Тема: Различия однодольных и двудольных растений.
Цель: Познакомить учащихся со всеми различиями однодольных и двудольных растений.
Задачи:
1) - Продолжать формирование понятий однодольные и двудольные растения;
- познакомить с различиями этих классов и с понятиями «класс» и « семейство».
2) Развивать память учеников;
- работать над связным высказыванием при помощи ответов на вопросы учителя;
- развивать логическое мышление с помощью предложенных на уроке заданий.
3) Воспитывать в учениках интерес к окружающему миру.
Оборудование: схема, таблица, картинки, новые слова.
Новые слова: однодольные, двудольные, класс, семейство.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Беседа.
Цель: вспомнить тему покрытосеменные растения , отвечая на вопросы учителя, при этом ребенок может пользоваться записями в тетради.
- Какую большую тему мы проходили на предыдущих уроках?
- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Какие признаки покрытосеменных растений вы можете назвать?
После вопросов и беседы на доску вывешивается схема.
А теперь давайте взглянем на доску.
На доске висит схема, на которой изображен персик в разрезе. Дети должны выйти и показать где у персика мякоть, а где семена. И сказать, что у покрытосеменных растений семена защищены и находятся внутри плодов.
3. Изучение нового материала.
Объявление темы урока.
Рассказ учителя с опорой на наглядность о различиях однодольных и двудольных растений.
На доску во время рассказа вывешиваются картинки с различиями однодольных и двудольных растений:
- корневая система: мочковатая и стержневая;
- листья: всегда простые и простые и сложные;
- жилкование: параллельное или дуговое и сетчатое;
- цветок: лепестков обычно 6 и лепестков и чашелистиков по 5 или 4.
Так же во время рассказа на доске появляются новые и уже знакомые детям слова: однодольные, двудольные, класс, семейство.
Проблемные вопросы:
Как вы думаете, к какой группе относится такое растение как земляника? Почему?
Если у растения мочковатая Корневая система, поперечное жилкование и 1 семядоля, к какому семейству оно может относиться? Почему?
4. Закрепление нового материала.
А) Работа в тетради.
Дети записывают тему урока.
После этого с помощью учителя дети заполняют в тетрадях таблицу:
Группа Признак | Однодольные | Двудольные |
Зародыш семени | состоит из 1 семядоли | Состоит из 2 семядоль |
Корневая система | мочковатая | стержневая |
Листья | всегда простые | простые и сложные |
Жилкование | параллельное или дуговое | сетчатое |
Цветок | лепестков обычно 6 | лепестков и чашелистиков по 5 или 4 |
Б) Закрепление нового материала.
Работа с доской.
На доске сбоку развешены картинки с различными растениями.
Сверху на доску учитель прикрепляет 2 таблички; однодольные и двудольные.
Дети должны правильно соотнести и расставить растения в соответствующий столбик и объяснить, почему они определили растение именно в этот класс\столбик (растения на картинках подписаны, изображены полностью, включая корни).
Картинки: лилия, орхидея, овёс, кукуруза, осока, помидоры, огурцы, вишня, шиповник, горох.
5. Обобщение материла.
Обобщающая беседа учителя с учениками.
6. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Прочитать учебник на стр. 103 - 104 и ответить на вопросы в конце параграфа.