среды. Итак, получен сигнал «укол иглой». Но чтобы животное отреагировало на сигнал, нужно передать его на командный пункт (пило нейтрона), где он анализируется, оценивается и формируется в данном случае образ врага. Теперь, когда обстановка ясна и нужно отдать приказ тем системам, которые смогут уберечь от этой опасности. В данном случае это мышцы, их сокращение вызывает сжимание гидры в комок. Таким образом осуществляется ответная реакция организма на раздражение при посредстве нервной системы такая реакция получила название рефлекс.

Запишем в тетрадь: Рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителя, происходящая, при участии нервной деятельности.

Сокращение мышц и сжатие гидры в комок, если мы уколем ее иголкой - ответная реакция организма.

Наиболее развита нервная система у позвоночных животных. У них она состоит из головного и спинного мозга. Главным координирующим центром является головной мозг. Он состоит из 5 отделов, выполняющих определенные функции.

Составьте схему «Отделы головного мозга» и напишите функции каждого отдела (стр. 44).

Роль гуморальной регуляции в жизнедеятельности животных заключается в координации процессов жизнедеятельности через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями. У человека, зверей и птиц гормоны вырабатываются в специальных органах – эндокринных железах. Недостаточное или избыточное выделение гормонов, может привести к эндокринным заболеваниям.

Гуморальная регуляция контролирует процессы, которые протекают в организме медленно. Например, при повышении концентрации углекислого газа в крови она стимулирует дыхательный центр: происходит учащение дыхания и увеличение глубины вдоха. Также гуморальная регуляция обеспечивает взаимосвязь клеток и органов у примитивно устроенных организмов, не имеющих нервной системы. У высокоразвитых животных, включая человека, гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции


Вывод:  Координация и регуляция жизнедеятельности организма, а так же взаимодействия его с внешней средой осуществляется посредством нейрогуморальной регуляции.

       А сейчас мы вспомним, что мы узнали на уроке.

Закрепление изученного материала: «Какие утверждения верны?»

1.Раздражимость – это способность организма отвечать на действие раздражителей (+)

2.Нейрон – короткий отросток нервной клетки (-)

3.У кишечнополостных  сетчатая нервная система (+)

4.Рефлекс осуществляется при участии нервной системы (+)

5. Гормоны вырабатываются органами выделительной системы (-)

6. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью нервов (-)

7. Эндокринные железы вырабатывают гормоны (+)

8. Самая сложная нервная система у птиц (-)

9. В головном мозге выделяют 7 отделов (-)

10. Нейрогуморальная регуляция оказывает влияние на работу всех органов (+)

Д/З: § 11, ? 1,2, 5 (устно), рисунок «строение нейрона» в тетрадь.

Индивидуальные вопросы: 1. В чем различие нервной и эндокринной систем? 2. Какие заболевания возникают при нарушении выработки гормонов? 3. Какими органами эндокринной системы вырабатывается гормон адреналин, инсулин, гормон роста? 4. Какой микроэлемент необходим для нормальной работы щитовидной железы, в каких продуктах он содержится?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!